Религия Пляски Духов: закат эпохи индейских войн.
В Великих Равнинах с 1860-х годов не было мира; у индейцев не осталось надежды на улучшение ситуации в отношениях с американцами, в сохранении индейской земли за коренными народами. Индейцы были вынуждены переселяться в резервации, на пути в которые умирали тысячи людей. Отсутствие или недостаточное количество пастбищ, лесов, дичи, бизонов и пригодных для земледелия почв и климата сказывалось на том, что хозяйство в резервациях в большинстве случаев вести было невозможно. Росли смертность, голод и недовольство. Североамериканские индейцы не представляли собой единой культурной и языковой общности в этот период, на североамериканском континенте существовало несколько десятков языковых семей. Так, апачи из семьи на-дене могли с трудом понимать индейцев санти- сиу из семьи сиу. У них были разные обряды и обычаи. Однако всех их объединяло одно любовь к жизни и к природе, дающей им дом, пищу и одежду. Хорошо сказал вождь модоков Кинтпуаш, известный по имени Капитан Джек: «Я всегда знал, что жизнь сладка; вот почему я не хотел сражаться с белыми людьми». Любовь к жизни и стремление выжить было на одной чаше весов, усталость и упадок сил, угасание племен после бесконечных войн с американцами за землю - на другой. Судьба североамериканских индейцев зависела от исторического фактора, оттого, куда будет положена гиря с решающим аргументом.
При таких обстоятельствах возникла потребность найти успокоение, опору и психологическую разгрузку с выходом из состояния постоянного напряжения. Контакты христианских церквей (в основном, это были протестантские конфессии и секты-квакеры, мормоны и так далее, и католическая церковь) с индейцами были не настолько масштабными, чтобы индейцы принимали новую религию только из интереса к ее истинам, но при этом христианство в его различных ответвлениях все-таки имело довольно большое влияние, достаточное для возникновения таких эклектических движений как Пляска Духов.
В 1860-1870-е годы стати появляться индейские пророки, говорящие о скорой гибели белых и о наступлении счастливой жизни. Одним из таких пророков был Вовока, человек, распространивший религию Пляски Духов далеко за пределы Невады. Хотя Пляска Духов появилась еще до рождения Вовоки, именно Вовока сделат Пляску Духов широко популярной в индейских племенах. Задумчивый и молчаливый индейский юноша, будучи работником на ферме у американца по имени Дэвид Уилсон, воспринял идеи христианства. По всей видимости, он имел очень тесные связи с семьей Уилсонов, ибо, проработав на ферме Дэвида около двадцати двух лет, Уилсоны дали ему имя «Джек Уилсон», как бы приняв его в свою семью. Под этим именем он
был известен среди американцев. Уилсоны были набожными христианами, благодаря им он познакомился с Библией и с основными христианскими догмами.
К тридцати годам Вовока начал проповедовать среди родного племени пайютов. Вовока учил, что скоро придет Спаситель, или Великий Дух. Он нашлет Великий потоп, который уничтожит белых людей, а индейцы укроются в горах. Все мертвые предки и родственники воскреснут и будут жить вместе с живыми. Старый станет молодым, а слепой снова обретет зрение. Вся убитая дичь вернется живой на свои луга, бизоны будут пребывать в больших количествах, земли будет много, индейцы не будут голодать. Вместе с появлением бизоньих стад начнется новая жизнь, но, чтобы она настала, нужно не переставая танцевать и верить в свое скорое спасение, ибо спасутся и обретут былые силы только верующие в Пляску Духов.
Сама Пляска Духов происходила следующим образом: племя или несколько племен, собирающиеся проходить обряд, совершали ритуальное омовение в специально выстроенной для этого бане с земляным полом и сложенными в центре камнями. Баня имела конусовидную конструкцию из сложенных веток, смазанных глиной с отверстием на вершине для выхода пара наружу. После омовений индеец наносил на себя краску и надевал «рубаху духов» для танцев. После этого племя становилось в круг и 4 дня беспрерывно танцевало. Люди танцевали до изнеможения и падали в обморочном состоянии – тогда, по признанию Вовоки, должны были прийти духи предков и могли быть видения. Многие индейцы, участвовавшие в обряде, видели убитых на войне своих жен, детей и умерших предков помолодевшими и живыми, большие стада бизонов, зеленые луга.
Бизоны играли особую роль в верованиях и в быту индейцев. Они быстро исчезали из-за того, что их массово отстреливали белые ради ценных шкур. С 1870-х годов бизонов стали убивать по «политическим» причинам - чтобы навредить и уничтожить индейцев. Бизоны для индейцев Великих равнин - это жизнь в прямом смысле слова. Они давали индейцам мясо, из бизоньих шкур индейцы делали одежду и одеяла, покрывала для типи, бизоньи сухожилия служили тетивой лука. Традиционная индейская обувь - мокасины - создавалась из выдубленной индейскими женщинами кожи бизона. Для сравнения, для одного большого типи требовалось от 16 до 24 шкур. Индейцы убивали бизонов только для удовлетворения своих первичных, хозяйственных нужд и никогда - для развлечения или для обогащения и продажи. Когда бизонов в индейских резервациях не оказалось, индейцы пытались по-другому решить проблему, однако трудности с урожаем и задержка в государственных поставках мяса, муки и денег, которые должны были выплачивать американцы по договорам за уступленные индейцами территории, приводила к голоду, болезням и сокращению численности индейцев в резервациях.
Пинающий Медведь, вождь оглаласиу, распространивший учение Вовоки среди сиу Южной Дакоты, после участия в Пляске говорил, что Вовока в процессе обряда показал всем страну, населенную бизонами и дичью, а затем великое видение исчезло. Так вождь уверовал в Пляску Духов, и так уверовали многие индейцы в то, во что желали верить и что желали видеть. По мере распространения от пайютов (штат Невада) к племенам Юты, Колорадо, Южной Дакоты Пляска Духов приобретала все более воинственный и агрессивный характер, хотя Вовока не призывал к нападению, он призывал к ожиданию чуда свыше. Назревал очередной крупный конфликт в землях сиу, которые по-своему трактовали учение Вовоки. Американцы видели в Пляске Духов угрозу своей безопасности. И на то, как мы видим, были причины. Воинственные племена сиу замышляли восстание против белых, которое следовало предотвратить. Если посмотреть на ситуацию глазами американцев, получится следующая картина. Напряженные отношения американцев и индейцев характеризовались стремлением Соединенных Штатов к расширению
своих территорий. В каком положении были американцы? Ученые из Университета Нью-Мексико подсчитали, что миграционный поток в Соединенные Штаты во второй половине XIX - начале XX веков достиг колоссальной цифры в 30 ООО человек в день. Острая нехватка земли для постройки домов, ферм, складов, административных учреждений на фоне изобилующих богатых ресурсами и зачастую плодородных земель индейцев, естественно, рано или поздно привела бы к конфликту двух сторон. Лучшим вариантом получения индейских земель стала практика заключения мирных договоров индейцев и американцев еще с XVIII века. Однако условия договоров - отказ индейцев от притязаний на бывшую свою землю в обмен на регулярную поставку продовольствия и денег - не всегда выполнялись американской стороной из-за их нехватки, больших хищений административных лиц на местах.
В индейских племенах стало нарастать недовольство, перераставшее в волнения и восстания. Если мы посмотрим на событийный ряд, то увидим, что вся вторая половина XIX века - это время постоянных войн, восстаний и конфликтов между американцами и индейцами. Восстания индейцев были не главной проблемой США в 1860-е годы - как мы помним, с 1861 по 1865 год шла Гражданская война, после которой стабильность и авторитет власти удалось установить в 1870-1880-е годы. Пересечение взаимных интересов американцев и индейцев, частые набеги на мирные поселения и неуступчивость индейцев вылилось в ситуацию «пороховой бочки». Индейцы были «бельмом» на глазу у США.
В результате Пляска Духов, которую исполняли индейцы сиу штата Южная Дакота, стала поводом для военного столкновения, которое именуется в исторической литературе «Резней у Вундед-Ни». Это считается последним крупным конфликтом индейцев и американцев. В ней были убиты два крупнейших вождя народов сиу, Сидящий Бык и Большая Нога, а также около 350 индейцев, включая женщин и детей. Резня у Вундед-Ни стала «последним вздохом» Пляски Духов, в силу которой больше никто не верил. Кроме того, она поставила точку в сопротивлении индейцев американцам, после чего эпоха индейских войн закончилась, а вместе с ней - свобода и независимость индейцев.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Правила и проблемы грудного вскармливания | | | Дуга Теннера-Струве |
Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 34810;