Культура республики в годы войны
Важным фактором победы стал духовный потенциал страны. Наука, образование, литература и искусство, радио — все эти составляющие культуры явились незаменимым видом «боевого оружия».
Наука и образование.Перед войной республика распологала широкой сетью научных учреждений, вузов, гах специальных учебных заведений. Ее образовывали 25 НИИ, 14 вузов и 54 техникума. Исследовательской деятельностью было занято более 1 200 научных работников. Наряду с подготовкой специалистов для различных отраслей народного хозяйства важные научные проблемы решали вузы и техникумы.
Этот научный потенциал значительно возрос в связи с эвакуацией в Казань трети институтов, лабораторий и научных сил Академии наук СССР. В июле 1941 г. в столицу республики прибыли около 1,9 тысячи научных сотрудников, в том числе 93 действительных члена и члена-корреспондента АН СССР. Среди них — И.П. Бардин, СИ. Вавилов, Б.Д. Греков, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, В.А. Котельников, Г.М. Кржижановский, А.Н. Крылов, Л.Д.Ландау, С.С. Наметкин, А.Н. Несмеянов, СП. Обнорский, Л.А. Орбели, А.Е. Порай-Кошиц, Н.Н. Семенов, С.Л. Соболев, Е.Ф.Тарле, А.Е. Ферсман, Я.И. Френкель. С августа 1941 г. по май 1942 г. в Казани работал Президиум АН СССР во главе с вице-президентами О.Ю. Шмидтом и Е.А. Чудаковым. Эвакуированные институты и вузы Казани представляли собой самый крупный в Поволжье учебно-научный комплекс.
Центральными для академических, отраслевых научных учреждений, вузовской науки стали проблемы оборонного значения. Оперативное совершенствование военной техники, создание новых видов вооружений и боеприпасов, помощь промышленности в освоении научно-технических разработок, мобилизация сырьевых ресурсов страны, поиск заменителей дефицитных материалов. Эти и другие задачи выдвигались в годы войны на первый план.
Для координации деятельности АН СССР с научными учреждениями, промышленными предприятиями республики в начале сентября 1941 г. при Татарском обкоме партии была создана научно-техническая комиссия во главе с академиком О.Ю. Шмидтом.
Впоследствии в Казани организуется еще несколько координирующих центров. Так, в апреле 1942 г. была создана Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР под руководством академика А.И. Иоффе. В ее задачи входило проведение научных работ по защите военных кораблей от минной опасности и участие в создании новых типов судов. Тогда же была учреждена Комиссия по пищевым ресурсам АН СССР. Ее возглавил академик Л.А. Орбели. Комиссия занималась выявлением новых видов пищевых и растительных продуктов, поиском заменителей дефицитных жиров и животных белков, применяемых в промышленности, вопросами расширения кормовой базы животноводства.
В июне 1942 г. также в Казани была создана Комиссия АН СССР по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны. Комиссия, которую возглавлял академик Е.А. Чудаков, объединяла усилия более 300- научных сотрудников и производственников. В ее составе действовало восемь секций. Минерально-сырьевой секцией руководил профессор Казанского университета Л.М. Миропольский.
Сотрудники академических учреждений за годы войны выполнили целый ряд работ, имеющих важное оборонное значение. Так, были созданы новые мощные противотанковые средства, разработаны меры по защите кораблей от магнитных мин, открыт новый способ измерения расстояний до самолетов противника, метод использования сульфатной целлюлозы для получения пороха.
В Казани разрабатывались новейшие системы оружия. Надсозданием новых типов военных самолетов и реак-вных двигателей трудились видные ученые-конструкоры В.П. Глушко, СП. Королев, которые находились авиационной спецтюрьме на территории Казанского юторостроительного завода, а также В.М. Мясищев, Ь.М. Петляков.
В рамках программы «Уран», направленной на размотку ядерного оружия, в Казани действовала одна из абораторий. Программа осуществлялась под руководством академика И.В. Курчатова, ставшего основателем и первым директором Института атомной энергии. Активное участие в этих работах принимал ученый-физик »П. Александров.
Важные результаты принесла деятельность нефтяной секции Комиссии Академии наук по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Приуралья на нужды обороны страны. Изыскательские работы ее экспедиционной группы во главе с членом-корреспондентом АН СССР С.Ф. Федоровым охватили значительную часть территории Татарии. Были выявлены нефтеносные площади в районах Шугурово, Сарабиккулово и других местах. 25 июня 1943 г. из разведочной скважины №1 ударил нефтяной фонтан. Он возвестил об открытии Шугуровс-кого месторождения, которое содержало промышленные запасы «черного золота». Скважину пробурила буровая бригада мастера Г.Х. Хамидуллина. В 1944 г. шугуровские скважины дали 4,2 тысячи тонн нефти.
На нужды обороны была сориентирована научно-исследовательская деятельность казанских НИИ, вузов. Так, только в университете, химико-технологическом институте, институтах усовершенствования врачей, эпидемиологии и микробиологии было выполнено около 800 научных работ. Большинство из них имело оборонное значение. Проводившиеся под руководством профессора Б.А. Арбузова опыты позволили, например, улучшить качество синтетического каучука. Профессором С.Н. Ушаковым был разработан способ получения новых видов пластмасс для оборонной промышленности.
Результатом совместных исследований профессора Г.Х. Камая и производственников Казанского кетгутного завода стало увеличение производства кетгута. В то время это было единственное средство для сшивания ран. Выдающийся казанский хирург А.В. Вишневский разработал метод местного обезболивания и новокаинового блока. Эффективные методы лечения раненых предложили и другие представители медицинской науки Казани, в том числе профессора В.А. Гусынин, Ф.Г. Мухамедьяров, Ю.А. Ратнер, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, Л.И. Шулутко. Их использование дало возможность возвратить в строй из госпиталей республики свыше 60 процентов раненых бойцов Красной Армии.
Важные оборонные проблемы разрабатывали казанские ученые А.Е. Арбузов, В.И. Баранов, Н.А. Ливанов, Л.М. Миропольский, Х.М. Муштари, Н.Г. Чеботарев, Г.Х. Камай и многие другие. В 1944 г. заведующий кафедрой физики Казанского университета Б.К. Завойский открыл явление электронного парамагнитного резонанса. Это открытие впоследствии получило мировое признание как одно из крупнейших научных достижений XX столетия в области физики конденсированных сред. Электронный парамагнитный резонанс позволил изучить природу молекул, атомов, элементарных частиц.
Научно-исследовательская деятельность ученых республики в годы войны получила высокую оценку. Так, академику А.Е. Арбузову, члену-корреспонденту Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук В.П. Мосолову, профессору С.Н. Ушакову были присуждены Сталинские премии (с 1952 г. — Государственные премии). Большая группа ученых, в том числе А.Е. Арбузов, Б.А. Арбузов, В.И. Баранов, Г.Х. Камай, Л.М. Миропольский, А.Н. Миславский, А.Е. Переверзев, Н.Г. Чеботарев, К.В. Фазлуллин были награждены орденами и медалями СССР.
Признанием вклада научной общественности в дело защиты Отечества республики стало создание Казанского филиала Академии наук (КФАН) СССР. Решение об этом было принято Советским правительством 13 апреля 1945 г. В состав КФАН вошли биологический, геологический, физико-технический, химический институты и f Институт языка, литературы и истории. В 1944 году было открыто отделение татарского языка и литературы, которую сначала возглавила Р.А. Хакимова, а потом профессор Х. Усманов, много сделавший для подготовки национальных кадров.
Трудным был период Великой Отечественной войны системы народного образования. Многие помещения [учебных заведений, прежде всего в Казани, были переда-|ны эвакуированным учреждениям Академии наук СССР, гданы под госпитали и эвакуированные предприятия.
На фронт были мобилизованы многие преподаватели рзов, студенты, учителя. В вузах были введены планы сокращенными сроками обучения, предметы оборонно-характера. В первые годы войны резко сократилось ртсло студентов. Если, например, в КГУ в 1941 г. обучалось 1,8 тысячи человек, то в 1944 г. — 804, в ветеринарном институте соответственно — 700 и 150. По разным причинам было закрыто 10 средних специальных учебных заведений.
Вместе с тем вузы республики за этот период подготовили свыше шести тысяч специалистов. Были созданы новые вузы, открыты новые факультеты. В 1944 г. в Казанском университете открылись отделения классической филологии, татарского языка и литературы. В конце войны была основана Казанская консерватория, восстановлен Казанский институт инженеров гражданского строительства.
Школы ряда городов переводились на трехсменный режим занятий. Из-за занятости на производстве, материальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви в отдельных районах часть детей оказалась вне школы. Однако принимались различные меры, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Был создан фонд всеобуча, в который от жителей республики поступило более 3,2 миллиона рублей. Комсомольцы в ходе декадников ремонтировали школьные здания, заготавливали для школ топливо. Подспорьем в организации питания школьников стали пришкольные участки и животноводческие хозяйства.
Для оканчивающих начальную и семилетнюю школу были установлены выпускные экзамены, введены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотые и серебряные медали за успехи в учебе. Школа, учительство решили поставленные перед ними задачи. 139 учителей были награждены орденами и медалями СССР, 12 педагогов — удостоены высокого звания заслуженного учителя школы РСФСР.
Художественная культура.Сражающейся культурой стала художественная культура. Из 64 писателей республики более половины ушли на фронт. В частях Действующей армии сражались Абдулла Алиш, Hyp Баян, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Гадель Кутуй, Шараф Мударрис, Заки Нури, Геннадий Паушкин, Мухаммет Садри, Сибгат Хаким и другие известные литераторы. 30 пэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республики отдали свои жизни за Родину.
Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском языке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-ми 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-м и 3-м Украинском, Воронежском, Волховском и некоторых других фронтах.
В конце июня 1942 г. во время попытки вырваться из окружения в районе станции Мясной Бор был ранен и 1 попал в плен корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта Муса Джалиль. В дольской крепости Демблин вокруг поэта и его ближайшего сподвижника Г. Курмаша сплотилась группа |подпольщиков. Она создала боевые группы в немецких сонцлагерях, вела антифашистскую агитацию среди военнопленных и личного состава легиона «Идель-Урал», организовала переход частей легиона к советским партизанам (легион был организован из поволжских татар как часть Восточных легионов в расчете на то, что германское командование получит дополнительные боевые единения). Пользуясь свободой передвижения как служащий министерства оккупированных восточных областей, М. Джалиль активно участвовал в антифашистской деятельности. Подпольщики готовили восстание во всем аегионе. Предатель выдал Джалиля и его соратников, эрые оказались в гитлеровских застенках. Мужественныe подпольщики были казнены на гильотине по приговору военного трибунала Германии за подрыв военной вощи вермахта 25 августа 1944 г. в берлинской тюрьме Плетцензее.
М. Джалиль в заточении написал цикл стихотворний «Моабитская тетрадь». После окончания войны две тетради, исписанные рукой поэта, оказались на* Родине, феврале 1956 г. М. Джалилю было присвоено звание героя Советского Союза. Через год ему, первому среди этов, за цикл стихов «Моабитская тетрадь» была присуждена Ленинская премия.
Вдохновенным словом, пером сражались оставшиеся в тылу литераторы республики. При Союзе писателей ТАССР был создан специальный отдел агитации и пропаганды. В газетах постоянно публиковались статьи, очерки, зарисовки, показывающие героизм бойцов и тружеников тыла. Был подготовлен антифашистский сборник «За Отечество» и сборник эстрадного репертуара «Победа за нами».
Тема защиты Родины, патриотизма была ведущей в произведениях прозы и поэзии. Она звучала в рассказах «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А. Абсалямова, «До большого праздника» М. Амира, «Сержант Хайруллин» Г. Баширова, «В зимнюю ночь», «Дед Ахмет», «Их было трое» И. Гази, «Только на час» А. Еники, «Марат» Ш. Камала, «Артиллерист Сулейман» К. Наджми, «В бурную ночь» А. Шамова; в повестях «Записки разведчика, «В весеннюю ночь» Ф. Ка-рима, «Приключения Рустема» А. Кутуя, «Пламенное сердце» X. Усманова.
Более 20 поэм, несколько сотен стихотворений глубоко патриотического содержания написали татарские поэты. Несколько литературно-художественных сборников выпустили члены русской секции Союза писателей ТАССР. Были изданы произведения Бруно Зернита, Михаила Бубеннова, Тамары Ян, Ирины Касаткиной и многих других авторов.
Появились новые пьесы. Среди них широкое признание получила пьеса Мирсая Амира «Минникамал», посвященная самоотверженному труду колхозниц.
В первые годы войны в республике находилась большая группа эвакуированных русских и зарубежных писателей и поэтов. В Казани жили и работали М. Алигер, B.Бахметьев, Д. Бедный, Я.Галан, Л.Ошанин,П.Антокольский, Ф. Гладков и др. Сюда приезжали В. Лебедев-
Кумач, С. Маршак, А. Толстой, А. Фадеев, К. Чуковский,C. Щипачев.
Другим центром литературной жизни являлся Чистополь, с которым в военную пору были связаны имена свыше ста литераторов страны. Над новыми произведениями здесь работали Н. Асеев, М. Исаковский, Л. Леонов, В. Гроссман, К. Тренев, К. Федин и др. Многие из этих произведений стали классикой советской литературы военной поры. Среди них — пьеса Леонида Леонова «Нашествие», десятки стихотворений Михаила Исаковского, ставшие популярными песнями, — «Крутится, вертится шар голубой...», «Ой, туманы мои...», «В прифронтовом лесу», «Огонек» и др. Впервые чистополь-цам читал свою поэму «Василий Теркин» Александр Твардовский.
В годы войны развитие получили музыкальное, театральное искусство республики. Татарскими композиторами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Для оперной и балетной сцены были написаны оперы «Ильдар», «Туляк», в новой редакции «Су-Сылу и Туляк» Назиба Жиганова, «Зюльхабира» Майсура Музафарова, «Фарида» Михаила Юдина, балеты «Фатых», «Зюгра» Н. Жиганова.
М. Музафаров, Н. Жиганов, А. Ключарев, 3. Хабибуллин, В. Виноградов, М. Юдин создали ряд симфонических произведений. Композитор Джаудат Файзи написал музыкальные комедии «Башмачки» и «Чайки», которые знаменовали собой рождение в татарской музыке нового жанра. В области песенного творчества активно работали С. Сайдашев, М. Музафаров, 3. Хабибуллин, X. Валиуллин. Особой популярность пользовались песни «Туган ил ечен» («За любимую Родину»), Поход жыры» («Походная песня»), «Кулъяулык» («Платочек»), «Син кайтмадьщ» («Ты не вернулся»). С. Сайдашев написал знаменитый марш «Родина», «Суворовский марш», В. Виноградов — «Ополченский марш».
Сражающимся искусством была и изобразительное искусство. Как и ряд композиторов, на фронт ушли многие художники. С первых дней войны в Казани издавались военные и политические плакаты, плакаты «Окна сатиры». В их создании участвовали Б. Альме-нов, Э. Гельмс, К. Овчинников, А. Прытков, А. Родионов, Р. Сайфуллин, Н. Сокольский, и многие другие видные художники. Кисти В. Тимофеева принадлежали полотна «В рабство», «Слушают сводку Информбюро», И. Новоселова — «Оборона Казани», Д. Булата — «Подразделение Героя Советского Союза Батыршина в штыковой атаке», К. Максимова — «На плотах», «Хлеб — фронту», Н. Сокольского — «Да здравствует Сталинград». Были написаны и другие полотна на военно-патриотическую тему. Несколько скульптурных портретов, две большие скульптурные композиции выполнил скульптор С. Ахун.
Высокий патриотический настрой стремились поддерживать у бойцов, тружеников тыла деятели театра. Они обслуживали мобилизационные пункты, части Действующей армии, госпитали, выезжали в колхозы и совхозы. На борьбу с врагом звали пьесы М. Амира «Минникамал», Н. Исанбета «Марьям», Р. Ишмурата «Возвращение», А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Парень из нашего города» и «Русские люди» и др. Все пьесы в Казани ставились на сцене Большого драматического театра. Здесь же зритель мог видеть оперы Н. Жиганова «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын», М. Юдина — «Фарида», музыкальные комедии Дж. Файзи «Башма-гым» («Башмачки»), «Акчарлаклар» («Чайки»), балет Ф. Яруллина «Шурале».
Значительную работу в годы Великой Отечественной войны проводили музеи, библиотеки и радиокомитет республики. Важным средством патриотического воспитания являлось кино.
Таким образом, научная, творческая интеллигенция внесла весомый вклад в достижение победы. В годы войны в области литературы, изобразительного, музыкального искусства были созданы произведения, которые вошли в золотой фонд национальной культуры.
Вопросы и задания
1. Расскажите о том, как решению общей задачи разгрома врага своими работами содействовали ученые. 2. Подготовьте сообщение на тему «Начало промышленного освоения нефтяных запасов республики». 3. Что означает понятие «сражающаяся культура»? Раскройте его содержание на примере художественной культуры республики 1941-1945 гг. 4. Что вы знаете о творчестве литераторов республики периода Великой Отечественной войны? В чем заключалась основная направленность этого творчества? 5. Какие страницы Великой Отечественной войны запечатлели в своих произведениях художники республики? 6. Представьте музыкальное, театральное искусство военной поры. Можно ли утверждать, что это искусство также было «боевым оружием»? Свой ответ обоснуйте.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 626;