Проверка языка и тела
Как я использую свою улыбку?
Стою ли я прямо?
Есть ли у меня контакт глазами?
Не выгляжу ли я нервным?
Как я использую свои руки?
Как я, вхожу в комнату?
Является ли мое рукопожатие сильным и деловым?
Стою ли я очень близко или очень далеко к людям, когда говорю с ними?
Дотрагиваюсь ли я до человека, когда говорю с ним?
Позитивные сигналы | Негативные сигналы |
использование пространства | неиспользование пространства |
спокойствие | нервность |
стоять удобно | крутить объекты |
сидеть асимметрично | указывать |
контакт глазами | дотрагиваться до лица |
открытые ладони | сжатые кулаки |
Мэри Спиллейн строит сходную таблицу положительных и отрицательных сигналов. При этом она упоминает, что ей довелось анализировать общее собрание Би-Би-Си по видеопленке без звукового сопровождения. «И без слов было понятно, кто кого уважает, кто кого ненавидит и кому все происходящее безразлично. Осознаете ли вы, как много истинных чувств по отношению к своим коллегам у вас может быть написано на лице?».
Положительные сигналы | Отрицательные сигналы |
Сидите прямо, напряженно, подавшись вперед, свыражением настоящего интереса | Ерзаете на стуле |
Смотрите на говорящего | Рассматриваете потолок и вывески за окном |
Делаете записи не постоянно, фиксируете ключевые моменты | Чертите бессмысленные линии |
Поворачиваетесь к говорящему за столом президиума | Отворачиваетесь |
Когда вы слушаете, у вас должна быть «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед | Скрещиваете руки на груди, всем видом показывая: я не слушаю |
Используете открытые жесты: руки открыты или подняты вверх, словно вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам | Используете закрытые, угрожающие жесты: машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение |
Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение | Сидите с невозмутимым видом, ворчите или цинично ухмыляетесь |
Визуальный облик задается временем и господствующими в тот период тенденциями. В этикетную эпоху, пишет Болеслав Яворский, вырабатывалась особая походка и осанка, благодаря занятиям фехтованием, навыкам верховой езды, танцевальными позициями. И все это видно на портретах того времени. Наполеон, заказывая в 1805 году Давиду картину коронования, поставил условием, чтобы фигуры были изображены в их реальной моторности, без условных этикетных поз или абстрагированных обликов. Восприятие этой нормированности поз можно объяснить такими словами Павла Флоренского: «Жест образует пространство, вызывая в нем натяжение и тем искривляя его». То или иное искривление пространства будет по-разному восприниматься зрителем.
Роман Якобсон предложил такое разграничение между слуховыми и визуальными знаками: для первых более важно временное измерение, для вторых - пространственное. При этом визуальные знаки также обладают своей долей условности. Например: «Царь, Император, полководец, вождь, когда они изображаются не сами по себе, в своей внутренней сути, а в качестве властелинов, должны браться именно в профиль».
Лидеру следует постоянно помнить о своем выражении лица, поскольку контроль невербальной сферы мы в состоянии осуществлять в гораздо меньшей степени, чем сферы вербальной. И мы не можем заявить подобно ироническому пассажу Джона Пристли, который говорил:
«Наконец-то мне открылась истина. Мало сказать, что мое лицо не выражает правдиво мои чувства - оно их страшно утрирует. Где бы я ни появился, всюду я распространяю о себе чудовищную клевету. У меня такое впечатление, будто мне навязали чужое лицо, принадлежавшее какому-то неведомому человеку, с которым у меня нет ничего общего. Неудивительно, что обо мне так часто судят превратно, принимая за мои истинные чувства гримасы и ужимки моего лица, которым я не в силах управлять».
Особую роль играют предвыборные фотографии кандидатов, особенно в наших условиях, когда только 5% избирателей знакомятся с программами. Р. Барт пишет о предвыборной фотографии как о такой, которая создает личностную связь между кандидатом и избирателями.
Телевизионный предвыборный вариант достаточно подробно рассматривался Э. Ноэль-Нойман. Так опрос телеоператоров показал, что фронтальная съемка на уровне глаз, по их мнению, вызывает «симпатию», создает впечатление «спокойствия», «непринужденности». Показ сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») вызывает «антипатию», создает впечатление «слабости», «пустоты».
Исследовалось также влияние публики на экране, что привело к следующим результатам: «При экранной передаче реакции публики решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса - своего рода «картинки», посредством которой можно усилить или ослабить впечатление (например, эффект аплодирующей публики). Можно дать общий план публики, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лица. Чем больше людей на экране, тем сдержаннее передаваемое впечатление, чем меньше людей в «картинке», тем интенсивнее впечатление».
И еще один важный вывод: политик производит неблагоприятное впечатление, когда беседует с журналистом противоположной политической ориентации, поскольку в подобном случае на экране демонстрируется отчужденность: оттопыренные локти, взгляд, избегающий собеседника, закинутая нога на ногу. При этом, когда политика хотят показать с отрицательным оттенком, оператор имеет возможность несколько дольше фиксировать несимпатичные для зрителя особенности мимики и жестикуляции. Это, например, ритмичное покачивание из стороны в сторону во время говорения, взгляд, устремленный на собеседника или куда-то в сторону и т.д.
Как видим, лидер неотделим от чисто физического впечатления. И не только лидер: часто целая эпоха начинает ассоциироваться с тем или иным визуальным обликом. Для сталинского времени - это «Девушка с веслом». Этот редкий случай «обнаженного тела» местные власти обычно сразу одевали при помощи цемента или раскраски.
Нейролингвистическое программирование, предложив, что у человека может быть тот или иной доминирующий канал коммуникации, предлагает ряд интересных правил для случая визуального канала с использованием некоторых данных НЛП. Например: чтобы успокоить собеседника, авторы предлагают подражать его языку тела.
«В большинстве случаев ваш собеседник просто не заметит, что вы его копируете, - по крайней мере, на внешних уровнях сознания. При этом на внутренних уровнях сознания он (или она) будет видеть свое зеркальное отражение. С самим собой ему комфортно, а поскольку вы (ваша поза) так похожи на него, то и вы становитесь не опасны - и рядом с вами ему тоже становится комфортно. В этот момент собеседник расслабляется, барьеры исчезают, и общение налаживается».
Мы также должны упомянуть одну из важнейших характеристик визуальной коммуникации, ради которой, вероятно, она часто и реализуется. Визуальная коммуникация не является столь же многозначной, как коммуникация вербальная. Это говорит о том, что она подлежит гораздо большему контролю.
Добавьте сюда и информацию, которую несет цвет. Синий выступает как признак авторитетности. Поэтому полицейские во многих странах одеты в разные варианты именно этого цвета.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 315;