СЦЕНАРИИ И ТРЕБОВАНИЯ
В составе процедуры получения проектных решений есть четыре основных вида деятельности:
Ø создание повествований, или сценариев, как средства описания идеального для пользователя взаимодействия,
Ø использование этих сценариев для выработки требований,
Ø определение на основе этих требований инфраструктуры взаимодействия для продукта,
Ø пошаговое наполнение этой структуры все более детальными решениями.
Связующим звеном между процессами является нарративная (изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов) техника – использование персонажей для создания рассказов, задающих направление при выработке проектных решений.
4.1 Сценарии: повествование как средство проектирования
Повествование – один из самых мощных методов творчества.
Создавая вымышленную историю о том, как человек использует наш продукт, мы получаем от своего творчества гораздо больше выгоды, чем если просто пытаемся выдумать лучший форм-фактор или расположение элементов на экране.
Более того, повествование является очень действенным способом обмена хорошими идеями с участниками команды и заинтересованными лицами.
В конечном счете, проектирование опыта, основанное на повествовании, дает более понятный и интересный для пользователей результат, поскольку основой служил рассказ.
Повествование отлично подходит для визуализации интерактивных продуктов. Поскольку проектирование взаимодействия – это прежде всего проектирование поведения, а поведение характеризуется протяженностью во времени, повествовательная структура в сочетании с простейшими инструментами визуализации, такими как доска с маркерами, идеально подходит для описания, представления и проверки концепций проектирования.
Повествования в проектировании взаимодействия во многом напоминают раскадровку в киноиндустрии: их общими чертами являются наличие сюжета и краткость.
На начальной стадии выработки требований следует сосредоточиться на структурных моментах, что позволит свободно исследовать концепции проектирования. Сосредоточившись исключительно на повествовании, мы можем быстро и гибко находить концептуальные решения, избегая при этом неповоротливости и дороговизны, присущих качественно проработанным результатам работы (хотя такие результаты определенно понадобятся после создания общей инфраструктуры продукта).
4.2 Разновидности сценариев
На различных этапах проектирования используются три типа сценариев, основанных на персонажах, причем на каждой последующей стадии особенностям интерфейса уделяется больше внимания, чем на предыдущей.
· Контекстный сценарий. Первый тип сценариев – контекстные сценарии – используется для высокоуровневого рассмотрения того, как продукт может наилучшим образом послужить потребностям персонажей. Контекстные сценарии создаются до начала проектирования, пишутся с точки зрения персонажа и сосредоточены на человеческих действиях, впечатлениях и желаниях.
При разработке именно этого вида сценариев проектировщик располагает наибольшей свободой в представлении идеального опыта пользователя.
Любой сценарий – это рассказ о людях и их деятельности, однако из трех типов используемых нами сценариев именно контекстные сценарии более всего похожи на рассказы. Они сконцентрированы вокруг деятельности персонажа, его ментальных моделей и мотивов.
Считается. что именно здесь начинается проектирование. Создавая контекстные сценарии, концентрируйтесь на том, как проектируемый продукт может наилучшим образом помогать персонажам в достижении их целей.
Контекстные сценарии устанавливают основные точки соприкосновения каждого ключевого и второстепенного персонажа с проектируемой системой и возможно, и с другими персонажами течение дня или иного осмысленного промежутка времени.
Контекстные сценарии должны быть достаточно общими и не слишком детализированными. Не следует описывать в контекстных сценариях подробности взаимодействия или особенности продукта. Важно сначала нарисовать общую картину, позволяющую систематически подойти к выявлению требований пользователей.
Контекстные сценарии отвечают на вопросы, подобные этим:
Ø В какой обстановке будет использоваться продукт?
Ø Будет ли он использоваться в течение долгого времени?
Ø Часты ли прерывания в работе персонажа?
Ø Работает ли с компьютером/устройством более чем один пользователь?
Ø Какие еще продукты используются вместе с проектируемым?
Ø Какие основные действия должен выполнить персонаж, чтобы достичь своих целей?
Ø Каков ожидаемый конечный результат применения продукта?
Ø Какова допустимая сложность продукта исходя из частоты его использования и навыков персонажа?
В большинстве случаев требуется написать более одного контекстного сценария. Это крайне необходимо, когда ключевых персонажей несколько, однако и у одного ключевого персонажа могут оказаться два или более различных контекстов использования продукта.
Необходимо также сказать, что контекстные сценарии являются полностью текстовыми. Мы пока говорим не о будущей форме системы, а только о поведении пользователя и системы. Для такого обсуждения наилучшим образом подходит текстовое повествование.
Следует отметить, что после того как команда проектировщиков определила функциональные и информационные элементы, а также создала общую инфраструктуру необходимо пересмотреть контекстный сценарий.
· Сценарий ключевого пути. В результате добавления к контекстному сценарию более подробных описаний взаимодействия пользователя с продуктом и применения проектного лексикона он становится сценарием ключевого пути.
Сценарии ключевого пути фокусируются на наиболее важных моментах взаимодействия, не теряя из виду того, как персонаж пользуется продуктом при достижения своих целей. По мере уточнения образа продукта эти сценарии параллельно с проектированием проходят итерационную доработку.
· Проверочный сценарий. В ходе всего процесса команда проектировщиков применяет проверочные сценарии для тестирования проектных решений в различных ситуациях. Как правило, эти сценарии менее подробны и обычно принимают форму набора вопросов «а что, если?..», касающихся предложенных решений.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1081;