Отбор лучших эдафотипов
Закономерности, отмеченные в поведении климатипов, не всегда проявлялись в результате того, что при сборе семян не учитывались почвенно-экологические условия. На это в свое время обратил внимание О.Г. Каппер (1946), некоторые рекомендации разработал М.М. Вересин (1946), которые вошли и в более поздние справочники и учебники. Основные выводы М.М. Вересина сводились к трем положениям:
1) в целях повышения успешности и продуктивности насаждений сбор и использование семян следует, как правило, производить с учетом типов леса и условий произрастания, группируя их соответствующим образом;
2) в пределах каждой группы сбор семян следует производить в наиболее продуктивных древостоях, на лучших почвах;
3) при нехватке семян в некоторых группах переброску их можно допускать из смежной группы с более продуктивными древостоями и почвами в менее продуктивную в данном экологическом ряду, но не наоборот, а для равноценных по продуктивности групп — с учетом их экологических условий и диапазона приспособляемости получаемого от каждой из них лесокультурного материала.
При этом для дуба в условиях лесостепи он наметил пять групп типов леса и условий произрастания, которые необходимо разграничивать при сборе и использовании желудей.
• Первая группа охватывает нагорные свежие дубравы и переходные от них к влажным и сухим — дубняки снытевый, снытево-осоковый и осоковый (эдатопы D2-3, D2, D2-1)'.
• Вторая группа — нагорные дубняки на солонцеватых почвах «солонцах» (осолоделые суглинки) (эдатопы D1-0, D0, C0).
• Третья группа — дубняки по тальвегам и нижним склонам оврагов, на овражном аллювии и делювиальных шлейфах (эдатоп D3).
• Четвертая группа — комплекс пойменных дубрав, эдатопы колеблющегося увлажнения (D2-5, C2-5).
• В пятую группу выделились подборовые левобережные дубняки.
Исследование желудей, сеянцев и культур обнаружили наследственную и селекционную неравноценность дубняков указанных групп местопроизрастания. Так, сеянцы из желудей второй группы характеризовались чрезвычайно большим коэффициентом изменчивости по энергии роста, обилием вильчатых и тройчатых растений. Культуры из желудей этой группы в эдатопе D2 показывали худшую приживаемость и в 17-летнем возрасте отставание в росте на 25-30% от культур местного (D2) происхождения.
Сеянцы из желудей третьей группы в вегетационных опытах обнаружили меньшую засухоустойчивость и продуктивность транспирации и большую интенсивность последней, чем сеянцы плакорного дуба (первая группа), а наибольшая энергия фотосинтеза наблюдалась у них при более высокой влажности почвы. Крупные желуди дубняков четвертой группы дают крупные сеянцы с малым количеством вильчатых и тройчатых побегов. Изменчивость по энергии роста у них невелика. По данным вегетационных опытов и культур дубки пойменного происхождения значительно менее засухоустойчивы и менее продуктивны в плакорных условиях, чем местные.
Наиболее четко прослеживается своеобразие для подборовых дубняков. Неблагоприятные для дуба почвенные условия и длительное произрастание его во втором ярусе в сосняках предполагают образование здесь эдафо-фитоценотического «суборевого» экотипа дуба с рядом специфических свойств: повышенной изменчивостью, теневыносливостью, более медленным ростом и наклонностью к образованию ветвистых и корявых стволов. Так, однолетние сеянцы из подборовых желудей (эдатопы С2, В2, А1-В1) показали чрезвычайную изменчивость по энергии роста и обилие вильчатых экземпляров, особенно сеянцы из желудей А1-В1. Последние, несмотря на мелкие размеры желудей, давали в посевах-коллекциях наряду с «карликами» единичные самые крупные по высоте сеянцы и наибольшее количество сеянцев с третьим побегом. Эти черты весьма сближают их с сеянцами «солонцового» дуба. Опыты с использованием смешанных суборевых желудей в культурах в эдатопе D2 к 14 годам обнаруживали чрезвычайную пестроту и в среднем худший рост суборевых дубков, чем подроста местного происхождения.
Необходимо также заметить, что наличие двух больших групп наследственно-экологических форм — пойменной (или болотной) и нагорной(или суходольной), отмеченное для дуба, характерно также для ряда других пород: ясеня (Мюнх, П.С. Погребняк), лиственницы даурской (С.Д. Георгиевский), ивы (S. rosmarinifolia; B.H. Сукачев), сосны обыкновенной и сибирской, осины, ели, пихты и других пород.
При нехватке желудей в пределах отдельных групп можно считать условно допустимой переброску их из группы первой во вторую, третью и четвертую, но не наоборот. В отношении низко продуктивных дубняков (IV и V бонитеты) второй группы необходимы дальнейшие исследования природы их наследственной изменчивости. Возможно, что в ряде случаев окажется целесообразным высевать вместо местных семян семена от лучших древостоев, как это рекомендовал еще Буркгардт для сосны.
В отношении сбора и использования семян сосны для условий лесостепи и области хвойно-широколиственных лесов (европейская часть России) М.М. Вересиным намечено также пять групп типов леса и местопроизрастания.
• Первая группа — сложные сосняки (субори) — эдатопы В2 В3, С2, С3 и В0, B1 C0, С1,. К последней группе могут быть условно причислены и меловые боры.
• Вторая группа — свежие боры: брусничники, верещатники, кисличники, черничники и географически замещающие последние в южных массивах молиниевые травяные боры (эдатопы А2, А3).
• Третья группа — лишайниковые и лишайниково-травяно-степные боры (эдатопы А0, A1, A1 - B1 )
• Четвертая группа — боры сфагновые и долгомошники (эдатопы А5, А4).
• Пятая группа — травяно-болотно-пойменные сосняки. Преимущественно субори (эдатопы B4, В5, С4), отчасти боры (травяно-болотные).
Группа свежих боров по наследственным свойствам сосны определенно обособляется от сосняков болотных и суборей, менее существенно от группы сухих боров. При нехватке семян можно допустить переброску их из ближайших по экологическому характеру типов местопроизрастания; из группы первой в группы вторую, третью, пятую; из группы второй (свежие и влажные боры) в группу третью (из свежих боров) и четвертую (из влажных боров-черничников и молиниозников). В отношении сухих и болотных боров (группы третья и четвертая) необходимы более обстоятельные исследования природы наследственной изменчивости сосняков.
М.М. Вересин (1946) отмечал, что это ориентировочные схемы. Однако до настоящего времени вопрос о влиянии экологического происхождения семян на рост и устойчивость и в целом на характер создаваемых из них насаждений изучен недостаточно.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 658;