При коллизиях в праве
5.1. Понятие, причины и виды коллизий в праве. Отыскивая правовую норму, под которую подпадают фактические обстоятельства юридического дела, правоприменительный орган может столкнуться с ситуацией, когда эти обстоятельства сразу подпадают под две или более действующих правовых норм, содержащих разные предписания. В этом случае правоприменительный орган сталкивается с явлением, которое в юриспруденции именуется коллизиями в праве.
В юридической литературе даются разные определения коллизий в праве, которые, как правило, отождествляют коллизии в праве с юридическими коллизиями. Между тем эти понятия, как представляется, все же надо различать. Коллизии в праве – это, коллизии, существующие между нормами, а также источниками самого позитивного права. Кроме того, к коллизиям в праве относятся также коллизии, существующие между нормами или источниками позитивного права разных государств, а также между нормами или источниками внутригосударственного и международного права.
Что же касается юридических коллизий, то это более широкое понятие, которым охватываются как коллизии в праве, так и другие юридические коллизии, которые могут возникать между субъектами права, между различными правовыми актами (например, между нормативно-правовыми актами и актами толкования права) и т. д. Вот как определяет юридические коллизии, например, проф. Н. И. Матузов. «Под юридическими коллизиями, – пишет он, – понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий»[87].
Исходя из того, что коллизии в праве и юридические коллизии – это не равнозначные понятия, коллизии в праве можно определить как расхождения или противоречия между нормами права, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения. Это могут быть расхождения или противоречия между нормами, содержащимися в одном и том же источнике права (например, в каком-либо нормативно-правовом акте), между нормами, содержащимися в однотипных источниках права (например, в разных нормативно-правовых актах), между нормами, содержащимися в разнотипных источниках права (например, в нормативно-правовых актах и нормативных договорах), между нормами внутригосударственного и международного права, между нормами, содержащимися в источниках права разных государств.
В юридической литературе наряду с понятием «коллизии в праве» встречается понятие «конкуренция в праве». Вопрос о соотношении этих понятий различными авторами решается по-разному. В частности, одни считают эти понятия идентичными, полагая, что и при коллизиях и при конкуренции имеются в наличии нормы права, которые регулируют одну и ту же ситуацию, но различны по содержанию. Другие же эти понятия не отождествляют исходя из того, что коллизия всегда предполагает противоречие между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, в то время как при конкуренции противоречие отсутствует, а имеется лишь некоторое несоответствие между нормами, выраженное в разной степени конкретизации, объеме и иных малозначительных аспектах регулирования родственных отношений.
Думается, что понятия «конкуренция в праве» и «коллизия в праве» нет смысла различать, поскольку при применении права это не имеет принципиального значения. Тем более что коллизия – это не обязательно противоречие. Коллизия (от лат. «collisio» – столкновение, потрясение) хотя и определяется обычно как конфликт, столкновение противоположных сил, интересов, взглядов, стремлений, чувств или обстоятельств[88], тем не менее, с точки зрения этимологии – это, прежде всего, столкновение. Две или более норм права содержат разные правовые предписания по поводу одной и той же жизненной ситуации, и уже в этом проявляется их столкновение, коллизия, независимо от того, противоречат эти нормы друг другу или нет.
Коллизии в праве возникают в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективные причины возникновения коллизий в праве обусловлены в первую очередь противоречивостью, динамизмом и изменчивостью самих общественных отношений. Как известно, регулируемые правом общественные отношения находятся в постоянном развитии и зачастую требуют либо внесения изменений в действующие нормы права, либо принятия новых правовых норм. В этой связи нередко возникают ситуации, когда новые нормы приняты, а старые не отменены, когда одни нормы изменены, а другие с ними связанные остались в устаревшей редакции. Кроме того, объективные причины возникновения коллизий могут быть обусловлены множественностью правотворческих органов, осуществляющих правовое регулирование одних и тех же общественных отношений, социально-экономическими и политическими кризисами, возникающими в отдельных государствах и могущими привести к многочисленным юридическим коллизиям, и некоторые другие обстоятельства.
Субъективные причины возникновения коллизий в праве чаще всего порождаются деятельностью правотворческих органов. Это может быть, например, нечеткое разграничение правотворческих полномочий между государственными органами, способное привести к принятию по одним и тем же вопросам коллидирущих правовых норм, ошибки в юридической технике, неточное формулирование правовых предписаний, использование многозначных терминов и конструкций и т. д.
Существуют различные виды коллизий в праве. Чаще всего различают темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные коллизии.
Темпоральные коллизии – это коллизии, которые возникают между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, но изданными в разное время. Появление такого рода коллизий чаще всего связано с тем, что при издании новой нормы права, ранее действовавшая норма по каким-то причинам не была отменена.
Пространственные коллизии, которые называют также территориальными, – это коллизии, возникающие между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения, но действующими в разных пространственных пределах. Например, в случаях признания сделки недействительной перед судьей может возникнуть вопрос, какое законодательство применить: России или другого государства.
Иерархические коллизии – это коллизии, которые возникают между нормами разной юридической силы, регулирующими одни и те же общественные отношения. Такие коллизии называют также субординационными.
Содержательные коллизии – это коллизии, которые возникают между общими и специальными нормами права. Данные коллизии возникают между нормами одинаковой юридической силы, но различающиеся по объему регулирования. Общая норма регулирует общественное отношение в целом, а специальная – часть этого отношения, делая как бы исключение из правила, содержащегося в общей норме.
Применительно к Российской Федерации выделяют и такие виды коллизий в праве, как:
1) коллизии между Конституцией РФ и другими источниками права;
2) коллизии между конституционными и обыкновенными законами;
3) коллизии между законами и подзаконными нормативными актами;
4) коллизии между федеральными актами и актами субъектов федерации;
5) коллизии между актами одного и того же органа, но изданными в разное время;
6) коллизии между актами, принятыми разными органами.
В литературе встречаются и некоторые другие классификации коллизий в праве.
5.2. Преодоление коллизий в праве при применении правовых норм. Коллизии в праве в большинстве случаев представляют собой негативное явление. Они создают несогласованность в правовом регулировании общественных отношений, проблемы в правоприменительной деятельности, дезориентируют поведение субъектов права, вносят элементы дезорганизации в существующий правопорядок. Исключение составляют, пожалуй, коллизии в международном частном праве, которые объективно неизбежны, поскольку связаны с праворегулирующей деятельностью различных государств.
Существует несколько способов разрешения коллизий в праве. Наиболее эффективным из них является устранение коллизий путем правотворческой деятельности. Правотворческие органы могут либо отменить коллидирующие нормы права и взамен принять новую норму, либо внести в эти нормы изменения или уточнения. Вместе с тем на практике это происходит не всегда быстро и существующие в праве коллизии могут сохраняться неопределенно длительное время. В этой связи немаловажную роль играет и такой способ разрешения коллизионной ситуации, как преодоление коллизий правоприменительными органами с помощью коллизионных норм. Правоприменительные органы, как известно, не вправе устранять коллизии, возникающие между правовыми нормами, поскольку это является прерогативой правотворческих органов. Вместе с тем применяя нормы права, они способны преодолевать коллизии в праве, благодаря действию коллизионных норм.
Основные коллизионные нормы были разработаны еще римскими юристами. В частности: при противоречии актов разной юридической силы применяется акт более высокой юридической силы; при противоречии актов одинаковой юридической силы, принятых в разное время, применяется новый акт; при противоречии общего и специального актов применяется специальный акт, если у них одинаковая юридическая сила, и общий, если у них разная юридическая сила. Эти и другие коллизионные правила нашли закрепление в различных правовых системах, в том числе и в правовой системе Российской Федерации.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации закреплен целый ряд коллизионных норм, к наиболее важным из которых относятся следующие:
1) в случае противоречия любого правового акта Конституции РФ применяются нормы Конституции. Это правило вытекает из части 1 ст. 15 Конституции РФ, которая провозглашает: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;
2) в случае противоречия федерального закона федеральному конституционному закону применяется федеральный конституционный закон (часть 3 ст. 76 Конституции РФ);
3) в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции РФ) международному договору РФ применяются правила международного договора (часть 4 ст. 15 Конституции РФ);
4) в случае противоречия подзаконного правового акта закону или вышестоящему подзаконному акту применяется закон или вышестоящий подзаконный акт, если он не противоречит закону. Так, согласно части 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом»;
5) в случае если закон или иной нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, применяется федеральный закон (часть 5 ст. 76 Конституции РФ). В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по предметам ведения субъекта РФ применяется нормативно-правовой акт субъекта РФ (часть 6 ст. 76 Конституции РФ);
6) при противоречии общего и специального нормативно-правовых актов, принятых одним и тем же органом, применяется специальный акт;
7) коллизии в международном частном праве решаются в соответствии с правилами раздела VI части 3 ГК РФ.
Кроме коллизионных норм в правоприменительной практике немаловажную роль играет и такой способ преодоления коллизий в праве, как толкование права. Особенно это касается деятельности судов и судебного толкования права. Осуществляя толкование действующего права, высшие судебные инстанции разъясняют нижестоящим судам, какими нормами им следует руководствоваться в случаях обнаружения коллизий в праве.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2017;