Характеризуясь особой направленностью, наличием цели, наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания человеком окружающего мира.
В процессе изображения художник всегда ставит конкретные задачи перед наблюдением натуры, а точность изображения, необходимая для правдивой, выразительной передачи объекта изображения, требует пристального, внимательного наблюдения этого объекта во всех его аспектах, что определяет развитие наблюдательности у художников.
5. Особенности зрительной памяти и представлений у художника. Психологический анализ творческого процесса в изобразительном искусстве свидетельствует, что восприятие натуры само по себе никогда не исчерпывает ее познания, а значит, и не дает всего необходимого материала для изображения. Среди выдающихся художников нет ни одного, кто бы создавал свои произведения исключительно с натуры, не используя образов памяти, имеющихся представлений. Почти у каждого из художников, особенно у пейзажистов, есть работы, выполненные целиком с натуры, но это лишь отдельные не всегда многочисленные работы, по которым нельзя судить об особенностях творческого процесса художника.
Изобразительное творчество немыслимо без оперированияобразами памяти и представлений художника, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ, необходимый художнику для реализации этого образа в художественное произведение. Каждый художник должен в совершенстве владеть полноценным динамичным (подвижным) образом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте, с различными условиями освещения. Конечной целью для художника является такое знание предмета, которое давало бы возможность изображать его по представлению. Н. П. Крымов говорил, что «надо писать с натуры, и возможно так изучить предмет, настолько хорошо его понять, чтобы писать от себя, как с натуры».
Творческие успехи художников, как правило, обусловлены в большей или меньшей степени хорошей зрительной памятью художников, их умением изображать по представлению.
Блестящей зрительной памятью обладали замечательные русские художники: Куинджи, И.Айвазовский, Левитан, французские художники Г. Доре, Э. Дега, испанец Эль Греко.
В течение всей своей жизни Г. Доре регулярно упражнял свою память, чтобы не зависеть от модели. Острая наблюдательность и необычайная зрительная память служили основой для прославивших его иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, Библии.
Э. Дега, гуляя по улицам Парижа, запоминал облик встречавшихся ему людей и, придя домой, зарисовывал их по памяти, считая, что «...гораздо лучше рисовать то, чего больше не видишь, но удержал в памяти». Айвазовский писал свои морские пейзажи на основе того, что сохранялось в его памяти от постоянного наблюдения моря, которому он посвятил все свое творчество. Он утверждал, что «...движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры… для этого художник должен запоминать их».
Как правило, случайные подробности увиденного не задерживаются в памяти, закрепляется только самое существенное и характерное, то есть именно то, что необходимо для последующего обобщенного изображения. Чем сильнее развита зрительная память, тем больше существенных подробностей увиденного в ней оседает. Зрительная память развивается на основе практического опыта а также специфики восприятия. Повышенная способность художников запоминать тесно связана с наблюдательностью, то есть аналитической работой сознания, занятого поисками внутренней зависимости и пропорциональности между предметами и явлениями, установлением связи между частями и целым, критическим отбором существенного и выделением характерного в натуре и т. д.
Можно сделать вывод, что в процессе обучения изобразительному искусству возникают четыре основные, связанные друг с другом педагогические задачи, способствующие развитию важнейших для будущих художников качеств:
1) воспитывать и всячески развивать у учащихся природную способность к наблюдению;
2) научить их цельно видеть, то есть воспринимать действительность во всем ее многообразии и внутренней связанности;
3) развивать и укреплять зрительную память;
4) научить умению вызывать у себя представление о ранее воспринятом.
Чтобы яснее и лучше понять значение этих важнейших для будущих художников качеств и установить методы их развития, коротко проанализируем самый процесс обучения рисунку.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1618;