Изменения в системе форм числа существительных
Как известно, категория числа выражает представление о единичности / множественности предметов. Однако полной соотнесенности форм числа и реальной единичности / множественности в РЯ нет. Ср. хотя бы сметана – сливки, тушь – чернила.
Изменения, наблюдаемые сейчас в сфере форм числа существительных, касаются их употребления, но не образования. Отметим несколько из них.
1. Развитие у форм ед. числа собирательного (обобщенно-собирательного) значения. Формы с этим значение появились уже давно и закрепились, например, в названиях памятных дней (День учителя, рыбака, геолога и т.п.), на вывесках («Женское платье», «Рыба»).
Формы ед.числа с этим значением обозначают:
– множество предметов, лиц, явлений, связанных с определенной ситуацией и представленных как единое целое: «Инструмент в машине забыл» – не конкретную отвертку, а инструменты вообще (это собственно собирательное значение);
– класс, разряд предметов: см. классические примеры Книга – лучший подарок; Собака – друг человека; а также Читатель ждет интересных книг; Специалист всегда востребован; Щука здесь не водится; На человека зубр нападает редко. Такое значение появляется в контекстах, где нет указания на время, место, конкретные обстоятельства. Это обобщенное значение форм ед.числа; от собственно собирательного его отличает отсутствие намеков на конкретную ситуацию.
2. Рост числа существительных, способных иметь форму обоих чисел, и связанная с этим лексикализация форм мн. числа.
Как известно, наличие соотносительных форм ед. и мн. чисел – грамматический признак конкретных существительных. Существительные других лексико-грамматических разрядов имеют форму одного числа – или единственного (молоко, цемент, молодость, строительство, воронье, учительство), или, реже, множественного (опилки, хлопоты, сумерки, дрова).
Однако уже давно у отдельных вещественных и отвлеченных существительных стали употреблять формы обоих чисел: вареные колбасы, «Вешние воды», «Первые радости», сильные боли и т.п. Однако в парах типа вода – воды, боль – боли не выражено противопоставление «единичность – множественность предметов». Формы мн. числа вещественных и отвлеченных существительных приобретают особые лексические значения, отличные от лексического значения слова в форме ед. числа. Этот процесс называется лексикализацией грамматических форм (в нашем случае – форм мн. числа).
К концу ХХ в. у отвлеченных существительных заметно активизировался процесс опредмечивания и конкретизации. Это значит, что существительное начинает обозначать не действие или состояние, а отдельное проявление качества, свойства, состояния или действие как отдельный акт. Ср.: емкость (как свойство) – емкости (сосуды), демонстрация (показ) – демонстрации (шествия), переживание поражения – серьезные переживания. В результате у существительных, вовлеченных в этот семантический процесс, появились формы мн. числа, но с другим значением. Они отмечены у сущ. антагонизм, вредность, выброс, данность, инициатива, мощность, недосказанность, отвлеченность, подход, реальность, риск, срыв, условие, эволюция, энергия и др.: выбросы в атмосферу, достигнутые договоренности, серьезные риски, новые подходы.
У форм мн. числа отглагольных сущ. может развиваться метонимическое значение по модели «действие – результат этого действия»: заготовка продуктов на зиму – осенние заготовки, посадка леса – лесопосадки. Форма мн. числа окончательно закрепилась у сложных слов, обозначающих сложное, многоактное действие типа лесозаготовки, хлебопоставки, хлебозакупки, практически вытеснив форму ед. числа.
Увеличивается и число вещественных сущ., способных иметь форму мн. числа: граниты, мраморы, сахарá, смолы, чернозёмы и др. Эти формы обозначают сорта, виды, типы веществ. У закрепившихся в РЯ форм мн. числа типа промтовары, стройматериалы, нефтепродукты, хлебопродукты фактически развивается собирательное значение – нерасчлененной множественности (как у бельё, листва и т.п.).
Таким образом, в ряде случаев формы ед. и мн. числа расходятся по значению. С одной стороны, не все лексико-семантические варианты многозначных слов (ЛСВ) способны изменяться по форме (сущ. бумага в значении ‘материал для письма’ по числам не изменяется, а в значении ‘документ’ имеет форму обоих чисел). С другой стороны, у форм мн. числа формируются новые значения, отсутствующие у форм ед. числа. Например, форма средства имеет значение не только ‘способы действия’, ‘орудия’, ‘лекарства’ (средство / средства передвижения, средство / средства от насморка), но и ‘деньги, кредиты’ (наличные средства). Формы типа боли, муки обозначают высокую интенсивность проявления состояния.
3. Рост числа конкретных существительных, у которых форма ед.числа употребляется все реже: шпрота – шпроты, пинетка – пинетки.
В этот процесс вовлечены слова нескольких лексико-семантических групп, например:
– существительные, называющие конкретные предметы, обычно существующие парами: бахилы, варежки, гольфы, калоши, наушники, перчатки, усы, ходули и т.д.;
– существительные, называющие предметы, обычно представленные как совокупности: вирши, стихи, доспехи, издержки, пени, пожитки и т.д.;
– существительные, называющие процесс как единое сложное явление: гастроли, заморозки, козни, неполадки, пререкания, ужимки.
Результат данного процесса отражают словари, давая в качестве начальной форму не единственного, а множественного числа.
У некоторых существительных формы мн. числа настолько активны, что конкурируют с формами ед. числа за роль названия конкретного предмета: антресоль – антресоли, кружево – кружева, сходня – сходни, ширма – ширмы и т.п.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1306;