Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние
В соответствии со ст.15 УК «добровольным отказом от преступления признаётся прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение действия или бездействия, непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца.
Деяние, в отношении которого осуществлён добровольный отказ, не влечёт уголовной ответственности. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершённое им деяние содержит признаки иного преступления».
Правовое значение добровольного отказа от доведения преступления до конца заключается в том, что деяние, в отношении которого осуществлён добровольный отказ, не влечёт уголовной ответственности. Совершённые лицом приготовление и покушение не утрачивают характера преступных в связи с добровольным отказом от завершения преступления. Однако такое поведение лица свидетельствует о значительно меньшей степени его общественной опасности. Кроме того, законодатель правовыми мерами стимулирует преступников к отказу от продолжения начатой преступной деятельности, гарантируя им свободу от уголовного преследования. Поэтому добровольный отказ можно считать основанием освобождения от уголовной ответственности за неоконченное преступление.
Прекращение преступником начатого преступления может осуществляться при различных обстоятельствах, по различным мотивам, на разных стадиях, в связи с чем необходимо установить конкретные условия, при наличии которых прекращение преступления может быть признано добровольным отказом. Такими определяющими условиями добровольного отказа являются: добровольность отказа, его окончательность, время осуществления отказа.
Прежде всего, отказ должен быть добровольным. Отказ считается добровольным, если решение об окончательном прекращении преступления является свободным волеизъявлением лица при осознании наличия реальной возможности довести преступление до конца.
Самостоятельность лица в принятии решения об отказе от преступления характеризуется двумя моментами. Во-первых, это отсутствие физического или психического принуждения от кого бы то ни было. Во-вторых, это отсутствие внешних обстоятельств, которые делали бы невозможным доведение преступления до конца.
Инициатива в принятии лицом решения об отказе от продолжения преступления может исходить не только от него самого, но и от его родных или близких, соучастников, потерпевшего или любых иных лиц. Такая инициатива может быть выражена в просьбах, требованиях, уговорах и т.п. методах воздействия, которые можно обобщённо назвать убеждением. Психологическое воздействие на преступника может содержать и указание на возможные неблагоприятные для него последствия от совершения преступления, например, на разрыв отношений с близким лицом, на возможность раскрытия преступления и другие. Однако заявление лица, побуждающего к отказу от преступления, о своём твёрдом намерении сообщить о преступлении в правоохранительные органы исключает добровольность отказа.
Мотивы, которыми руководствуется отказывающееся от преступления лицо, могут быть самыми разнообразными: раскаяние, жалость к жертве, страх перед наказанием, невыгодность совершения преступления и т.п. Если лицо осознавало возможность завершить начатое преступление, то отказ от преступления будет добровольным независимо от содержания мотива принятого решения.
Волеизъявление лица о прекращении преступления может быть признано свободным только при осознании отсутствия внешних обстоятельств, которые делают невозможным окончание преступления. Такими обстоятельствами могут быть:
— неспособность лица преодолеть трудности или препятствия, возникшие в ходе осуществления преступления, например, шифр замка сейфа оказывается слишком сложным, сопротивление жертвы подавить не удалось и т.п.;
— отсутствие предмета посягательства или ошибка в средствах (негодное покушение);
— появление очевидцев преступления, создающее угрозу задержания или последующего изобличения преступника. Добровольности отказа не будет, если лицо опасается обусловленной конкретными обстоятельствами реальной возможности привлечения к ответственности, а не абстрактной наказуемости преступления вообще.
Указанные обстоятельства по-разному влияют на возможность завершения преступления. Так, при покушении на отсутствующий предмет преступление не может быть доведено до конца. Но технические препятствия могут не лишить лицо полностью возможности окончить начатое, а лишь в той или иной мере осложнить совершение преступления. Например, для вскрытия оказавшегося более сложной конструкции сейфа понадобится не один, а два часа, которыми преступник свободно располагает. При оценке влияния таких случаев на добровольность отказа необходимо исходить из всесторонней оценки времени, места и обстановки совершения преступления, а также субъективных представлений виновного. Если он полагал такие препятствия преодолимыми, то его отказ признаётся добровольным. Напротив, отказ по мотивам невозможности довести преступление до конца исключает добровольность отказа.
Как следует из изложенного, прекращение преступления будет добровольным только в том случае, если лицо осознавало возможность его завершения. Закон не связывает добровольность отказа с какими-либо объективными условиями. Поэтому добровольным будет признан отказ и в том случае, когда при наличии такого осознания в действительности лицо не могло окончить преступление. Например, вор проникает в квартиру с целью хищения драгоценностей, однако решает отказаться от завладения ими и уходит. Позже выясняется, что драгоценности были проданы хозяевами ещё до хищения. Объективно вор не мог довести задуманное преступление до конца, и, тем не менее, его отказ является добровольным.
Окончательность отказа означает, что лицо полностью отказывается от продолжения реализации преступного намерения не только в настоящий момент, но и в будущем. Поэтому нет добровольного отказа в случае приостановки посягательства с целью его последующего повторения при более благоприятных условиях.
Добровольный отказ от преступления обращён в будущее, а не в прошлое, то есть лицо не отказывается от уже содеянного, а отказывается его продолжить, что реально возможно, когда ещё не всё совершено. Добровольный отказ возможен в любой момент на стадии приготовления к преступлению и на стадии неоконченного покушения. Отказаться от доведения преступления до конца можно только при условии, что лицо принимает решение о прекращении преступления в тот момент, когда какая-то часть объективной стороны состава преступления ещё не выполнена и требует продолжения. На стадии оконченного покушения, когда лицо выполнило все необходимые действия, добровольно отказаться от продолжения преступления нельзя, поскольку уже нечего продолжать, следовательно, уже не от чего отказываться, и действительно, невозможно отказаться от завершения завершённого. Между тем, добровольный отказ как раз и предполагает осознание лицом возможности продолжить свои действия.
Имеющиеся в литературе споры о возможности добровольного отказа на стадии оконченного покушения в большей мере относятся не к добровольному отказу, а к определению момента окончания покушения. Как отмечалось в предшествующем параграфе, при осуществлении некоторых преступлений лицо может использовать такие способы, которые предполагают последующее развитие событий без непосредственного участия самого виновного. Покушение на такие преступления следует считать оконченным с момента, когда лицо утрачивает контроль над последующим развитием событий, либо будучи объективно неспособным влиять на события, либо в связи с осознанным принятием решения о завершённости своих действий и отказом от любых попыток предотвращения вреда. В приводившемся примере с попыткой отравления виновная сохраняет контроль над событиями вплоть до того момента, когда супруг выпьет отравленное вино. Следовательно, до этого момента она может отказаться от преступления в любое время.
После оконченного покушения преступник может отказаться только от повторения, но не от продолжения ранее совершённых действий. Например, промахнувшись после первого выстрела, виновный не стреляет второй раз, имея к тому возможность. Такие случаи квалифицируются как покушение на соответствующее преступление. Отказ от повторения посягательства может быть учтён при определении меры наказания виновному, однако не меняет оценки содеянного.
Объективное проявление добровольного отказа выражается в воздержании от продолжения намеченных действий при осуществлении преступления в активной форме (например, похититель не завладевает имуществом, прицелившийся в жертву не нажимает на спусковой крючок и т.п.). В зависимости от характера совершаемого преступления добровольный отказ может потребовать от лица не только пассивного воздержания от продолжения, но и совершения активных действий (например, разобрать установленное для причинения вреда приспособление). В большинстве же случаев активные действия совершаются с целью сокрытия следов приготовления или покушения, хотя для освобождения от ответственности в связи с добровольным отказом совершение или не совершение таких действий значения не имеет. Вместе с тем, если в процессе, например, приготовительных действий, было незаконно изготовлено оружие или иные аналогичные предметы, то виновный обязан сдать их, поскольку именно такое условие освобождения от уголовной ответственности специально предусмотрено в законе (см. примечание к ст.295 УК).
При преступном бездействии, приравниваемом к действию, для добровольного отказа необходимо совершение активных действий по устранению уже созданной лицом опасности.
Таким образом, добровольный отказ — это добровольное и окончательное прекращение преступления, совершаемого на стадии приготовления или неоконченного покушения, при осознании лицом возможности доведения преступления до конца.
Добровольный отказ освобождает от уголовной ответственности только за то преступление, которое лицо фактически осуществляло, реализуя свой прямой умысел. Причём лицо освобождается от уголовной ответственности независимо от степени тяжести совершавшегося преступления. Однако в процессе реализации посягательства на один объект лицо может причинить какой-либо вред иным объектам уголовно-правовой охраны. Так, если при приготовлении к фальшивомонетничеству лицо совершает хищение необходимых для этого материалов, то в случае добровольного отказа от изготовления поддельных денег лицо освобождается от ответственности за это преступление, но будет нести ответственность за причинение вреда отношениям собственности путём похищения имущества.
Именно таким образом следует понимать положение ч.2 ст.15 УК, в соответствии с которым привлечение к уголовной ответственности лица, добровольно отказавшегося от преступления, возможно только за совершённое им иное преступление. Иным следует считать преступление, которое:
— причиняет ущерб иному объекту уголовно-правовой охраны как в примере с фальшивомонетничеством и хищением материалов;
— причиняет иной по характеру вред тому же объекту, например, при повреждении имущества в процессе хищения;
— в составных преступлениях причиняет вред дополнительному объекту, например, причинение вреда здоровью человека при попытке похитить радиоактивные материалы путём разбоя.
От указанных случаев необходимо отличать причинение в результате оконченного покушения меньшего вреда, чем было задумано виновным. Так, если произведенный с целью убийства выстрел причиняет только вред здоровью, то в содеянном содержится состав иного оконченного преступления — причинение телесных повреждений соответствующей тяжести. Однако такие случаи квалифицируются как покушение на задуманное преступление, а фактически причинённые последствия поглощаются покушением и самостоятельной квалификации не подлежат. Что же касается иного преступления при добровольном отказе, то оно совершается только на стадии неоконченного покушения и не является результатом неудавшейся попытки довести задуманное преступление до конца.
Деятельное раскаяние — это посткриминальное добровольное поведение лица, выражающееся в оказании им активного содействия правосудию, заглаживании причинённого преступлением вреда, а равно в совершении иных активных действий, свидетельствующих об осознании лицом своей вины и о его чистосердечном раскаянии.
К деятельному раскаянию, которое является собирательным понятием, можно отнести следующие действия:
— содействие правосудию: явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников, розыску имущества, приобретённого преступным путём;
— заглаживание вреда: оказание медицинской или иной помощи потерпевшему непосредственно после преступления, добровольное возмещение или устранение материального или морального вреда, причинённого преступлением, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинённого преступлением.
Деятельное раскаяние осуществляется только после стадии оконченного покушения или оконченного преступления. Оно должно свидетельствовать о добровольности совершаемых действий, искренности намерений виновного, что позволяет суду сделать вывод о его чистосердечном раскаянии.
Такие действия не устраняют преступность содеянного ранее, однако, они указывают на уменьшение общественной опасности личности виновного. В зависимости от степени тяжести совершённого преступления и иных обстоятельств деятельное раскаяние может служить либо основанием для освобождения от уголовной ответственности либо смягчать её.
Правовое значение деятельного раскаяния регламентируется различными уголовно-правовыми нормами. Так, ст.63 УК относит деятельное раскаяние к обстоятельствам, смягчающим ответственность при назначении наказания за любое преступление. В соответствии со ст.88 УК суд вправе освободить от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности. В ряде статей Особенной части УК содержатся специальные основания освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, например, в примечании к ст.351 УК указывается, что освобождается от уголовной ответственности участник заговора с целью захвата государственной власти, если он своевременно и добровольно заявил о преступлении государственным органам и активно способствовал его раскрытию.
Отличие деятельного раскаяния от добровольного отказа:
Основания отграничения | Добровольный отказ | Деятельное раскаяние |
По стадии совершения преступления | Возможен на стадии приготовления или неоконченного покушения | Может проявляться после оконченного покушения или оконченного преступления (посткриминальное поведение) |
По содержанию и характеру действий | Выражается в отказе, воздержании от продолжения начатого преступления | Выражается в содействии правосудию или заглаживании причинённого вреда |
По субъективной направленности | Представляет собой окончательный отказ от преступления при осознании возможности его завершения | Является чистосердечным раскаянием в содеянном |
По правовому значению | Освобождает от уголовной ответственности в безусловном порядке | Освобождает от уголовной ответственности или смягчает ответственность (по решению суда) |
Литература
Дурманов Н.Д. Стадии совершения преступления по советскому уголовному праву. — М., 1955; Панько К.А. Добровольный отказ от совершения преступления по советскому уголовному праву. — Воронеж, 1955; Кузнецова Н.Ф. Ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление по советскому уголовному праву. — М., 1958; Тишкевич И.С. Приготовление и покушение по уголовному праву (понятие и наказуемость). — М., 1958; Иванов В.Д. Ответственность за покушение на преступление. — Караганда 1974; Караулов В.Ф. Стадии совершения преступления. — М., 1982; Тер-Акопов А.А. Добровольный отказ от совершения преступления. — М., 1982; Иванов В.Д.Добровольный отказ от совершения преступления. — Ростов-на-Дону, 1995; Щерба С.П., Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершённом преступлении. — М., 1997.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 977;