I. Детское стихотворство.
Экскурс в историю.
С 17 в. начинается новый период русской истории. Происходит фактическое объединение русских земель и княжеств в одно целое. Значительно быстрее развивается экономика, торговля, укрепляются связи с заграницей. Для ведения беспрерывных войн, для подавления крестьянских восстаний и охраны границ нужна была сильная армия. Поэтому увеличилась потребность в знаниях, в технических усовершенствованиях. В это время появляются школы разных типов. В конце столетия открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Больших успехов достигает книгопечатание, появляется первый русский театр. На протяжении всего 17 в. детская литература растет количественно и качественно, но самое главное – превращается в самостоятельную область словесного творчества. Она приобретает более целостный характер, лучше и богаче оформляется: концовки, заставки, буквицы, орнамент. Т.О., в течение столетия было издано около 50 книг, имеющих не только учебный, но и познавательный характер. В результате происходит сближение педагогики с искусством, происходит их органическое слияние, что является одной из главнейших особенностей детской литературы.
I. Детское стихотворство.
Те стихотворения, которые писались для детей в 17 столетии, нельзя еще относить к поэзии в современном понимании этого слова. Сочинения тех лет называют стихотворством. Но тем не менее именно от них берет свое начало русская поэзия для детей. Первые стихи имели фрагментарный характер, мысли выражались нечетко, туманно. Настоящая детская поэзия возникла в 30-40 годах 17 в.
В 30—40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом был Савватий — справшик московского Печатного двора (на эту должность, сходную с профессией ответственного редактора, назначались очень образованные и уважаемые люди) и учитель детей знатных москвичей. Его служба началась с участия в подготовке печатной азбуки, вышедшей в 1634 году и названной учеными азбукой В.Ф. Бурцова — по имени управляющего Печатным двором. В ней Савватий и поместил свои стихи (вирши). Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлениями в хорошей учебе, трудолюбии и послушании. Основная мысль виршей Савватия — о пользе и радости книжного учения, о вреде «лености и нерадении всякому бываемому во учении».
Детские стихотворения второй половины 17 века. Интенсивное развитие стихотворства – характерная особенность второй половины 17 в. Меняется форма стиха, обогащаются жанры, расширяется тематика. Основное место в стихах занимает рассказ о конкретных делах и событиях. Такие стихи уже конкретнее сближаются с художественной литературой. Наряду с посланиями, нравоучениями и предисловиями к книгам, появляются приветствия, афоризмы, диалоги. Т.о. стихотворения создаются не только в учебных целях: им придаются эстетические функции.
В произведении названном «Азбуковник второй» рисуется церемония торжественной встречи гостя, прибывшего в школу. Гость с уважением обращается к детям и с похвалой отзывается о них. Требование уважительно относится к детям является важной идейной стороной многих произведений второй половины 17 в. Самое крупное произведение того времени «Школьное благочиние» - это живой бурный диалог между учителем, детьми и другими лицами. Здесь поднимаются морально-нравственные проблемы и в результате дебатов они решаются прогрессивным путем. (Спор о розге)
Настоящими поэмами для детей являются «Азбуковник наказательный» и «Азбуковник о нерадивоучащихся учениках». В первом говорится о нравственных требованиях к детям, создается идеал послушного ребенка, во втором восхваляются старательные ученики и осуждаются ленивые, прославляется наука, учение.
Но самым значительным произведением является « Азбука о голом и небогатом человеке» (русская демократическая сатира). Здесь рисуется острая классовая борьба трудового населения с нарождающейся городской буржуазией.
Стихами писались приветствия, поздравления, послания. И они все больше отдалялись от педагогических целей, сближаясь с искусством и предназначались для чтения во внеучебное время. Все это подготовило почву для развития детской поэзии Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
В XVII веке на Руси появился первый художественный стиль — московское барокко (он угаснет во второй половине XVIII века). Черты этого стиля — внимание к проблемам взаимоотношений Бога и человека, сильные эмоции, фантастика, преувеличенная декоративность и контрастность изображения. Идеи русского барокко связаны с представлением о мире как книге и книге как модели мира (прежде книга связывалась с представлением о соборе, месте богослужения).
Московское барокко в детской литературе связано с именем крупнейшего писателя, богослова, просветителя и педагога —Симеона Полоцкого (1629—1680). В числе его учеников были дети царя Алексея Михайловича — будущий царь Федор и царевна-правительница Софья. Самые значительные труды Симеон Полоцкий посвятил «юным и старым». «Из поздравительных виршей, преподнесенных Симеоном в день крещения юного Петра I (29 июня 1672 года), можно сделать вывод, что придворный поэт был сторонником особого жанра прогностической поэзии, создавая вирши по образцу гороскопа для царственного младенца.
Свое обширное творческое наследие поэт собрал в двух грандиозных по объему книгах. В сборник «Рифмологион, или Стихослов» (1680) вошли стихотворения, сочиненные на разные случаи из жизни царской семьи, среди них много приветствий от имени детей — к дедушке, к родителям, к благодетелю. Сборник «Вертоград многоцветный» (1676—1680) — это своеобразная поэтическая энциклопедия, в которой стихи расположены по алфавиту, как в акростихидных азбуках. В этой энциклопедии встречаются фрагменты из «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), сведения о вымышленных и экзотических животных — птице феникс, плачущем крокодиле, о драгоценных камнях, вообще обо всем. Построение «Вертограда многоцветного», пафос стихов сродни современным художественно-познавательным книгам для детей.
На рубеже 70—80-х годов Симеон Полоцкий издал «Букварь языка словенска» (1679) с первым печатным педагогическим трактатом, помешенным в предисловие, а также «Тестамент Василия, царя греческого, сыну Льву», «Историю о Варлааме и Иоасафе» и «Псалтырь рифмотворную» — новаторски смелое переложение стихами библейских псалмов царя Давида (М. В.Ломоносов назовет последнюю книгу «вратами своей учености»).
При дворе Алексея Михайловича в 1673 году был организован первый в России театр. На первом представлении, длившемся десять часов, присутствовали дети царя — в зарешеченной ложе вместе с царицей и другими женщинами. По форме первая драма «Эсфирь, или Артаксерксово действо» напоминает современную постановку для маленьких детей: там действовал персонаж, который разъяснял зрителям смысл происходящего. Можно утверждать, что русский театр уже в начале своей славной истории был ориентирован на юного зрителя и первый наш драматург отбирал сюжеты, близкие не только взрослым , но и детям.
Дело Симеона Полоцкого продолжил Карион Истомин (даты его жизни не определены; известно лишь, что он родился в 40— 50-х годах XVII века, а в 1717 году был еще жив). Он преподавал в школах и был придворным поэтом и ритором, но мечтал сделаться придворным учителем. Шестилетней Софье Алексеевне он преподнес стихотворный панегирик «Книга желательно приветство мудрости». В своих стихах он наставлял царских детей, в том числе маленького Петра, наследника престола, чтить свободную науку.
Карион Истомин издал несколько детских книг: по-царски роскошный «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Служба и житие Иоанна Воина» (1695; эта повесть есть прообраз будущей биографической повести для детей). Добавившиеся к ним рукописные «Грамматика малая» и пособие по истории составили первый на Руси комплект учебных книг (кроме того, ему приписывают и первый учебник арифметики). Их особенность — в единстве научной мысли и искусства. В стихах он рассказывал детям о двенадцати науках, о мироустройстве и церковных таинствах (книга «Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость», 1694). Правила поведения для детей изложены в трактате «Домострой», близком к некоторым педагогическим идеям нидерландского философа и богослова Эразма Роттердамского (1466—1536), чей трактат «О приличии детских нравов» 1530 года был переведен Епифанием Сла-винецким во второй половине XVII века.
В день одиннадцатилетия Петра Карион Истомин поднес ему «Книгу вразумления стихотворными словесы» — своеобразную программу для будущего царя, в которой использован прием воображаемого диалога: поэт от имени Бога, Божией матери и матери царевича Наталии Кирилловны обращается к царевичу с наставлениями, а тот достойно отвечает.
Творчество Симеона Полоцкого и Кариона Истомина важно и для общего развития русской литературы: в их стихах наметился переход от силлабического стихосложения к силлабо-тоническому, главенствующему в поэзии XIX —XX веков.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 2907;