Сущностно-функциональная структура библиографической информации
Основные общественные функции библиографической информации выступают в качестве элементов ее внутренней сущностно-функциональной структуры. Рассмотрим два способа графического выражения этой структуры, основанные на генетическом и логическом подходах.
Функционально-генетическая структура. Последовательность основных общественных функций библиографической информации – поисковая, коммуникативная, оценочная – не случайна. Она отражает переходы от простого к более сложному, от генетически исходного к производному. Это, в частности, выражается в том, что поисковая функция генетически обладает относительной независимостью. Она можетреализовываться специальными средствами, которые преследуют только поисковые цели и не содержат в себе коммуникативных и оценочныхкомпонентов. Поисковая функция в своем окончательном виде всегда осуществляется на базе конкретного документного фонда. В определенном смысле коммуникативное и оценочное воздействие библиографической информации завершается на поисковом уровне в тот момент, когда нужный документ найден и попал в руки читателя.
Коммуникативная функция, как вторая в генетическом ряду, включает в себя возможности поисковой. Реальные средства осуществления коммуникативной функции всегда могут быть использованы в поисковыхцелях. Вместе с тем, имея дело не с местонахождением документов, а с развитием состава и содержания знаний в их документальной форме, коммуникативная функция уже не предполагает обязательной связи с каким-либо фондом. Более того, она полнее реализуется без ограничения определенным кругом имеющихся в данном фонде документов.
И, наконец, средства реализации оценочной функции неизбежно включают в себя (иногда в скрытой форме) поисковые и коммуникативныефункциональные возможности. Это значит, что нельзя создать такое библиографическое пособие, которое было бы только оценочным (рекомендательным) и не несло бы в себе никаких поисковых и коммуникативных начал. Их присутствие не зависит от воли составителей, которые, создавая чисто рекомендательное, с их точки зрения, пособие (например, беседу о книгах), могут и не задумываться о скрытых в нем поисковых и коммуникативных моментах и не учитывать их в процессе создания пособия. Вместе с тем существует стремление выделить и зафиксировать эти моменты. Так, составление вспомогательного алфавитного указателя к рекомендательному библиографическому пособию есть не что иное, как фиксирование его предварительных поисковых возможностей. В условиях библиотеки это фиксирование можно сделать окончательным с помощью, например, проставления шифров хранения на полях рекомендательного указателя.
Выделенные курсивом фрагменты можно считать формулировками частных функционально-генетических законов библиографической информации. В своей совокупности они обнаруживают более общий структурный закон, согласно которому в реальном библиографическом процессе каждая основная общественная функция может обнаруживаться без последующей, но не может не включать в себя возможностей предыдущей. Поэтому функционально-генетическую структуру библиографической информации можно представить графически следующим образом (рис. 6).
Рис. 6 Схема генетической структуры библиографической информации
Здесь наглядно отражено то обстоятельство, что зона каждой функции, во-первых, относительно самостоятельна, во-вторых, содержит (кроме поисковой) внутри себя генетически предшествующую и, в-третьих, связана (кроме оценочной) отношением “вне себя” с генетически последующей.
Переход от одной функции к другой означает движение от одного полюса двойственности библиографической информации к другому, появление все более дифференцированных представлений о потребителе, влекущих за собой в порядке обратной связи все более дифференцированный учет особенностей формы и содержания, конкретной информационной ценности документов. Этот переход (водораздел) особенно заметен на границе между коммуникативной и оценочной функциями, что и выражено жирной окружностью на рис. 6. Любая библиографическая информация предназначена для потребителей. Но вместе с тем средства реализации поисковой и коммуникативной функций отражают формальные и содержательные признаки документов без учета специфических особенностей тех или иных групп потребителей информации. Задачи поиска документов и оповещения о них решаются одинаково для любого потребителя и зависят только от документов. Оценочная функция, напротив, обращена к потребителю и имеет смысл только в органической связи с его групповыми и индивидуальными характеристиками.
Генетическая структура в самой общей и простейшей форме вскрывает внутреннюю логику действительного исторического процесса развития общественных функций библиографической информации: простейшие поисковые средства (каталоги) древнейших книгохранилищ, затем исчерпывающие (регистрационные) формы библиографической информации коммуникативного назначения и, наконец, различные средства реализации оценочной функции, решающие задачи активно целенаправленного библиографического воздействия (идеологического, воспитательного, образовательного, научно-вспомогательного) на потребителей информации.
Все исчерпывающе-описательные (так называемые учетно-регистрационные) формы существования библиографической информации складывались в результате конкретно-исторического развития и совершенствования ее поисковых и коммуникативных начал. На этой почве и формировались “академические” описательно-книговедческие концепции библиографии. Общественная необходимость в средствах реализации оценочной функции библиографической информации исторически отчетливо проявилась в условиях, когда исчерпывающе-описательные представления о сущности и задачах библиографии уже приобрели вполне законченный (“замкнутый”) характер. Вполне естественно, что с точки зрения этих традиционных представлений новые явления, связанные с реализацией оценочной функции, воспринимались как нечто чуждое библиографии, возникающее где-то за ее пределами и противоречащее твердо установившимся библиографическим канонам. Именно в этом кроется вторая (о первой см. с.54 – 55) внутренняя причина длительной полемики между “академиками” и “общественниками” в дореволюционной России.
Оценочная функция, завершая генетическую структуру библиографической информации, в то же время как бы органически соединяет ее со всеми теми областями научной и практической деятельности, которые она обслуживает. В результате границы между библиографией и обслуживаемыми ею сферами оказываются размытыми, неопределенными (что и выражено пунктирной внешней линией на рис. 6). Именно поэтому практически бывает трудно установить, где кончается собственно библиографическая информация (и деятельность) и начинается информация (и деятельность) собственно научная, литературно-критическая, непосредственно воспитательная, пропагандистская, педагогическая и т. д. Генетическая структура теоретически показывает (и это соответствует действительности), что такого рода трудности связаны именно с оценочной, но не с поисковой или коммуникативной функциями библиографической информации.
Функционально-логическая структура. Генетическая структура, раскрывая внутренние закономерности развития и функционирования библиографической информации, вместе с тем не обнаруживает всего действительного сущностно-функционального многообразия библиографических явлений, связанного с сочетанием в них различных функциональных возможностей. Средством предельно обобщенного выражения этого многообразия и служит функционально-логическая структура, отражающая все логически возможные сочетания основных общественных функций в реальных библиографических объектах.
Между основными общественными функциями логически возможны два типа отношений. Первый тип – это отношения преобладания, когда одна функция играет главную, ведущую, а другая – подчиненную, сопутствующую роль. Такой тип отношений в логическом смысле можно выразить как направленную конъюнкцию: АВ (поисково-коммуникативная функция) или ВА (коммуникативно-поисковая)[10]. В отличие от основных такие функции назовем комбинированными, включающими доминирующую и сопутствующую функции.
Второй тип отношений возникает, когда разные функции играют примерно одинаковую роль. Его можно обозначить как относительную функциональную равнозначность, или эквивалентность. Полученную в результате комбинированную функцию легко записать символически, например А≡В, но невозможно выразить термином. Словесное выражение требует каждый раз развернутого пояснения. В приведенном примере имеется в виду такая библиографическая ситуация, когда одновременно и в равной мере реализуются как поисковая, так и коммуникативная функции.
В принципе возможно наличие обоих типов отношений между основными функциями в комбинированной. Например, (С≡В)А. Это означает, что одновременно и приблизительно в равной мере реализуются оценочная и коммуникативная функции и вместе с тем существует сопутствующая возможность использования данного объекта в поисковых целях.
Следовательно, комбинированные функции могут быть простыми (АВ или А≡В) и сложными (последний случай).
Наглядно и в то же время потенциально исчерпывающе все эти отношения можно выразить графически (рис. 7).
Рис. 7
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1412;