СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1. Понятие семьи – достаточно сложное, имеющее множество измерений, изучаемое под углом зрения разных научных дисциплин.
Семья может выступать в роли формирующей человека среды, особого окружения, которое сказывается на физическом и душевном здоровье ее членов. Тогда она объект внимания философии, психологии, педагогики. Изучение семьи, ее функций по воспроизводству населения интересует специалистов по демографии. Предметом изучения социологии являются закономерности развития и функционирования семьи в обществе.
Семья совершенно самостоятельный объект исследования и с позиций права, когда в основу ее определения положены юридические критерии[1].
В социологическом смысле под семьей понимается «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью»[2] или «группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе»[3].
Таким образом, главными признаками семьи в социологическом смысле являются совместное проживание лиц и наличие у них взаимных прав и обязанностей. Эти признаки признаются главными и в теории СП[4].
Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле[5].
Определение семьи с правовой точки зрения не отличается простотой. Во-первых, семья понимается по-разному специалистами в области жилищного, пенсионного, семейного и иных отраслей законодательства. Во-вторых, и в литературе по семейному праву даются как широкие[6], так и более узкие по своему содержанию определения семьи[7].
В дореволюционном СП семья, например, рассматривалась «как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих…»[8].
В советский период семья рассматривалась более широко, как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства[9].
Аналогичное понятие давал В.А. Рясенцев: в юридическом смысле семья - это «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений»[10].
В современной юридической литературе также не существует общепризнанного определения семьи.
Так, А.М.Нечаева указывает, что «с позиции семейного права семью образуют живущие одним домом, одним хозяйством супруги, родители и дети, другие члены семьи, которых связывают, например, обязательства по взаимному содержанию. Семья может состоять из лиц и более отдаленных степеней родства, если их объединяет не только крыша над головой, но какие-то юридически значимые обязательства друг перед другом. Такое определение семьи служит критерием при разрешении семейно-правовых споров, в частности, при признании брака недействительным, установлении отцовства в судебном порядке.
П.И.Седугин определяет семью как определенную совокупность (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанную на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующую естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода[11].
С.А. Муратова в качестве основного признака семьи называет совместное проживание[12], а Королев Ю.А. – кровное родство и супружество[13].
Следует согласиться с Л.М. Пчелинцевой в том, что признак совместного проживания и ведения общего хозяйства в рамках семейного правоотношения значения не имеет (супруги могут проживать и отдельно, но семья налицо: они не утрачивают семейные права и обязанности).
В литературе существует спор по вопросу необходимости и целесообразности законодательного закрепления понятия «семья».
Одни ученые (напр., С.А. Муратова, П.И. Седугин) полагают, что назрела настоятельная необходимость законодательного закрепления «семья». Среди них нет единства по вопросу о том, каким должно быть понятие семьи: общеотраслевым[14] или для каждой отрасли права иметь свое значение[15].
Другие авторы считают (напр., И.М. Кузнецова, Н.Д. Егоров[16]), что отсутствие в СК общего определения семьи не случайность, поскольку понятие семьи имеет социологический, а не правовой характер[17].
Спорным является и вопрос о том, является ли семья субъектом права:
И.М. Кузнецова считает, что субъектами права являются члены семьи, а не сама семья. Аналогичной точки зрения придерживается Н.Д. Егоров.
С.А. Муратова полагает, что анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие «семья» встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.).[18]
Различные взгляды на понятие семьи, однако, в целом совпадают в признании ее своеобразным коллективом (группой, общностью, объединением) лиц, связанных между собой браком или родством, взаимной моральной и материальной поддержкой, рождением и воспитанием потомства либо усыновлением, взаимными личными и имущественными правами и обязанностями[19].
Таким образом, семья в семейно-правовом понимании – это не любая семья в социологическом значении этого слова, а лишь та, которая в соответствии с действующим законодательством приводит к возникновению взаимных прав и обязанностей между членами семьи[20].
В семейном законодательстве, наряду с термином «семья», употребляется термин «член семьи». Оба этих термина используются уже в первой статье СК. Однако правового определения данного понятия не существует.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными права и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей, бывшие члены семьи, связанные личными и (или) имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью. Так, единокровные братья и сестры чаще всего не проживают и не воспитываются в одной семье, но связывающее их кровное родство является одним из оснований возникновения алиментных обязательств, которые регулируются гл. 15 СК.
В соответствии с действующим семейным законодательством личные и (или) имущественные права и обязанности могут существовать между следующими членами семьи: супругами, бывшими супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, воспитанниками и фактическими воспитателями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), опекунами (попечителями) и подопечными, приемными родителями и приемными детьми[21].
2. Понятие, характерные особенности и элементы
семейных правоотношений.
Сформулировать понятие семейных правоотношений[22] можно на основании ст. 2 СК РФ.
СПрОтн – это общественные отношения, урегулированные нормами СП, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Присущие семейным правоотношениям признаки не равнозначны. Некоторые из них являются важнейшими в том смысле, что они: а) служат основой для отграничения семейных правоотношений от смежных с ними и б) подчеркивают наиболее специфические особенности семейного правоотношения, указывая на его важнейшие свойства, сущность. Остальные признаки восполняют то, чего не хватает для характеристики семейного правоотношения с помощью основных, главных признаков.
При этом, данные особенности выделяются не только сторонниками самостоятельности СП как ОП. Так, например, Н.Д. Егоров отмечает: «Признание СП составной частью гражданского права вовсе не исключает того, что СПрОтн по сравнению с другими ГрПрОтн обладают спецификой. Напротив, если бы никакой специфики у этих отношений не было, то не имелось бы и оснований для выделения в составе ГП такой особой подотрасли, как СП»[23].
Специфические черты семейных правоотношений:
1) специфический состав его субъектов, который характеризуется стабильностью, устойчивостью. Семейные правоотношения не могут существовать иначе, как только между гражданами.
Субъекты семейного права характеризуются и тем, что они выступают не просто как граждане, а обязательно в определенном качестве, указывающем на свойства личности (например, родители и дети, супруги). Лица, способные быть субъектами семейного права, определяются в законе (ст. 2 СК). Их круг не является постоянным или исчерпывающим, поскольку в СП возможна аналогия закона и аналогия права. А жизнь порождает новые формы семейных правоотношений, примером может служить сравнительно новое явление в СП – приемная семья, в результате возникновения которой появились такие субъекты СПрОтн, как приемные дети и приемные родители.
Другие субъекты права (ЮЛ, ГО, муниципальные органы, иные социальные образования), непосредственно в семейных отношениях не участвуют. В этой связи необходимо различать собственно семейные правоотношения и правоотношения, урегулированные нормами семейного законодательства[24].
Приемные родители являются субъектами семейных правоотношений, а органы опеки и попечительства не могут ими быть, т.к. согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 органами опеки и попечительства являются ОМС, кроме того они являются ЮЛ, а следовательно, субъектами семейных правоотношений быть не могут. Однако не все авторы с этим согласны. Так, например, С.А. Муратова, полагает, что поскольку Органы опеки и попечительства в настоящее время в СК признаны стороной в договоре о передаче ребенка на воспитание в семью с соответствующими правами и обязанностями, это дает повод считать их субъектом семейных правоотношений[25].
2) для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменяемость в данных отношениях другими лицами, в том числе и иными членами семьи, и как следствие этого, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей[26]. Т.е. их нельзя продать, подарить, завещать, уступить другому лицу и т.д. Например, алиментные обязательства членов семьи (ст. 80, 85, 87, 89-90 СК) не могут быть возложены на других лиц. Гражданские же права и обязанности по общему правилу отчуждаемы, их можно передать другому лицу возмездно или безвозмездно;
3) семейные правоотношения (независимо от того, ЛНО или ИО) возникают из своеобразных юридических фактов[27]: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью (а для ГП характерны такие ЮФ, как договоры и иные сделки, деликты, судебные решения, т.е. для СП в большей мере, чем для других ОП, характерны ЮФ - состояния, хотя СК допускает возникновение семейных прав и обязанностей и из таких ЮФ, как договор (БД, соглашение об уплате алиментов, соглашение о детях), решение компетентного государственного органа (например, решение суда). Причем в большинстве случаев для наступления правовых последствий необходим фактический состав (совокупность ЮФ). Например, для усыновления ребенка необходимо волеизъявление усыновителя и его супруга, согласие родителей ребенка или лиц, их заменяющих, согласие ребенка, достигшего 10 лет, решение суда об усыновлении.
В СП административно-правовые акты ГО часто являются фактами, порождающими правовые последствия: регистрация брака, рождения, усыновления. ГО в подобных случаях являются субъектами административных отношений и субъектами СП не становятся;
4) семейные отношения, как правило, носят длящийся характер. Это обуславливается спецификой целей и задач семейных правоотношений.
Цели и задачи семейных правоотношений таковы, что они вообще не могут быть достигнуты в результате единократного акта, подобно, например, договору купли-продажи, мены, дарения в гражданском праве. Немыслимо создание семьи, заключение брака, воспитание детей как акта подобного однократного действия. Напротив, целевой характер любого из семейных правоотношений обязательно предполагает длительность во взаимоотношениях участников семейного правоотношения[28].
5) по своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными.
Такова точка зрения большинства ученых (Е.М.Ворожейкин, И.М.Кузнецова, В.А.Рясенцев, Г.К.Матвеев, Л.М.Пчелинцева). Причем имущественные отношения в СП всегда и непосредственно связаны с личными и как бы вытекают из них, тогда как в ГП преобладают имущественные отношения (право собственности, обязательственные правоотношения и др.). Кроме того, ИО, регулируемые ГП, выражают по своей сущности имущественную обособленность их участников, их имущественно-распорядительную самостоятельность, автономию воли, эквивалентность связей (товарно-денежные) отношения. ИО в семье – это прежде всего отношения общности имущества супругов, отношения детей и родителей по совместному владению и пользованию имуществом друг друга, отношения безэквивалентной материальной поддержки несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся членов семьи. Однако по мнению М.В.Антокольской, такое утверждение справедливо, если говорить о соотношении ЛНО и ИО в семье как социальном институте. Но если говорить о том же соотношении в СП, картина получится обратная[29].
Более убедительной представляется первая точка зрения, поскольку ИО обусловлены наличием родственных или иных юридически значимых связей личного характера между субъектами семейных правоотношений. Так, в момент заключения брака, регистрации рождения, усыновления ребенка возникают личные правоотношения и лишь потом имущественные правоотношения между супругами, между родителями и детьми. Таким образом, имущественные семейные правоотношения не могут возникать без личных либо раньше их, что позволяет сделать вывод о производном характере имущественных отношений и говорить о приоритете личных[30].
6) семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают личные связи членов семьи.
«Сущность семейного правоотношения такова, что оно всегда включает в себя элемент личного, независимо от целевой направленности правоотношения, его характера и вида. При этом наличие данного элемента не обязательно связывается с личными правами участниками семейного правоотношения. Он существует самостоятельно, независимо от личных прав субъектов семейного правоотношения. Причем в отдельных разновидностях семейных правоотношений присутствие личного элемента проявляется по-разному: не одинакова степень его воздействия на динамику правоотношения, не одинаков механизм возникновения и проявления, но бесспорно одно – присутствие в семейных правоотношениях и воздействие на судьбу правоотношения»[31]. На это обстоятельство было уже обращено внимание в литературе. Так, С.С.Алексеев отмечал, что уже само по себе самоопределение семейного права связано «с переносом центра тяжести при регулировании семейных отношений на личные неимущественные отношения»[32].
Чаще всего характер личного элемента в семейном правоотношении предопределяется субъектным составом правоотношения. Например, раздел общей собственности супругов является правоотношением, имеющим явно выраженное имущественное содержание. Но характер правоотношения, его типовая принадлежность определяются не этим. Главное, что здесь оказывается, - это субъектный состав правоотношения, то, что его участниками являются супруги или бывшие супруги. Именно в результате этого общественное отношение регулируется нормами семейного, а не гражданского права, хотя аналогичные отношения гражданским правом также регулируются (ст. ст. 244-256 ГК РФ).
Подход к решению таких вопросов в семейном праве иной, чей в гражданском. Суть его состоит в том, что и законодательство и судебная практика исходят из учета личных взаимоотношений супругов (или бывших супругов), основывая на данном моменте регулирование общественных отношений в первом случае и решая конкретные споры во втором.
В ст. 39 СК РФ он сформулирован в следующем виде:
1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
2. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.
Раздел общей совместной собственности супругов свидетельствует о конфликтности во взаимоотношениях, сложившихся между ними. В таких ситуациях доверительность характера супружеских отношений утрачивается. Тем не менее личный элемент, имевшийся в брачном правоотношении между ними, продолжает оказывать влияние на существо прав и обязанностей, проявлять влияние на существо прав и обязанностей, приобретенных в браке.
Так, согласно ст. 35 СК РФ, владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. Однако «при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга».
Утрата доверительности затрудняет реализацию прав и обязанностей в семейном правоотношении либо делает ее вообще невозможной. Однако не означает утраты семейным правоотношением его личного характера. Последний существует до тех пор, пока существует само правоотношение. Такое положение имеет место в алиментных правоотношениях бывших супругов: доверительности между субъектами уже нет, но личный характер правоотношений сохраняется. Он утрачивается со вступлением бывшего супруга в брак, т.е. прекращением данного супружеского правоотношения и возникновением другого супружеского правоотношения с личными взаимосвязями между другими субъектами[33].
Алиментные правоотношения хотя и имеют имущественное содержание, но личный момент им также присущ, как и всем иным семейным правоотношениям. Алиментные правоотношения возможны только между гражданами, на близость личной основы между которыми указывает либо наличие родственных связей, либо длительность совместной жизни в условиях одной семьи. Проживание же в условиях одной семьи есть признак, свидетельствующий о существовании между гражданами личнодоверительных взаимоотношений. Специфика же их, как и иных семейно-имущественных правоотношений при расторжении брака, такова, что они, являясь следствием доверительной основы, проявляют свое действие именно при нарушении этого гармонического единства.
В литературе указываются и иные особенности семейного правоотношения: например, невозможность их прекращения осуществлением прав и исполнением обязанностей[34]. Семейные правоотношения прекращаются лишь в случаях, прямо указанных в законе, например, в связи со смертью одного из участников или наступлением оговоренных в законе условий. Так, правоотношение между опекуном и подопечным заканчивается по достижении последним определенного возраста. Большинство семейных правоотношений не могут быть прекращены и по воле их участников, что в целом не характерно для гражданских правоотношений. Например, нельзя отказаться от родства.
К элементам семейного правоотношения относятся субъекты, объекты, содержание, которые в совокупности присутствуют в любом семейном правоотношении.
Субъекты СПрОтн – это его участники как обладатели субъективных семейных прав и обязанностей.
Каждый из субъектов СПрОтн наделен семейной правоспособностью. Новый СК, так же как и предшествующий ему КоБС, не дает легального определения правоспособности.
В литературе семейная правоспособность определяется как юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним; право и обязанность родителя воспитывать своих детей и т.д.).
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 929;