Влияние валютных ограничений на валютный курс и МЭО
Влияние валютных ограничений на валютный курс и МЭО. Оно различно по степени и направленности в зависимости от форм ограничений и валютно-экономического положения отдельных стран и мировой экономики в целом. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на свободном рынке устанавливается параллельный, более высокий, чем официальный, курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») — еще более высокий ее курс.
После второй мировой войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют снижался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. Относительно действенным средством сдерживания притока иностранного капитала в Швейцарию оказались ограничения на форвардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам. Однако распространение негативных процентов на счета во франках иностранных центральных банков в Швейцарии оказалось неэффективным, поскольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процентных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране более открытый, чем в Швейцарии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978 г. до 100% прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возможность изъять 1/3 притока иностранных валют.
Программа добровольных ограничений и сменившая ее система регулирования всех форм вывоза капитала из США не привели к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков.
Противоречивость валютных ограничений по финансовым операциям состоит в одинаковом их воздействии как на нежелательное перемещение «горячих» денег, «бегство» капитала, так и на нормальные потоки краткосрочных капиталов.
Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную для туристов, отправляющихся за рубеж, стимулирует спекулятивные операции на «черном» валютном рынке.
Валютные ограничения дают кратковременный положительный результат. Так, если отмена валютных ограничений в сентябре 1968 г. облегчила «бегство» 15 млрд франц. фр. из Франции, то после их восстановления отлив капиталов резко сократился и сальдо движения краткосрочных капиталов стало положительным. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на МЭО в целом, в частности затрудняя развитие экспорта. Экспортеры, не имея уверенности в получении иностранной валюты, стремятся уклониться от сдачи валютной выручки девизным банкам по невыгодному для них официальному курсу национальной валюты посредством:
• манипулирования ценами в счетах-фактурах (двойной контракт). Например, экспортер по договоренности с импортером занижает официальную цену для прохождения таможенного контроля по сравнению с реальной валютной выручкой. Разница зачисляется на счет физического лица или подставной фирмы в иностранном банке;
• продажи товара в третьи страны, чьи валюты не подлежат сдаче;
• писем адвокатов, которые аргументируют просьбу фирмы-экспортера не сдавать часть валютной выручки государству в связи с необходимостью оказать поддержку своему заграничному отделению;
• взяток, в частности в виде ценного подарка или услуги. Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, применяют штрафы и санкции при нарушениях. Однако большинство юридических и физических лиц предпочитают подвергаться санкциям, но не потерять выгодного контрагента. Вопреки валютным ограничениям государство делает ряд уступок крупным фирмам.
Международные операции ТНК — явные и скрытые — сводят на нет валютные и другие ограничения, поскольку их внутрикорпоративный товарооборот развивается вдвое быстрее, чем мировая торговля.
Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, хотя ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования. Применение множественности валютных курсов усиливает дискриминацию торговых партнеров.
Объективная необходимость снятия валютных барьеров в МЭО порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 965;