Талион и частные композиции (выкупы)
Талион (от лат. talioni - возмездие) - возмездие, совершаемое потерпевшим от обиды или его родственниками, выражающееся в нанесении аналогичного (равного) ущерба обидчику по формуле: «око за око, зуб за зуб». «Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход. 31, 23-25). Обидчик должен был подвергнуться такому же страданию, какое он причинил.
Месть при талионе применяется только к обидчику, а не к его родственникам. В талионе тем самым был выражен переход от коллективной ответственности к индивидуальной. Талион ограничивал произвольность кровной мести. За причиненное зло дозволялось мстить злом равным, не большим, то есть нельзя было, например, калечить, убивать за оскорбление чести словом, за кражу.
Ещё более серьезным ограничением кровной мести послужили частные композиции (выкупы). Частные композиции (от лат. compositio - примирение) - это выкупы, которые налагались на обидчика и обращались в пользу потерпевшего и его родственников. Потерпевший - это лицо, которое понесло вред от общественно опасного действия обидчика.
Происхождение композиций было вызвано двумя обстоятельствами:
1. В случае мирного соглашения, когда потерпевший отказывался от мести по особенностям случая. Например, раскаявшийся убийца приходит к отцу убитого и предлагает деньги за убитого его сына. Отец не желает взять денег, говорит, что не хочет носить своего сына в кошельке. Тогда убийца кладёт свою голову на колени отца и предлагает убить его. Отец не решается рубить повинную голову («повинную голову меч не сечёт») и дело оканчивается тем, что он отказывается от мести и получает в подарок деньги. Таким образом, хотя отец и имел право мстить за своего сына, но, в виду полного раскаяния убийцы, отказывается от мести и получает деньги. С другой стороны, между обидчиком и мстителем мог возникнуть поединок, исход которого мог быть и не в пользу мстителя. Осуществление мести, следовательно, было соединено с опасностью для мстителя, а потому могло повести к компромиссу, результатом которого могло быть примирение при уплате выкупа обидчиком.
2. При бегстве обидчика, когда родственники потерпевшего, лишенные возможности личного отмщения, ограничивались захватом имущества обидчика, что было для него крайне невыгодно. Однако насильственный захват всего имущества вызывал сопротивление родственников обидчика. В результате обидчик добровольно соглашался отдать мстителю часть имущества, чтобы избежать мести. Мститель соглашался довольствоваться этой частью, чтобы избежать опасностей, сопряжённых с местью или насильственным захватом всего имущества. Таким образом, личная месть заменяется конфискацией всего имущества в случае бегства обидчика, а конфискация всего имущества заменяется добровольным, по соглашению, при участии родственников обидчика, предоставлением мстителю части имущества обидчика.
Обидчик мог откупаться от мести, угрожавшей ему, если он предпочитал выкуп. Выкуп рассматривался как удовлетворение потерпевшего за его отказ от права мести. Выкуп уплачивался имуществом (например, скот, оружие), а позже деньгами. Размер выкупа первоначально определялся по соглашению между родственниками потерпевшего и обидчика, а затем стал фиксированным, точно определенным обычным правом и законом. Процесс замены мести выкупами совершался очень медленно. Привыкшие к кровной мести люди лишь постепенно проникались сознанием того, что месть не целесообразна, что выкуп целесообразнее напрасного пролития крови.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 820;