ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.
а) Закат идеи права (до XIII века)
Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана РГ ПС, носили характер обычного права.
Самой известной цивилизацией в начале первого тысячелетия являлась Римская империя с центром в Риме и огромными территориями, завоеванных ею в различные исторические периоды. Соответственно, на всей территории Римской империи действовало римское право.
Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары – с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться, произошло их частичное слияние, и вместе с зарождавшимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона (национальные, традиционные обычаи) пришли и территориальные обычаи (межнациональные обычаи).
После крушения западной Римской империи в 476 году в образовавшихся на ее месте германских государствах (особенно Бургундском и Вестготском королевствах) римское право продолжало действовать. В 506 году король вестготов Аларих II издал закон – Бревиарий Алариха, или римское право вестготов.
Вспомните, какой главный закон был в Римской империи? Кодекс Юстиниана (кодифицированный закон). Первая редакция 7 апреля 529 г.
Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 – вопросы церковного права и христианской теологии, в книгах 2 – 8 – вопросы частного права, в книгах 9-12 – вопросы публичного права (административное управление, преступления и наказания и пр.). Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.
Кодекс содержал в себе кодификации – Конституция Адриана 117 г, Конституция Юстиниана 534 г. Составителем кодекса было разрешено впоследствии вносить существенные изменения в цитируемые положения (редактировать, сокращать).
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, составляют Дигесты, или пандекты (сочинения древне-римских юристов по вопросам частного права, включали выдержки из законов и других нормативных актов). Пандектное право – частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала две тысячи сочинений, обработала три миллиона строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, которые издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». В дигесты вошли тексты римских юристов живших с I в.до н.э. по IV в.н.э.). В дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Пипиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Главные кодификации 529 и 534 гг.
В период великого переселения народов в V–VI вв. римское право сохранилось в южных областях Франции. На севере Франции, наоборот, после вторжения туда франков и образования ими собственного государства римское право стало вытесняться, так как у франков было собственное довольно развитое обычное право (законы варваров) германского происхождения, которое в дальнейшем было закреплено путем придания ему внешней формы – Салическая правда. Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена.
Но такие Законы варваров позволяют узнать очень мало о праве, которое применялось в Европе в XII в. Законы варваров регулировали только саму незначительную часть тех общественных отношений, которые мы считаем в настоящее время регулируемыми правом. Другими словами, варварские законы были просты в употреблении, большинство из них носило устный характер, нормы носили синкретический (слитный) характер – например, суд не был отделен от администрации, а также действовали на определенной замкнутой территории. Соответственно законы Юстиниана и вообще римское право были сложными для осознания их данными народностями. Поэтому право римских юристов было модифицировано и заменено на практике вульгарным правом, которое применялось на практике спонтанно населением. Никто не стремился письменно зафиксировать эти нормы, имевшие местное значение. Главными доказательствами в разрешении дел по обычаям были сужденье божье, клятвы сторон, процедуры очищения, судебное испытание, или успех дела зависел от произвола местной власти.
Поэтому данный период и называется «закат идеи права», так как средневековое (христианское) общество ввернулось к более примитивному состоянию. Формально право существовало (на отдельных территориях, более развитых) – существовали институты права – рашимбурги у франков, скандинавские лагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны и пр. Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальными группами (господствующим и зависимым классом) споры разрешались по закону сильного и произвольной властью вождя. Был отброшен сам идеал общества основанного на праве. Христианское общество основывалось скорее на идеях братства и милосердия (цель разрешения спора в суде была не столько предоставить каждому, что принадлежит ему по праву, по справедливости, сколько сохранить солидарность группы, обеспечить мирное сосуществование между соперничающими группами и установить мир в обществе.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 668;