Подготовка к выступлению
Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. планирование и подготовку выступления и коммуникативную - реализацию выступления.
Работа на докоммуникативном этапе носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать,
уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.
Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим. Следует помнить, что выступление имеет три составляющие:
1. Задача, или цель, речи;
2. Тема или проблема;
3. Метод выступления.
Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.
Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Речь должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес.
Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления
значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.
Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.
Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Успех публичного выступления или ораторской речи зависит от структуры ораторской речи и этикета выступления.
В теории ораторского искусства под структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Основными элементами речи в выступлении являются:
. введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления;
. главная идея;
. основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения;
. заключение, в котором подводятся итоги.
Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".
Цель введения - привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким.
Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.
В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи:
1. Индуктивный метод- изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях.
2. Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера.
3. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;
4. Концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;
5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;
6. Исторический метод - изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.
Продумывая структуру своей речи, выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:
обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
прерывание речи, использование паузы;
вопросно - ответный ход;
примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.
Заключение является важной композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело". В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.
Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно).
2. Начало выступления
Контакт оратора с аудиторией, контакт со слушателями – это важнейшее условие эффективности ораторской речи.
Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории.
Виды контакта:
1. зрительный;
2. личностный;
3. эмоциональный;
4. познавательный.
Зрительный контакт.Любое выступление начинается с установления зрительного контакта (контакт глаз). Зрительный контакт устанавливается во время начальной паузы. она длится 10-15 секунд. Начальная пауза нужна для того, чтобы:
·установить зрительный контакт со слушателями;
·чтобы слушатели пригляделись и привыкли к нему;
·чтобы оратор пригляделся к своим слушателям, чтобы определить их состояние;
·позволяет почувствовать себя увереннее. позволяет преодолеть ораторский страх.
Правила использования взгляда в ходе выступления:
1. на протяжении всей речи оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них;
2. в большой аудитории нужно разбить зал на секторы и медленно переводить взгляд с одного сектора на другой;
3. глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время нужно смотреть ему в лицо, а не в глаза.
При решении деловых вопросов нужно использовать деловой взгляд, который направлен на треугольник глаза – нос; при дружеском общении взгляд лучше опускать ниже, на треугольник глаза – губы; интимный взгляд – от глаз до груди.
Не нужно в процессе выступления смотреть на пол, в потолок, в окно. Взгляд не должен быть пустым или отсутствующим. Смотреть на слушателей нужно дружелюбно.
Личностный контакт проявляется во взаимном уважении и интересе оратора и его слушателей.
Установлению личностного контакта препятствуют 2 барьера:
1. барьер установки - если у человека (аудитории) ранее уже сформировалась отрицательная оценка говорящего, то она помешает по-настоящему понять такого оратора;
2. барьер первого впечатления - если у человека (аудитории) во время выступления сформировалась отрицательная оценка говорящего, то она так же помешает по-настоящему понять такого оратора.
Эмоциональный контакт. заключается в том, что ораторы и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства.
Установлению эмоционального контакта мешают:
· барьер отрицательных эмоций -это барьер, который проявляется у слушателей, находящихся в состоянии стресса, гнева, раздражения, страдания, страха, стыда, вины и т.д.;
· барьер плохого настроения. для того, чтобы преодолеть эти барьеры, нужно обладать зоркостью в общении. она проявляется в умении быстро оценить физическое и психологическое состояние вашего собеседника или собеседников.
Познавательный контактпроявляется во взаимодействии выступающего и аудитории уже на умственном или интеллектуальном уровне.
Этот контакт проявляется на основе совместной мыслительной деятельности оратора и слушателей.
Установлению познавательного контакта может мешать познавательный барьер, который связан с непониманием того, о чём идёт речь.
Важнейшее условие возникновения познавательного контакта – это интерес к теме выступления.
интерес ----> внимание -----> контакт с оратором.
Концентрация внимания аудитории на выступающем - необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.
Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.
Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики - у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 765;