Образование Древнерусского государства

Начальный этап в истории российской государственности связан с образование Древнерусского государства. Однако на территории нашей страны существовали государственные образования в Средней Азии и Закавказье (сер. I тыс. до н.э. – IV в. н.э.), Причерноморья (VII в.. до н.э. – IV в. н.э.). Возникли они в результате разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества. В основе этого процесса лежали как экономические причины, так и постоянные войны с внешними врагами. Первым же государством на территории нашей страны было государство Урарту в Закавказье, рабовладельческое по своей классовой сущности. Просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н.э. Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. Держалось силой оружия. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.

Древнерусское государство – это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовало с конца IX до середины XI вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Указанную территорию с древнейших времен населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а также десятки народов финского, датского, тюркского и крымского происхождения. Отдельные восточнославянские племена объединились в крупные политические и военные союзы, упоминаемые в древнейших летописях: поляне, славяне, вятичи, древляне, дреговичи, радимичи и др. Поэтому важнейшей особенностью мировоззрения поселения Древнерусского государства, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам.

Исследования показали, что восточные славяне жили соседскими общинами, основным занятием которых было земледелие. Уже в середине I тысячелетия разложение трудового строя привело к появлению личной собственности на орудия труда и частному пользованию пахотных участков, развитию ремесел и торговли. Рост производительности труда создал возможность эксплуатации и породил социальное неравенство. В сельской общине выделяется верхушка, которая обогащается помимо эксплуатации за счет военной добычи и рабского труда. Разорившиеся крестьяне также попадают в зависимость к богатым землевладельцам. В VI – VIII вв. восточные славяне составили значительную часть населения. Главное богатство – земля. Зачастую общинные земли захватывались силой, племенными вождями, с населения взимались подати, должников обращали в рабов. Постепенно из родоплеменной знати и рабочих общинников складывается господствующий класс. Возрастает авторитет князей – военачальников и дружинников, обеспечивающих охрану от внешних врагов и захват военной добычи. Полюдье – вначале добровольно приносимая дань, - становится обязательной.

Возникновение государства было подготовлено не только социально – экономическими процессами, но и необходимого погашения военных конфликтов, поддержания мира, организацией обмена и торговых отношений. Кроме того, сложный рельеф местности и множество лесов и болот делали непроходимыми дороги, затрудняли развитие торговли. Все это создавало условия для деления власти вождей племенных союзов и их ближайшего окружения. Постепенно создаются специальные органы политической власти, складывающиеся в особую систему.

Источники VIII в. свидетельствуют о существовании трех больших политических объединений восточных славян: Куавия, Славия, Арталия. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути древнерусская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со степью.

В 882 г., согласно летописи новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любег, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским» - говорил Олег. Сам же Олег стал титуловаться великим князем. Под его властью объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев). Это объединение стало поворотным в судьбах восточных славян, позволило контролировать великий водный путь «из варяг в греки» и дало Олегу возможность приступить к подчинению своей власти остальных восточнославянских земель. Высшая политическая власть в Древнерусском государстве с центром в Киеве (Киевская Русь) была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья. Со времени первых легендарных русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, что придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государственная. Великий князь стал назначать своих многочисленных сыновей и родственников в другие земли в качестве князей, оттесняя местную знать от власти. В X в. Древнерусское государство приобрело черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепила авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную. В 996 году собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставил еси от Бога на казнь злыи, а добрыи на милованье». Опорой власти великого князя киевского была дружина, которая стала средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и население страны от врагов.

Дружина проживала на княжеском дворе в особом помещении – гриднице – и находилась на полном содержании князя. Дружинники различались по своему положению. Старшая дружина, состоявшая из богатых и знатных людей и приближенных князя, носила название «бояр», «мужей». Младшая дружина называлась «гриди», «гридь», «гридьба», а также «отроки», «детские», «дети Боярские», при этом возраст дружинника не имел значения, «отроком» мог быть и старый человек. Старшая дружина участвовала в совещаниях с князем. Из членов дружины в течение данного времени и состоял примитивный аппарат княжеского управления.

Князь вместе с дружиной ходил «в полюдье» - так назывались походы за сбором доли, которая первоначально собиралась главным образом мехами, а в XI в. уже преобладали деньги.

ИЗ числа дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего государства. В X – XI вв. существовало и практика «кормлений», когда князь даровал своему вассалу право сбора доли (или части ее) в свою пользу с той или иной волости без владения самой волостью.

При князьях и посадниках имелись тиуны – лица, выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селях и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские». Они присутствовали на суде князя или посадника. Но не редко они замещали их на суде, т.е. выполняли функции судей низшей степени.

Существовали и другие должностные лица: мытинки, взимающие «мыть» (торговую пошлину», вирники, собирающие «виры» (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за другие виды преступлений), «пятенщики» собирали «пятно» (пошлину за продажу лошадей).

Княжеская власть и ее представители на местах не могли полностью заменить деятельность крестьянской общины – «мира», выполнявшей с глубокой древности судебные, административные и финансовые функции. Общинные порядки были приспособлены к потребностям государства. Община, например, была обязана разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы), судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян.

Войско при необходимости набиралась из населения по мере надобности. Собиралось оно из всех гостей государства. Дружинники обычно были конные, войско – пешее. Князь должен был снабжать войско оружием. Из старших дружинников князь назначал и военачальников – воевод и тысяцких. В распоряжении князя был также флот – не только речной, но и морской. Летописи сообщают о морских походах на черноморские берега и в Каспийском море.

Особое место в Древнерусском государстве занимала – церковь – всесильная как в духовном, так и в политическом отношении организация. ВО главе ее стоял поставленный (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а ф некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно – административными округами – епархиями. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448г. формально подчинялась ее юрисдикции.

Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце Xв. В церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов – десятина. Церковь обладала правом собственности на обширные территории – «вотчины», что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, проживающих на этих землях. Священнослужители и их имущество было освобождено от налогов и повинностей.

В конце X в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебной пошлины по делам семейно – бытового характера. Особый класс находился в повиновении церкви, а не князю: иерархи, священники, монархи церковно – служители; лица, находившиеся на попечении церкви – старые, увечные, богатые, изгои (т.е. лица, лишенные прав гражданского состояния, оказавшиеся вне своего сословия); лица, зависимые от церкви – холопы («челядь»), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.

В Древнерусском государстве действовало вече – народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и жители пригородов и даже деревень. Одной из его функций было комплектование народного ополчения и выборы его военачальников – тысяцкого, сотских, десятских. Со временем тысяцкий стал назначаться князем из своих приближенных.

В XI – XII вв. Все случаи упоминания вечевых собраний в летописях связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы, стихийных бедствий или значительного голода княжеская администрация оказывалась не в состоянии решить проблемы. Исключением из этого составляли только Новгород с его «пригородом» Псковом и в какой-то мере Полоцк. В целом сложившийся строй Древнерусского государства, характер власти князя и окружавшей его знати исключали возможность систематического функционирования народных собраний.

Древнерусское государство имело дипломатические отношения со многими государствами Западной Европы, Византией (часто воевала с ней) и другими ближайшими соседями. Объединение Восточных славян в единое государство обеспечивало дальнейшее развитие их экономики, международных связей, формирование трех братских народностей (русской, белорусской, украинской).

Существующая норманнская теория, по которой государство восточных славян создали варяги (норманны), опровергается тем, что во время появления варягов в Новгороде там уже сложилось государство, а сами славяне имели гораздо более высокий уровень социально – экономического и социально – политического развития чем варяги. Еще в XVIIIв. Неосновательность норманнской теории доказана в М.В. Ломаносовым.

Особенностью государственного устройства России было то, что она на протяжении всей русской истории вплоть до 1917 г. Россия всегда оставалась по форме правления монархией. После 1917 г. в управлении страной также сохранялись определенные черты монархической власти.

Особенности государственного устройства России определялись, главным образом, следующими факторами:

1. географическое положение: отсутствие естественных границ приводило к постоянной военной угрозе со стороны недружелюбных соседей: печенегов, половцев, хазар, татар, немцев, шведов и др. Подсчитано, что с XI по XV век Россия имела в среднем один год войны на один год мира, а с XV по XX век – два года войны на один год мира. Следовательно, географическое положение диктовало необходимость сильной центральной власти для организации обороны.

Географическое положение России во многом определяло и ее геополитическое положение, а точнее, геополитическое одиночество. Как отмечал в свое время император Александр III, у России есть только два союзника: это ее армия и ее флот. В этих условиях только сильное государство имело шансы на геополитический успех.

2. Огромный размер территории государства: Россия больше Китая в 5 раз, США – в 3 раза, Франции – в 44 раза. Но чем больше размер территории, тем более сильная власть требуется для ее освоения и удержания.

3. Многочисленность населения при его слабой плотности. Труднее объединить в государстве, заставить подчиняться единым законам 160 млн., чем 5 млн. человек.

4. Национальная, языковая, религиозная, бытовая, хозяйственная дифференциация населения: на территории страны проживало до 170 национальностей, представители которых исповедовали до 30 религий. Население страны говорило и продолжает говорить более чем на сотне языков, принадлежащих к различным языковым семьям. Образ жизни и способы ведения хозяйства также кардинально отличаются в разных частях страны. В этих условиях только сильная власть способна обеспечить государственное единство.

5. По оценке В.О. Ключевского: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной территорией».

Эти и другие условия определяли необходимость сильной власти на Русской земле. Как только эта власть по субъективным или объективным причинам ослабевала, в стране начинались смута и народные бедствия. Это факт позволил И. Ильину прийти к мысли, что в России возможны либо единовластие, либо хаос, и к республиканской форме правления Россия не способна. Не опровергая данного утверждения, позволим себе только заметит, что монархическая форма правления в России фактически изжила себя еще в начале ХХ века.

В развитии древнерусской государственности большую роль играли личности киевских князей. Одним из первых был легендарный Олег, который занял в 882 г. Киев, а к 907 г. Предпринял большой поход на Византию. Его преемники – Игорь, который считается сыном Рюрика, Ольга и Святослав – продолжали политику расширения территории государства. Особенно прославился своими походами Святослав, завоевавший вятичей, разгромивший Хазарский каганат, захвативший значительную часть Булгарии на Дунае. Самым знаменитым киевским князем был Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко (978 – 1015). Период его правления это время расцвета Киевской Руси, укрепления государственности. При нем и по его инициативе произошло историческое событие огромного значения, оказавшее влияние на всю последующую историю нашего государства.

Речь идет о принятии христианства по византийскому образу, о крещение Руси, которое началось в 988 г. За это Владимир впоследствии был канонизирован Русской православной церковью. Крещение Руси оказало огромное, определяющее влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе и на развитие государственности, а также права. Вместе с единством веры постепенно стало приходить осознание единства государства. С христианством пришла также идея единства церкви и государства.

После смерти Владимира великим князем стал его сын Ярослав Мудрый, внесший значительный вклад в развитие русского права. После Ярослава Русь фактически начинает вступать в новый период своего развития – период феодальной раздробленности. Особенно активизировались процессы раздробленности после князя Владимира Мономаха (1113 – 1125), когда усилились новые центры: Владимир, Галич, Новгород. Концом Киевского государства ряд исследователей считают захват и разграбление Киева князем Андреем Боголюбским в 1169 г.

Итак, можно подвести итог. Раннефеодальным (феодализм (от лат. Feudum – лен) – социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов – феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница. Основой феодализма является феодальная собственность на землю) государством принято считать государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII-ХI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов между князьями. Таким государством была Киевская Русь.Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти – «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения властей, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиненных князю феодалов в положение служилых людей. Крупные феодалы – землевладельцы пользовались большой автономией. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). Существовал Совет, состоящий из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В период раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняли народные собрания – вече. История не сохранила подробных сведений о законодательном процессе. Но очевидно, что в силу монархической природы государства, он не мог иметь иную форму, нежели форму актов великокняжеской власти. В Киевском государстве вече не могла претендовать на роль независимой законодательной власти. Чего нельзя сказать о Новгороде, который не испытал в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе и унаследованного от догосударственного периода развития – новгородского вече. Местное самоуправление выступало в качестве опоры центральной власти на местах, поэтому центральная власть поддерживала и укрепляла его во всех отношениях. Взаимодействие с центральной властью состояло и в том, что в состав общегородского вече обязательно входили представители частей старшего города, улиц, общин, пригородов. Структура и содержание местного самоуправления оставались прежними – общинным, т.к. русская земля продолжала еще состоять из крупных и мелких общин, находившихся в более или мене тесной связи друг с другом. Городами тогда назывались те главные крупные общины, к которым примыкали мелкие общины. Они делились на старшие города и пригороды. Города имели внутреннее административно-территориальное деление. Местное самоуправление носило не единообразный характер даже на территории одного города. Наряду с территориальным и производственным факторами присутствовал еще и сословный. Территориальной основой местного общинного самоуправления являлись младшие города, пригороды, селения, волости, погосты. Органы местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Сельские общины Руси делились на села и починки, а несколько сел и починков, составляли новые центры, подчиненные городам, и назывались волостями. Местное самоуправление осуществлялось выборными должностными лицами, которых избирало соответствующее вече (старосты общин, старосты улиц, сельские, волостные старосты и т.д.). Старосты выполняли распорядительно-исполнительную функцию, решали вопросы благоустройства, обеспечения порядка, разбора споров между гражданами, выполняли повинности, выставляли при необходимости свое ополчение и т.д. Судебная власть не могла существовать в те времена как независимая власть. Пространная редакция Русской Правды упоминает о княжеском суде. После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси церковь получила право на осуществление суда в делах о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы. Есть основания считать, что все уголовные и гражданские дела решались без участия государства заинтересованными лицами и общиной.

Становления и развития национальной государственности и формирования национального права у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья тесно связанны с внешнеполитическими событиями.

Так, Великое княжество Литовское образовалось позже Древнерусского государства, но прошло исторически сходные этапы. Литва, как и Русь, миновала рабовладельческий строй и перешла непосредственно к феодализму. Это означало, что ее политические формы развивались аналогично. На протяжении трех веков Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.

Литовское государство сложилось на стыке крупнейших держав того времени – Польши и Руси и не могло не чувствовать их влияния. В то же время ему пришлось бороться с немецкой экспансией с запада и с монголо-татарской – с востока. Тем не менее, в этих сложных условиях, используя противоречия между соседями, Литва смогла стать на время большим и сильным государством. Однако отстоять свою независимость она все-таки не смогла, что привело к слиянию ее с Польшей и образованию Речи Посполитой.

Великое княжество только по названию было литовским. Большую часть населения составляли славяне (русские, украинцы, белорусы) и другие народы. Даже первый Литовский статут был написан на западнорусском или белорусском языке. А следующие - на польском.

Правовая система княжества в своем развитии достигла высокого уровня, используя опыт соседей, в том числе Руси. В то же время некоторые нормы Литовских статутов будут восприняты и русским законодательством XVII в.

Прибалтика с давних пор входила в орбиту Древнерусского государства. В условиях феодальной раздробленности и монгольского нашествия влияние русских княжеств здесь ослабло. Этим воспользовались крестоносцы, по преимуществу немецкие, создавшие в XIII в. самостоятельные государства Прибалтики. В отличие от литовцев, предкам латышей и эстонцев создать свою государственность не удалось. Пришельцы стали господствующим классом, а коренное население - классом угнетенным. Немцы не позволили коренному населению иметь какие-нибудь свои национальные институты. Вместе с тем нельзя не отметить, что в Прибалтику пришли не только рыцари. Здесь поселились немецкие купцы и ремесленники, строившие прекрасные города, дворцы, храмы.

Временем интенсивного формирования украинской народности, выросшей из единого и для русских, и для белорусов корня - древнерусской народности были XIV - XVI вв. Процесс формирования украинской народности и права в основном завершился к середине XVII в. Определились границы ее этнической территории, сформировались единый язык, единая культура, происходило укрепление экономических связей между отдельными землями Украины.

Казахское государство заметно отличалось от других феодальных государств. Его особенности определялись кочевым, экстенсивным методом ведения хозяйства, низким уровнем развития производительных сил.

Своеобразно право феодального Казахстана, основанное преимущественно на обычае. Народные обычаи, порожденные веками борьбы с природой, целесообразными в своей основе, были использованы феодалами в корыстных целях, став нормами обычного права.

Казахские ученые говорят о кодификации обычаев. Однако в условиях неписаного права трудно представить, как технически это можно было выполнить.

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Это способствовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанидской Персией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь, развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Этим воспользовались народы, находившиеся под игом арабов. В период распада Халифата на его границах создаются новые государства коренных народов Закавказья и Средней Азии, дожившие затем до монгольского нашествия.

Переход к феодализму приводит к образованию новых правовых систем. Существенным представляется подразделение права Закавказья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. В западной части региона побеждает христианство, в восточной - мусульманство. Соответственно этому создаются христианская и мусульманская правовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государствах Закавказья и Средней Азии.

Общественный, политический строй и право феодальной Молдавии были аналогичны институтам, сложившимся у других народов в соответствующую эпоху. Подобно Закавказью, Молдавия испытала трехвековой турецкий гнет и была освобождена от него русскими войсками.

 








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 733;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.