Противодействие влиянию на общество в целом.
Надлежит защищать от деструктивного влияния прежде всего систему государственного управления, образования, массовой культуры, массовой информации.
Чтобы защититься от нежелательного влияния на концептуальном уровне, нужна здравая, привлекательная, правдивая и практически эффективная идеология, а создавать и развивать такую идеологию можно только в условиях некоторой свободы интеллектуального творчества и оказания умеренной материальной поддержки людям, характеризующимся заметной и правильно ориентированной способностью к умственной работе высокой сложности и вдобавок имеющим более-менее здоровую психику. Поскольку указанные условия крайне редко выполняются все вместе для одного и того же человека, то в любом обществе имеется более или менее значительный дефицит здравых идей, и большинство переживаемых любым обществом поражений - это, прежде всего, поражения концептуальные.
* * *
Стремление различных мощных субъектов повлиять на массовые представления, на отдельные социальные группы, иногда даже на конкретных высокопоставленных индивидуумов (сознающих свою зависимость от состояния умов массы сограждан или от позиции отдельных социальных групп), реализуется в основном через СМИ. Субъекты, осуществляющие влияние, финансируют СМИ целиком (являются их учредителями или акционерами) либо оплачивают отдельные публикации. Оплата может делаться неявным образом: через организацию бесплатных поездок журналистов за рубеж, через размещение рекламы на особо выгодных для СМИ условиях.
Довольно надёжным признаком публикации, имеющей целью манипулирование, является односторонний взгляд на затрагиваемую проблему, явно выгодный для какого-то влиятельного субъекта. Иногда может иметь место имитация объективности: дополнительно представляются иные, заведомо неубедительно изложенные точки зрения на проблему, а также наивные "критические" замечания, которые тут же опровергаются.
Пример публикации, односторонне представляющей проблему нарушения авторских прав распространителями программного обеспечения:
"В России снижение уровня пиратства на 10 пунктов (т.е. с 87 до 77%) способствовало бы увеличению объема ИТ-рынка страны более чем в два раза (до 10,5 млрд долларов) к 2006 году. Кроме того, это позволило бы создать десятки тысяч новых рабочих мест, из них около 30 тысяч - в индустрии высоких технологий. То есть нынешнее количество рабочих мест в ИТ-секторе увеличилось бы более чем вдвое. Кроме того, снижение уровня пиратства дало бы возможность российскому правительству привлечь в экономику страны дополнительно 6,9 млрд долларов и получить дополнительно 280 миллионов долларов в виде налоговых поступлений. И т. д.(Из статьи "Как загонять пиратов под крышу" / "Белорусская деловая газета" от 21.02.2006)
Существенные и на первый взгляд правильные утверждения данной статьи на самом деле являются ложными. У российских властей хватает благоразумия на то, чтобы не бороться всерьёз с так называемым пиратством (недостаточность принимаемых мер может убедительно объясняться необходимостью распределять усилия между многими направлениями деятельности). Это приносит стране в конечном счете сотни миллионов долларов (может быть, даже миллиарды), делает возможным существование десятков тысяч рабочих мест, позволяет привлекать в экономику десятки миллиардов долларов инвестиций. Правда, есть и вредное следствие: вместе с более-менее полезным "экспроприированным" продуктом распространяется и вредный - к примеру, компьютерные игры, вредно влияющие на психику. Малая стоимость программного обеспечения удешевляет разнообразную продукцию, выпускаемую с непосредственным или косвенным использованием компьютеров, и разнообразные услуги. Привлекательность России для инвестиций и для сотрудничества отчасти и обусловливается тем, что в ней можно пользоваться дешевым программным продуктом, в том числе при разработке новых компьютерных программ. Доход, который мог бы достаться "Микрософтам", достаётся всем остальным, включая иностранных инвесторов. Что касается моральной стороны дела, то и здесь возможен подход, отличный от того, к которому склоняют авторы статьи.
Появление такой статьи говорит о том, что, скорее всего, осуществляется лоббирование какого-то закона, изменения в закон или масштабного мероприятия, направленного на защиту права интеллектуальной собственности в интересах очень крупного производителя или ассоциации производителей программного обеспечения. Может быть, намечается даже тотальное скрытое наступление на страну, призванное радикально изменить порядок вещей в части распределения дохода от компьютеризации. Конечно, иногда журналисты пишут нужные кому-то глупости и без непосредственной личной выгоды, но это бывает редко.
Заключение.
Основные идеи изложенного в этой книге подхода к аналитической разведке формулируются так:
1. Аналитическая разведка - нормальный компонент деятельности (явный или неявный) всякого субъекта, находящегося в отношениях конфликта или полуконфликта с некоторыми другими субъектами, и создание службы аналитической разведки в государстве, в партии, на предприятии есть лишь развитие этого компонента до функции специализированного органа.
2. Нет четкой границы между аналитической разведкой, научным исследованием, журналистикой.
3. Открытые источники сведений содержат достаточные данные для решения очень многих разведывательных задач, а трудность состоит в том, чтобы выделить эти данные из общей массы, не ошибиться в отношении их правдоподобности и сделать из них некоторые выводы.
4. Для аналитической разведки характерна работа в условиях неопределенности: неопределенными являются не только исследуемые феномены, но нередко и задачи исследования. При создании разведывательных документов следует, с одной стороны, не упускать тех ограниченных сведений, которые доступны или могут быть корректно домыслены, а с другой стороны, не создавать псевдоинформацию необоснованными утверждениями.
5. Служба аналитической разведки должна отличаться здравомыслием, уравновешенностью, консерватизмом, но также иметь в своем штате не на последних ролях и людей, отмеченных признаками творческого таланта и, скорее всего, страдающих сопутствующими этому недостатками, как то: возбудимость, непрактичность, непредсказуемость, очень высокая самооценка и пр., - но, конечно, лишь при условии, что польза от этих людей будет перекрывать создаваемые ими неудобства и опасности.
6. Для разведчика-аналитика, особенно решающего задачи высокой сложности, существенна способность мыслить нестандартно и подвергать сомнению различные устоявшиеся истины. Точнее, требуется сочетание вольнодумства со здравым смыслом, осторожностью и дисциплиной.
7. Разведчик-аналитик должен добывать некоторые сведения самостоятельно, в том числе через личную неявную агентуру, а не ограничиваться теми сообщениями, которые имеются в открытых источниках или предоставляются ему различными подразделениями разведывательной службы.
8. Аналитическую разведывательную деятельность затруднительно и невыгодно отделять от деятельности по оказанию влияния (на потребителей разведывательной информации, на исследуемые социальные феномены, на общество в целом и пр.). Более того, следует организовывать ее так, чтобы параллельно достигались и исследовательские, и манипулятивные цели.
9. Служба аналитической разведки имеет возможность стать неявным центром концептуальной власти, существенным компонентом национальной системы управления развитием.
10. В деидеологизированом, коррумпированном, манипулируемом извне государстве не может быть хорошо работающей аналитической разведывательной службы (разве что эта служба станет скрытым центром концептуального руководства национальным возрождением).
Аналитическая разведка - это соединение интеллекта, знаний и "специальных" технологий. Потенциал влияния службы АР огромен. Он обусловливается самой ее сутью. Служба АР осуществляет информационное влияние уже хотя бы в силу того, что она производит информацию. Расширение влияния службы АР за пределы регламентированного круга обеспечиваемых ею субъектов не требует существенных дополнительных усилий, а требует лишь большей инициативности и большей расчетливости в работе.
Если выполняется поисковая и аналитическая работа в некотором направлении, следует стремиться получить наибольший эффект из получаемых таким образом сведений: доводить ту или иную их часть в наиболее подходящей форме до ВСЕХ лиц, в отношении которых можно полагать, что их представления и соответственно поведение будут в результате такого воздействия изменены нужным образом. Если, к примеру, какой-то требуемый результат не будет достигнут посредством информирования главы государства, следует пробовать достигнуть его посредством оказания информационной помощи некоторым сотрудникам СМИ и т. д.
Действенно контролировать службу АР административными средствами можно лишь в небольшой степени, потому что жесткое административное давление на нее лишает эту службу способности обеспечивать результаты высокого качества. Чтобы эффективно оказывать на службу АР направляющее воздействие, следует иметь над ней власть концептуального характера, то есть действовать в рамках здравой, убедительной, многообещающей идеологии. Для руководителей государства лучший способ защититься от нежелательных скрытых инициатив отечественных спецслужб - это быть в их глазах заслуживающими своего места. Или же поддерживать спецслужбы в не очень хорошем состоянии и смиряться с низкой эффективностью их работы.
* * *
Надо заметить, что если бы те огромные интеллектуальные силы, которые хотя бы только за последние сто лет были потрачены на межгосударственные конфликты и на развитие средств и технологий борьбы, тратились на устранение первопричин межгосударственных и прочих конфликтов, к настоящему времени наверняка не было бы ни глобального кризиса природопользования, ни избытка населения, ни терроризма, ни множества других проблем.
В современном мире масштабные конфликты государств чреваты чрезвычайно большими потерями для каждой из враждующих сторон. Поэтому приемлемым подходом является лишь полувражда-полусотрудничество, взаимовыгодная конкуренция в развитии, в стремлении к моральному лидерству. Деятельность в области аналитической разведки и информационного влияния дает значительные возможности для распространения этого подхода.
Требуется прорыв к новому качеству мышления, новому миропониманию, новым эффективным формам социальной организации. Эта задача - в большой степени "специальная", потому что, во-первых, является по существу самой актуальной для обеспечения национальной безопасности любой страны; во-вторых, ее решение требует преодоления явного и скрытого сопротивления очень многих субъектов - преодоления любыми средствами, включая "специальные"; а в-третьих, потому что для своего решения она требует интеллектуалов такого типа, какой в настоящее время широко задействован на фронте тайной борьбы - преимущественно в службах аналитической разведки и пропаганды.
Получается, следует говорить чуть ли не о глобальной миссии профессионального клана разведчиков-аналитиков. Новые подходы зародятся в их среде либо при их решающей поддержке: в России или в США; а может быть, в Швеции или в Беларуси. Или же потребуются совместные усилия смелых и упрямых интеллектуалов из нескольких стран. Разумеется к этой идее надо привыкнуть, но отвергать ее нет оснований.
Если не они, то кто?
Конфликтология.
1. Лефевр В. А. "Конфликтующие структуры".
2. Лиддел Гарт Б. "Стратегия непрямого действия".
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 451;