Базовая аффективная регуляция

Третьей, не менее важной, предпосылкой и составляющей формирова­ния психической деятельности в онтогенезе является уровневая система базовой аффективной регуляции, разработанная в школе К.С. Лебединской - О.С. Никольской [18, 35]. Показано, что такая сложноорганизован-ыая многоуровневая (4 уровня) аффективная (эмоциональная) регуляция также лежит в основе всей психической деятельности ребенка, включаясь в единый процесс его адаптации и регуляции поведения. Подобная сложная система реагирования формируется на самых ранних этапах онтогенеза и тес­нейшим образом связана с формированием пространственно-временной организации на базе двигательной, сенсомоторной активности ребенка. В даль­нейшем механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенству­ются и включаются в единый процесс адаптации. У каждого уровня аффек­тивной регуляции есть своя смысловая задача, свой механизм регуляции, вклад в общую тоническую регуляцию. Они являются в своем роде «перво-единицами» эмоционально-аффективной сферы, составляющими единую сложно координированную структуру. На каждом из них решаются каче­ственно различные задачи адаптации: они не могут подменить друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них, выпадение ме­ханизмов одного из уровней приводит к общей дезадаптации.

Таким образом, базовая аффективная регуляция может быть представ­лена в виде:

1) уровня полевой реактивности (1-й уровень);

2) уровня аффективных стереотипов (2-й уровень);

3) уровня аффективной экспансии (3-й уровень);

4) уровня эмоционального контроля (4-й уровень).

Не вдаваясь детально в строение уровней базальной системы эмоциональной регуляции, межуровневых взаимодействий и вклада каждого из уровней в единую систему аффективной организации, кратко охарактеризуем каждый из уровней (Описание уровней базальной системы эмоциональной регуляции приводится по книге «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской и др. — М.: МГУ, 1990). Следует также отметить, что предлагаемая теория организации эмоциональной регуляции является, на наш взгляд, одним из немногих направлений специальной психологии, которые определяют на современном этапе развитие психологической науки в целом.

Первый уровень (уровень полевой реактивности) участвует в решении наиболее базальных задач защиты организма от влияния внешней среды. Его смыслом является организация аффективной преднастройки к активному контакту с окружающим: наиболее примитивная оценка самой возможности контакта с внешним миром. Аффективное переживание на этом уровне, не имея еще положительной или отрицательной окраски, связано с общим ощущением комфорта или дискомфорта в психическом поле. Эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, наименее энергоемка, но адекватна для решения определенного круга задач. Реагируя лишь на интенсивность, уровень полевой реактивности не оцени­вает качества воздействия, но реагирует, как это следует из самого назва­ния, на «интенсивность психологического поля» в целом. Характерно, что, являясь наиболее примитивным механизмом регуляции, этот уровень во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. В то же время первый уровень вносит важный вклад в организацию процесса творческого решения задач. Он обеспечивает .ощущение решения как наития, где ощущение красоты, гармонии решения является первым сигналом его правильности.

Аффективно значимыми на этом уровне являются впечатления динамики интенсивности внешних воздействий: движения, динамика интенсивности внешних воздействий, изменение пространственных соотношений в окружа­ющем. В ситуации необходимости поддержания душевного равновесия, сня­тия напряжения на основе элементарных впечатлений именно на первом уровне начинают формироваться активные психотехнические приемы ста­билизации аффективной жизни, которые в настоящее время все больше входят в состав различных психотерапевтических и психокоррекционных систем. Выполняя фоновые функции в осуществлении эмоционально-смыс­ловой адаптации к окружающему, этот уровень обеспечивает тоническую регуляцию аффективных процессов.

Следующей ступенью углубления аффективного контакта со средой яв­ляетсявторой уровень (уровень аффективных стереотипов). В раннем возрасте он играет важнейшую роль в отработке приспособительных реакций ребенка — пищевых, оборонительных, установления физического контак­та с матерью, в дальнейшем развиваясь как компонент сложных форм адап­тации и определяя полноту и своеобразие чувственной жизни человека.

Основной задачей этого уровня является регуляция процесса удовлетворения соматических потребностей. Он устанавливает аффективный контроль за функциями самого организма, упорядочивает психосоматические ощуще­ния и аффективно связывает их с внешними сигналами. Конечным итогом реализации уровня стереотипов является эффективная адаптация субъекта к окружающему, выработка аффективных стереотипов сенсорного контак­та с ним.

Развитие этого уровня приводит к возникновению примитивной аффек­тивной избирательности: оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дискомфорта в связи с нару­шениями процесса удовлетворения потребности. Оценка сигналов, исходя­щих из внешней и внутренней среды, приобретает качественный характер. Наиболее аффективно значимые сигналы внутренней среды соединяются с внешними впечатлениями, которые аффективно «насыщаются» и превращаются в значимые, окрашенные внутренним индивидуальным смыслом.

Важной характеристикой этого уровня аффективной организации явля­ется непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Можно сказать, что именно этот уровень аффективной организации закладывает основы форми­рования индивидуальности человека через выявление собственных пристра­стий в сенсорных контактах со средой. Типом поведения, характерным для этого уровня, являются стереотипные реакции (накапливаемый в процессе онтогенеза арсенал индивидуальных стереотипов сенсорного контакта со средой), привычки, которым человек стремится следовать. Подобные аффек­тивные стереотипы являются фоновым обеспечением самых сложных форм поведения человека, задавая аффективный смысл поведения и являясь ве­дущими по отношению к первому уровню.

Обеспечение активной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, достижение аффективно значимых целей через преодоление неожиданных препятствий осуществляется на следующей ступени развития эмо­ционального контакта со средой- третьем уровне (уровень аффективной экспансии). Приспособительным смыслом уровня является аффективная экспансия окружающего мира, овладение неизвестной, следовательно, опасной ситуацией и с помощью этого - через запуск исследовательского поведения, поиск преодоления трудностей - получение положительных эмоций успеха, чувства победы. Таким образом, разряжение доминанты опасности этой общей, положительно окрашенной эмоциональной оценкой дает дополнительный аффективный заряд переживания.

Активное взаимодействие с окружающим делает для индивида витально необходимой оценку своих сил, рождает потребность в столкновении с препятствием, но и дает информацию о границах собственных возможностей. Таким образом, уровень экспансии оценивает силу воздействия субъекта на среду. Аффективные переживания этого уровня связываются тем самым с достижением желаемого, отличаются большой силой и полярностью (не столько своей положительностью — отрицательностью, сколько стеничностью — астеничностью).

Аффективное переживание на третьем уровне теряет конкретную сенсор­ную окраску, проигрывает в многообразии, но зато выигрывает в силе, напряженности, дифференцируя последние в системе: «хочу — не хочу», «могу—не могу». Аффективная память уровня становится накопительницей нового знания о себе, создает аффективный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу развития уровня притязаний.

Достижение аффективной цели может осуществляться в символическом плане (фантазии, рисунке, игре). Типом поведения здесь становится актив­ная экспансия на окружающее. Субъект идет туда, где опасно, неприятно, поскольку препятствие на пути, неожиданные впечатления не пугают, а вызывают любопытство, порождают не страх, а гнев, агрессию. То есть за­дачей уровня экспансии является овладение меняющейся, динамической средой. Его аффективная оценка имеет доминирующее значение, в извест­ной степени подавляет отрицательные аффективные оценки ситуации дру­гими уровнями.

Четвертый уровень (уровень эмоционального контроля) обеспечивает новый шаг в углублении и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспе­чивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.

Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адап­тации к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосно­вение, жест. Характер ориентировки позволяет оценить возможные эмоци­ональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобре­ние людей, отрицательно — их негативные реакции. Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную синтонную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля чело­века над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпосылки развития са­мооценки.

Аффективное переживание связывается с сопереживанием другому че­ловеку, опосредовано им и тоже является уже собственно эмоциональным переживанием, начинает доминировать эмпатия одобрения или неодобрение других людей. В жизнь ребенка входит эмоциональное переживание «хоро­шо» и «плохо», «смею — не смею», «должен — не должен», чувство вины, удовольствия от похвалы.

Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпоч­тительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт дру­гих людей. Этот уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, защищенного за счет существования эмоциональных правил поведе­ния, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов от неожиданностей и превратностей. Именно на этом уровне поведение организуется по слож­ному кодексу этологических правил контакта. В случае неудачи в адапта­ции субъект на этом уровне уже не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией — он обращается за помощью к другим людям.

В то же время, на наш взгляд следует провести некоторые различия между данным уровнем базовой аффективной регуляцией и произвольнос­тью собственной эмоциональной регуляции как высшего уровня произволь­ности психической активности. В первую очередь, они различаются своими задачами. Задача 4-го уровня — эмоциональный анализ ситуации, взаимо­действий ребенка, а задача высшего уровня произвольности — адекватная регуляция своего поведения в соответствии с этой оценкой. Таким образом, теснейшая связь между ними все таки не означает их тождества.

Такое описание каждого из уровней важно потому, что данные состав­ляющие определяют не только эмоционально-личностную структуру ребен­ка, характер его взаимоотношений с окружающей средой, но в огромной степени и мотивационно-волевые компоненты, «энергетизацию» и тонизацию всей его психической активности. С другой стороны, понимание, что подоб­ная структура эмоциональной регуляции присуща каждому ребенку, каж­дому из нас (впрочем, как и остальные составляющие психической деятель­ности), позволяет рассматривать ее как необходимую составляющую психо­логической диагностики и вытекающей отсюда развивающе-коррекционной работы, которая непосредственно составляет важную часть содержания дея­тельности психолога.

В целом включение понятия базовых предпосылок (составляющих) пси­хической деятельности в сферу деятельности психолога-практика позволя­ет значительно повысить эффективность его диагностической и развивающе-коррекционной работы с детьми с различными формами отклоняющегося развития. Как уже отмечалось использование этого подхода к психическо­му развитию ребенка позволяет значительно более эффективно «построить» прогноз его дальнейшего развития, оценить возможные «выходы» в ту или иную акцентуацию личности или даже в патологическое состояние.

 








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1481;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.