Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.
Вопрос о том, что такое философия, впервые возник в эпоху разложения первобытных архаических обществ, более двух с половиной тысяч лет назад, но и сегодня сохраняет актуальность. Философия в истории человечества не раз уточняла и меняла свой предмет, свой метод теоретической работы, репертуар основных тем, представая в новом обличье.
Слово «философия» приходит к нам из древнегреческой культуры. Первым, кто назвал себя «философом», был знаменитый Пифагор (570–490 гг. до н.э.). Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии связано с формированием убеждения, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. Сам термина «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, Sophia – мудрость).
По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению древнего человека. Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Представления, входящие в структуру мировоззрения, начинают формироваться у человека уже на ранних стадиях развития (и в историческом плане, и в плане личной биографии – начиная с детских лет). В этих представлениях отражены попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, зафиксировать систему нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.
Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, работает через осознание человеком своего положения в мире, регулирует важнейшие формы его жизнедеятельности и поведения.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря знаниям мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации реальности.
Чувства и эмоции определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в мире. Они дают мироощущение, наполняют восприятие мира личностным смыслом и значением.
Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они дают руководство к действию – определяют правила и принципы социальной жизни человека. Как правило, они выступают в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Существуют различные типологии форм и типов мировоззрения.
По критерию субъекта | личностное мировоззрение мировоззрение социальной группы мировоззрение класса мировоззрение общества (одна или несколько стран, культур) мировоззрение человечества в определенную эпоху |
По критерию полноты и системности | а) нетеоретическое мировоззрение: обыденное мифологическое религиозное б) художественное мировозззрение в) философско-теоретическое мировоззрение г) научное мировоззрение |
Историческая типология (доминирующий тип мировоззрения в ту или иную эпоху) | а) мифологическое б) религиозное в) философско-теоретическое |
Наиболее разработанной и важной является историческая типология. В ней выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философско-теоретическое.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип. Для него характерны:
– образно-ассоциативная форма отражения действительности,
– эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни
– синкретизм: не фиксировалось различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло представлять окружающие предметы как одновременно человеческие и божественные, а также одновременно как простые вещи и как символы.
– политеизм и пантеизм – убежденность в существовании множества богов, которая каким-то образом сочетается с верой, что бог «разлит» везде в мире, присутствует во всех вещах и явлениях.
Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.
Постепенно мифологическое мировоззрение уступает первенство другим типам – религиозному и философско-теоретическому (хотя и сегодня различные модификации мифологического мировоззрения востребованы массовым сознанием – например, в сфере рекламы, в социально-политическом мифотворчестве).
Религиозное мировоззрение первоначально несет на себе отпечаток черт мифологического сознания – политеизма и пантеизма, но они постепенно преодолеваются в процессе становления мировых религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Для них характерен
– монотеизм (вера в единого Бога);
– отделенность бога от мира.
Когда бог отделен от мира, возникает потребность в религиозной вере как таковой. Это уже не просто ритуалы, которые необходимо соблюдать («верь – не верь, а жертву приносить надо»), а особое внутреннее иррациональное состояние сознания, позволяющего ощущать факт глубоко личного и непостижимого соединения с Богом.
Уже в эпоху высокой античности мы видим переход к более сложным формам общественных отношений, наблюдаем изменения в структуре материального и духовного производства. В «гремучей смеси» из элементов мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастических картин реальности, но вместе с тем и реального социального опыта выросло философско-теоретическое мировоззрение. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
Из среды философско-теоретического мировоззрения возникает, собственно, философия как «профессиональная» дисциплина. Философия сохраняет связь с мифологией и религией. Но она связана и с такими формами духовной жизни, как наука (которая и родилась из философии) и искусство.
Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщенных категориальных, понятийных форм.
Таким образом, исторически философия бытует как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 783;