Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловек
Важное место в концепции Ницше занимает анализ разных типов личностей, связанных с культурой.
В основе этого анализа – наличие у людей той или иной воли.
Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к вещам или к символам.
Это серая масса, потребляющая то, что создается другими.
Ницше называет такой тип личности лабиринтным человеком.
Для них культура – хаотический набор ценностей.
Они испытывают постоянный страх, что сделают что-то не так и пытаются заглушить его, гоняясь за материальной обеспеченностью (вещами) либо за новыми знаниями (символами и образами).
Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в руководстве и сильной власти, которая заменяет отсутствующую у них волю к власти.
Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура не должна строиться на принципах равенства, что в ее основе – различение людей.
Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе, с ними связано изменение стиля жизни, появление новаций.
Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться культуре и человеку.
Но эти люди также не свободны полностью, ведь они могут погружаться в поток жизни лишь в моменты творчества.
Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность в будущем.
Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто сделал особенно много для смены культурных ориентиров человечества – Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ.
С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.
Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что она посылает.
Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой устанавливает природа.
Он сам определяет эти правила и берет на себя ответственность за все, что происходит в этой жизни.
Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не выделялся из серой массы – не для него.
Понимая это, сверхчеловек становится имморален.
В будущем он будет ориентироваться на этические детерминанты в своей деятельности – любовь, равенство, ответственность, но это будут не христианские ценности, созданные лабиринтным человеком.
Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только в ответственности – в мире нет богов, которые могли бы освободить нас от того, что мы сами должны делать.
Поэтому Ницше говорит о «смерти Бога».
Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое время впервые рассмотренная Руссо.
Ницше выделял женскую форму усвоения культурных ценностей и женский стиль жизни – аморальный.
Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается, не думает, что низводит ее на второстепенное положение.
Ради минутной прихоти она готова отвергнуть любые нравственные детерминанты.
Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного.
У нее нет воли, но под видом слабого животного таится жесткая репрессия.
Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род.
Мужчина изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает новые формы культурного воздействия.
У него есть воля, он быстро поддается аккультурации.
Мужчина имморален.
Он апофеоз культуры, является условием ее существования.
Но в то же время он – жертва культуры, так как большая часть мужчин становится лабиринтными людьми, из которых можно сделать все, что угодно.
Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму.
С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество.
Искусство – это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2594;