Интеллектуальная собственность. Авторское право.
Термин «интеллектуальная собственность» происходит из французского законодательства конца 18 века, где становление прав на результаты интеллектуальной деятельности базировалось на теории естественного права. Смысл этой теории, получившей воплощение в работах философов-просветителей Вольтера, Дидро, Гельвеция и других, заключается в том, что произведенное человеком – суть его собственность, и создатель – исключительный правообладатель созданного. Это право неотъемлемо от человека, независимо от государственного признания. Государство выступает гарантом от посягательств третьих лиц.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельность и средства индивидуализации. Это понятие, являющееся частью гражданского права, охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, телевизионным и радиопередачам, изобретениям, промышленным, товарным знакам, фирменным наименованиям и т.п. Следует подчеркнуть, что объектами интеллектуальной собственности являются только те, на которые распространяется действие соответствующих правовых актов.
Ведущим правовым институтом интеллектуального права является авторское право. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, это интеллектуальные права на произведения науки, литературы, искусства. Природа, сущность авторского права – это достаточно сложный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение. Существовало и существует множество теорий относительно природы авторского права.
В работах Е. Моргуновой, О. Рузановой рассматривается проприетарная (от англ. Proprietary – частнособственнический) теория возникновения авторского права, основанная на праве собственности на произведение, аналогичное праву собственное на движимое имущество. Эта теория признается справедливой, так как, собственность представляет собой господство лица над неким имуществом, вещью. Господство лица над произведением, принадлежность творческого результата автору – авторское право. Однако объект собственности в авторском праве имеет нематериальную сущность. Эта особенность ведет к неограниченности объекта в пространстве и, следовательно, позволяет использовать его неограниченному кругу лиц. В. Дозорцев указывает, что необходимой задачей при этом является обособление одного результата интеллектуальной деятельности от ближайшего, аналогичного продукта. Решение подобной задачи не применяется к вещам, ограниченным в пространстве, материальным. Кроме того, права авторов, в отличие от права собственности, имеют временные рамки. Существует и другое различие, отмеченное К. Победоносцевым, основанное на особом свойстве авторского права: «Право собственности на вещь продолжается до тех пор, пока вещь существует… Не таково свойство авторского права в настоящем его состоянии. Произведение еще существует, а авторское исключительное право может прекратиться». Приведенные отличия авторского права от права собственности на материальный объект не являются исчерпывающими, но и они позволяют рассматривать авторское право как право и собственность особого рода.
Известна теория Шмидта, согласно которой «основание авторского права заключается в том, что данное сочинение силою работы, потраченной на него, становится как бы частью личности самого автора».
Выработаны и другие теории авторского права. Например, теория исключительных прав получает развитие в законодательстве ряда стран, деликтная теория не получает признания, существуют сторонники теории ренты. Все это указывает на многообразие подходов к проблемам авторского права. Теории в юридической науке систематизированы и сводятся к двум видам: частноправовому и публичноправовому (общественноправовому). Основа частноправовых теорий – постулат о том, что права человеку принадлежат в силу его природы. Основа публичноправовых теорий – положение о том, что права даны государством.
Авторским правом охраняются результаты интеллектуальной, творческой деятельности. Творчество возможно только при наличии определенной свободы, определенного дара к такой деятельности. Кроме того, существенен и компонент сотворенного мира, в котором происходит творческий процесс, и из которого автор находит материалы для творчества. Прогресс общества, по мнению И. Покровского, возможен только в прогрессе отдельных личностей. Прогресс личности во многом определяется творчеством. Под творчеством в науке авторского права понимается «духовная, интеллектуальная деятельность, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность и создает качественно новый, ранее не существовавший результат. Элемент новизны, создаваемый индивидуальностью автора, его воображением, видением, представляется необходимым показателем творчества». Общество, рассматривая индивида, признает его самобытность, поощряет его творческую активность, защищает его права. Отношения, регулируемые и охраняемые авторским правом, не касаются назначения, ценности, полезности, общественной значимости и достоинства произведения. Такие условия и способствуют возникновению всеобщего авторского права, которое наступает в силу самого факта создания произведения науки, литературы, искусства.
Участником отношений, регулируемых авторским правом, признается автор (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. Одним из основополагающих принципов, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 3. ст. 1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. Также субъектами авторского права могут выступать правопреемники авторов произведений науки, литературы, искусства, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Согласно ст. 18 Гражданского Кодекса Российской Федерации в состав правоспособности гражданина, возникающей в момент рождения и прекращающаяся в связи со смертью, входит возможность обладать правами автора произведения науки, литературы, искусства (44). Таким образом, возраст, пол, состояние дееспособности для признания за лицом авторства не имеют значения. Однако для осуществления авторских прав требуется достижение четырнадцатилетнего возраста.
Обычно под авторскими правами в науке авторского права понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством. Основной характеристикой субъективных авторских прав является их исключительность. Исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права способен решать вопрос об осуществлении правомочий автора, связанных с использованием произведения. Это право не означает отсутствия потенциала на свободное использование произведения в предусмотренных действующим законодательством случаях. Парадигма отдельных неимущественных прав согласно науке авторского права состоит в неотчуждаемости их от личности автора. К ним относят право авторства и право на имя. Исключительным характером обладают все авторские права, принадлежащие авторам или правообладателям. Авторским правом предоставлены для авторов определенные правомочия, связанные с созданием творческого произведения. С. Богацкая в своих исследованиях указывает, что единое авторское право состоит из отдельных авторских правомочий, называемых субъективными авторскими правами.
Действующее законодательство определяет следующие группы авторских прав (рис. 1):
- личные неимущественные права;
- исключительные права – права, связанные с использованием произведения (в любой форме и любым не противоречащим закону способом), то есть имущественные права. Исключительное право может быть передано другим лицам по договору, а также по иным законным основаниям. Предметом авторского права выступают отношения в связи с созданием, использованием и охраной произведений науки, литературы, искусства. Метод авторского права аналогичен методу гражданского права в целом и заключается в признании и обеспечении юридического равенства сторон регулируемых законом отношений. Принципы авторского права также тождественны принципам гражданского права, однако содержат специфические черты. Эти специфические принципы:
- Свобода творчества. Данный принцип получил отражение в статье 44 Конституции Российской Федерации, в которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
- Территориальный и (или) национальный характер авторского права, также называемый принципом гражданства, заключающийся в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования его произведения;
- Дуалистичный характер авторского права, проявляющийся в правовом закреплении имущественных и неимущественных прав;
- Охрана авторским правом формы произведения как результата творческого труда;
- Сочетание личных интересов автора с интересами общества, предполагающее возможность свободного использования произведения, не ущемляющее необоснованным образом законных интересов автора;
- Возникновение авторского права в силу факта создания произведения. Наступление и осуществление авторского права не требует регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей;
- Неотъемлемости и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
- Невозможность существования двух авторских прав на одно произведение. Из этого положения следует, что одно и то же произведение не может быть создано двумя разными людьми. При создании произведения совместным творческим трудом также возникает только одно авторское право, принадлежащее соавторам (двум и более авторам);
- Наибольшая полнота авторских прав. Принцип, исходящий из положения статье 2 Конституции Российской Федерации, объявляющей человека, его права и свободы высшей ценностью;
- Свободу авторского договора.
Рис. 1. Виды авторских прав.
Основными функциями авторского права являются:
- Обеспечение условий для правовой охраны творческих произведений науки, литературы, искусства;
- Обеспечение реального осуществления прав авторов произведений науки, литературы, искусства;
- Организацию возможностей для использования произведений, регулируемых авторским правом, в общественных интересах.
Объектами авторско-правового регулирования, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, являются следующие произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
- Литературные произведения;
- Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- Хореографические произведения и пантомимы;
- Музыкальные произведения с текстом и без текста;
- Аудиовизуальные произведения;
- Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- Другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся:
- Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
- Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Следует подчеркнуть, что само понятие «авторское право» во многом условно, поскольку основным его объектом являются специфические отношения, содержание результатов творческой деятельности, а не материальный носитель. Это право особого рода, поскольку регулирует отношения нематериальной сущности. В силу этого авторское право занимает особое место в системе наук.
Главное, что отличает объекты авторского права от объектов других областей права, это творческий характер произведения. Любое творчество связано с антропологической и социальной сущностью человека. Творчество для человека – духовная потребность, свойственная ему от природы. Любая деятельность человека – часть обширного целого данной личности. Кроме того, не изолированность человека от общества подразумевает включение его духовной и социальной деятельности в общую духовную и социальную деятельность общества. Такое сложное взаимодействие человека и общества, воплощающееся в материальной и нематериальной сферах, – суть развития цивилизации. В то же время, справедливо отличать свободное творчество от определенного состояния производственной деятельности, выступающей частью выполняемой работы. Таким образом, объекты авторского права образуются как в гуманитарной, так и в материальной сфере. Аналогично этому происходит и применение результатов интеллектуального труда: в производственной и непроизводственной сфере. Эти положения можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Сферы формирования и использования объектов авторского права.
Именно эти особенности позволяют рассматривать понятие «авторское право» как правовую, экономическую, культурную, социальную, антропологическую, философскую, политическую, образовательную и научную категории.
Наука авторского права исследует и изучает закономерности регулирования авторско-правовых отношений. В рамках науки авторского права формируются понятия, идеи, концепции, теории авторского права. Важнейшим предметом науки авторское право выступают нормы, регулирующие отношения в связи с созданием и использование произведений науки, литературы, искусства. Эта наука призвана изучать законодательство об авторском праве, выявлять проблемы, определять перспективы развития этой отрасли гражданского права. Кроме того, наука дает толкование терминов, категорий, понятий авторского права, изучает и обобщает практическое применение норм права. В рамках науки авторское право подвергаются изучению и анализу те общественные отношения, которые возникают и развиваются в рамках авторского права, что является одной из важнейших задач данной научной категории. Юридические факты, дискурсы, относящиеся к авторско-правовым отношениям, также являются предметом научного изучения. Особое внимание для науки авторское право представляет ретроспективный анализ знания об авторском праве, историческое развитие, включающие отечественную, зарубежную историю, а также историю международного взаимодействия в области авторского права.
Таким образом, наука авторского права способствует наиболее полному пониманию принципов и компонент правового регулирования, образованию системного представления об этом социальном институте в целом, определение его значения и перспектив развития.
Авторское право – не совокупность специфических, взятых в изоляции норм права, это система взаимодействующих во многих плоскостях элементов. В связи с этим актуален системный подход. Именно он способен наделить это пространство конкретным содержанием, выявить динамику образуемой системы. Этого достаточно, чтобы рассматривать авторское право как целостную сущность и определять его роль в процессе социокультурной детерминации, поскольку речь идет о процессах формирования и авторского права, и права в целом.
Авторское право может характеризоваться обширными проблемными аспектами. Выявление проблемно-тематического комплекса возможно при проведении содержательного анализа периодической литературы. Для этих целей возможно использование материалов следующих периодических изданий: «Интеллектуальная собственность: Авторское и смежные права» (издание, посвященное вопросам авторского права), «Гражданское право», «Юрист», «Хозяйство и право», «Актуальные проблемы российского права», «Вестник гражданского права» «Журнал российского права», «Право: теория и практика», «Юрист компании» (издания, рассматривающее общеправовые теоретические и практические вопросы современного права).
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1433;