Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
Своим поведением на рабочем месте медицинская сестра должна создавать атмосферу уважения и заботы. Отношение к работе в моральном и этическом плане оказывает непосредственное воздействие и на качество сестринской помощи, и на коллег.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Прочитав эту главу, Вы узнаете:
• о зарождении сестринского дела в России;
• об общинах сестёр милосердия;
• об основоположниках сестринского дела в России;
• о деятельности Ф. Найтингейл;
• о деятельности сестёр милосердия на войне;
• об истории создания Международного комитета Красного Креста;
• об истории создания Российского комитета Красного Креста;
• о современной системе подготовки сестринского персонала в России;
• об истории создания и задачах Ассоциации медицинских сестёр;
• о периодических печатных изданиях для сестринского персонала в РФ.
Реформа здравоохранения и, в частности, сестринского дела предполагает расширение функций персонала. Это связано с изменениями системы подготовки медицинских сестёр.
Систематическое обучение уходу за больными в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.
Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лазаретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.
В Воинском уставе 1716 г. написано: «Потребно всегда при десяти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, которые оным больным жить имеют и платье на них мыть».
В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён. В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» - жён или вдов больничных солдат.
В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в женском труде. «Прислугу за больными мужского пола... исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей палате». В 1775 г. при открытии в Москве Екатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола - 24» [30].
В то же время специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и Петербурге при воспитательных домах были созданы вдовьи дома для призрения неимущих, увечных и престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат, оставшихся без средств к существованию.
В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны (вдовы императора Павла I) из Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины, для того чтобы ходить и смотреть за больными. Вдовы осуществляли надзор в больницах, наблюдали за порядком раздачи и приёма пищи, приёмом лекарственных средств, опрятностью больных, чистотой их постели и белья. Сердобольные вдовы должны были владеть и некоторыми медицинскими приёмами для оказания помощи больным. После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 сердобольных вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую возложила особый знак - золотой крест на зелёной ленте, на одной из сторон которого было написано: «Всех скорбящих радость», а на другой - «Сердоболие». Сердобольные вдовы - предшественницы сестёр милосердия. В последующем почти ежегодно (вплоть до 1886 г.) других вдов после испытательного срока, который включал дежурства в больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, в церкви вдовьего дома приводили к присяге. Вместе со свидетельством им вручали золотой крест.
В 1818 г. императрица Мария Фёдоровна распорядилась отобрать из Московского вдовьего дома 12 женщин, отличающихся благонравием, кротостью и примерным поведением, добровольно пожелавших посвятить себя «человеколюбивому занятию» - уходу за больными.
В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского (сестринского, акушерского) персонала. Преподавание велось врачами по учебнику X. Оппеля. Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822 г.
Опытный врач и первый организатор службы сестринской помощи в России Х. Оппель писал: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало или никакого даже в восстановлении здоровья или отвращения от смерти сделать не может, и поэтому предмет сей особенно заслуживающий внимания благодеятельного правительства о жизни граждан пекущегося».
X. Оппель описал принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями».
X. Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приёма лекарственных средств.
В течение последующих 32 лет, начиная с 1829 г., благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Фёдоров- ной и включающую воспитательные дома, женские приюты и госпитали, возглавляла императрица Александра Павловна. В 1844 г.
(задолго до создания Международного Красного Креста) в России появились первые общины сестёр милосердия, которые управлялись Комитетом и Попечительным советом.
В российских сестринских школах медицинские сёстры не были связаны брачными узами, что позволяло им полностью отдаваться своему служению.
В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название Свято-Троицкая. В эту общину принимали вдов и девиц в возрасте от 20 до 40 лет. Подготовку вначале проводили в 1-м Сухопутном госпитале. Сестёр милосердия обучали уходу за больными, принципам наложения повязок, основам фармации, рецептуре. Работали они как в больницах, так и в частных домах. Н.И. Пирогов в 1845-1856 гг. проводил в больнице общины хирургические операции и патологоанатомические вскрытия.
В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам. Община сестёр милосердия существовала на средства благотворительных организаций.
Для удовлетворения потребностей общества в сёстрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге и Одессе. В Москве в конце 1850-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурства несли монахини из Вознесенского монастыря. Прототипом общин сестёр милосердия, которые начали создаваться в России в 1854 г., был Институт сердобольных вдов, упразднённый в 1892 г.
В Севастополе в музее Черноморского флота вместе с другими реликвиями войны хранится фотография 1901 г. На ней среди 13 участников обороны Севастополя можно увидеть немолодую женщину в белом платке и тёмном платье с тремя медалями. Её зовут Даша Севастопольская.
Ей было 15 лет, когда она подстриглась под мальчишку, надела старенький матросский костюм, бескозырку и стала похожа на юнгу. Это она сделала для того, чтобы попасть в войска, обороняющие Севастополь. Недалеко от окопов Даша устроила пункт первой помощи, который оказался в центре потока раненых. Н.И. Пирогов в письме к жене сообщает: «Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались обратно после продолжительной и упорной битвы к Севастополю изнурёнными, обессиленными физиче-
ски и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья "обратилась" в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашёлся в её повозке и уксус, и кое-какое тряпьё, которое употребила она для перевязки ран... Проходившие мимо неё команды с ранеными являлись к ней, как на перевязочный пункт за помощью, и только тогда прекратилось пособие, когда израсходовались у неё все заготовленные запасы».
Таким образом, повозка Даши была первым перевязочным пунктом, а сама она - первой сестрой милосердия. На протяжении всей осады Севастополя она проводила дни и ночи на перевязочном пункте, на коромысле приносила воду солдатам, стирала им бельё, бинты, перевязывала раненых.
В документах 1854 г. упоминается, что «... в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе оказывает примерное старание девица по имени Дарья, которой была вручена медаль "За усердие" на Владимирской ленте для ношения на груди и 500 рублей серебром».
После первой бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г. началась почти годичная осада города англо-франко-турецкими войсками. В этом же месяце в Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) насвоисредстваучредилаиорганизовалаКрестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных воинах.
Она предложила знаменитому хирургу Н.И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И. Пирогов принял предложение великой княгини.
В конце ноября 1854 г. первый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальницей этого отряда была А.П. Стахович. В январе 1855 г. в Севастополь прибыл 2-й отряд сестёр милосердия во главе с М. Меркуловой. Начальницей 3-го отряда была Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов разделил сестёр милосердия на три группы: сёстры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и на перевязках; сёстры-аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сёстры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными службами. Тогда же появился 4-й отряд сестёр милосердия во главе с Е.М. Бакуниной, который сопровождал раненых при дальних перевозках.
Многие сёстры милосердия умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Однако они, перенося безропотно трудности и опасности, жертвуя собой бескорыстно, служили раненым и больным.
Н.И. Пирогов (1853) писал: «Первым крестовоздвиженским сё- страм пришлось идти прямо в огонь Крымской кампании... Если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную боль страданий и бедствий».
Впервые в мировой истории сёстры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле битвы. Великая княжна Елена Павловна, учредив общину, оказала услугу истинно страдающим, сделала переворот в госпиталях, введя в них службу сестёр милосердия, призвание которых - проявлять чуткость и заботливость при уходезабольными.
В октябре 1855 г. в Севастополе Н.И. Пирогов для каждой категории сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности. Однако и от врачей, особенно молодых, он требовал «исполнения опыта сестёр», считая, что сёстры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». «Разве знание личности больного, - писал он, - приобретённое постоянным уходом за ним, ничего не значит для врача, видевшего его только раз или два в день?»
Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Это о них писал Л.Н. Толстой (1855). «Сёстры со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болез- ненно-слёзного страдания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».
Среди начальниц отрядов особое место занимает Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов в «Севастопольских письмах» (1853) вспоминает: «Ежедневно, днём и ночью, можно было застать её в операционной комнате, ассистирующей при операциях; в то время, когда бомбы и ракеты то перелетали, то недолетали и ложились кругом... она обнаруживала со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурою... »
Отец Е.М. Бакуниной - генерал-губернатор Петербурга, мать - племянница М.И. Кутузова. Е.М. Бакунина получила прекрасное всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е.М. Бакунина стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при хирургических операциях, ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя.
После Крымской войны Е.М. Бакунина принялась за создание новой общины сестёр милосердия. К сожалению, её борьба против превращения общины в религиозный орден, предложения по совершенствованию подготовки сестёр милосердия не принесли успеха.
После поездки в Германию и Францию, куда Е.М. Бакунина отправилась для ознакомления с деятельностью сестринских общин, у неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит медицинская сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с её убеждениями не согласилась великая княгиня Елена Павловна, и летом 1860 г. Е.М. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой-настоятельницей. На склоне лет Е.М. Бакунина написала «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины 1854-1860 гг.». Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.
Простившись с общиной, Е.М. Бакунина в своём имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян. Е.М. Бакунина обращалась за советом к врачам, приглашая их на собственные средства из города. Вскоре (также на собственные средства) у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства. Её самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местное губернское земство приступило к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Е.М. Бакуниной вошла в общеземскую сеть, ей в помощь был назначен фельдшер, и три раза в месяц регулярно приезжал врач.
По предложению земского собрания Е.М. Бакунина приняла на себя обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.
В 1877 г. в 65-летнем возрасте Е.М. Бакунина вновь оказалась на войне на Кавказе, где она по просьбе Российского общества Красного Креста[1] возглавила работу отрядов сестёр милосердия.
Подводя итог деятельности этой общины, отметим, что всего на театре военных действий работали 160 сестёр милосердия, 17 из них погибли при исполнении обязанностей.
На наш взгляд, будет правильным прервать рассказ о развитии сестринского дела в России и рассказать о том, как параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.
Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в избавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения медицинских сестёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к высшему обществу) не могли думать о профессии медицинской сестры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществилась только в 33 года после её стажировки в больнице, принадлежавшей католической организации «Сёстры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоянием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосновывала необходимость создания специальной школы для медицинских сестёр.
В 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скутари недалеко от Константинополя.
21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи жизней.
Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл ухаживала за больными ночью. Солдаты называли её ангелом-хранителем. Г. Лонгфелло (1857) писал: «Она одна с небольшой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощных страдальцев».
Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, показавшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. её «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Английской армии» привели к созданию Королевской военно-медицинской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие требования к деятельности медицинской сестры.
Ф. Найтингейл всё время стремилась ухаживать за больными, но после возвращения из Крыма она большую часть времени тяжело болела и фактически была прикована к постели. Превозмогая немощь, она написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке. В Англии в честь Ф. Найтингейл такая школа была открыта в 1860 г. на средства, собранные общественностью. Профессиональные ценности, описанные Ф. Найтингейл как обязательные в деятельности медицинской сестры, не изменились до нашего времени.
Международный совет медицинских сестёр (МСМС), созданный в 1899 г. по инициативе Британской национальной ассоциации медицинских сестёр, в 1910 г. после смерти Ф. Найтингейл принял решение об увековечивании памяти великой основоположницы сестринского дела и создании в её честь мемориала - Фонда последипломного образования. Этот фонд предоставлял условия и средства, позволяющие медицинским сёстрам из разных стран совершенствовать свои профессиональные знания и заниматься научными исследованиями в области сестринского дела.
«Флоренс Найтингейл принадлежит не только Англии и английскому народу. Она одна из тех, чей дом - Вселенная. Её труд - это бесценное наследие всего Человечества. Поэтому лучшим мемориалом ей будет не мёртвый музей в её честь, а живой и развивающийся международный центр профессионального сестринского совершенствования»,- говорилось в послании А. Нуттинг, американской медицинской сестры, первого профессора сестринских наук правлению директоров МСМС.
С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл - 12 мая - объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Международным комитетом Красного Креста в 1912 г. учреждена медаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. Возвращаясь вновь к периоду Крымской войны, следует сказать, что милосердие к воину как общественное движение родилось именно в тот период, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Ф. Найтингейл и великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руки к проливавшим кровь на поле брани.
В историческом споре о первенстве в становлении сестринского дела «главное не признание первенства той или иной стороны, а добродетель и милосердие, одновременно родившиеся в сердцах людей, принёсших облегчение и возвращение к жизни больным и раненым воинам, большинство из которых были обречены на смерть».
Старейшая Московская община была создана в 1866 г. княгиней Н.Б. Шаховской - община сестёр милосердия «Утоли мои печали». Сёстры милосердия этой общины принимали участие в сербско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-1878) войнах. Первый от-
ряд возглавляла сама княгиня Н.Б. Шаховская. Император Александр II, лично участвовавший в боевых действиях против турок на Балканах, высоко оценил деятельность сестёр общины и взял её под своё высокое покровительство. После этого община сестёр милосердия «Утоли мои печали» стала называться Александровской. В 1906 г. после смерти княгини общине было присвоено имя её основательницы.
В период русско-турецкой войны создавались новые общины для помощи раненым и больным на поле боя. Георгиевская община, созданная Е.П. Карцевой, дочерью помещика Новгородской губернии, по рекомендации знаменитого русского терапевта С.П. Боткина прошла с войсками путь через Балканские горы к Андрианополю, затем от Плевны до Сан-Стефано.
В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.
Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне независимо от звания и национальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны - Ф. Найтингейл, с другой - Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франкоитало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, которую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаёт «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение - «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях». Эта конвенция положила начало международному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, - красный крестнабеломфоне.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано Общество попечения о раненых и больных воинах на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.
С 1871 г. женщинам разрешили работать в госпиталях и в мирное время.
В 1875 г. было издано положение о медицинских сёстрах Красного Креста для ухода за больными и ранеными во время войны. Отряды медицинских сестёр Красного Креста оказывали помощь раненым на полях русско-турецкой и русско-японской войн.
В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте состав- лял2года.
К этому времени двухгодичной подготовкой медицинских сес- тёр занимались в 109 общинах. Курсы сестёр милосердия были открыты при больницах. К 1913 г. в России насчитывалось 10 000 сес- тёр милосердия.
В феврале 1909 г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель милосердия, а в сентябре 1909 г. был освящён первый больничный храм во имя Марфы и Марии. В апреле 1909 г. 18 сестёр милосердия во главе с великой княгиней были посвящены в крестовые сё- стры любви и милосердия.
С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914 г. императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаретов и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерьми, великими княгинями Ольгой и Татьяной, императрица закончила двухмесячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине и в Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени».
Великие княгини Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным. Императрица Александра Федоровна, так же как и её дочери, делала перевязки раненым, ассистировала при операциях. В марте 1915 г. Александра Федоровна писала мужу: «Сколько горя вокруг!.. Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчениестраждующимиможемимдатьчувствоуютавиходиночестве!»
В 1914 г. во время первой мировой войны, для того чтобы ускорить подготовку сестёр милосердия, в которых очень нуждались госпитали, срок обучения сократили до 6 недель.
26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестёр милосердия, учредивший Всероссийское общество сестёр милосердия.
В январе 1918 г. начал выходить созданный обществом еженедельник «Первый вестник сестры милосердия». В передовой статье первого номера говорилось, что требования общества и государства поставили новые, более сложные и трудные задачи. Для выполнения их нужна правильная сплочённая организация, могущая дать единое общее руководящее начало в работе, соединив всех отдельных членов в одну сознательную дружескую силу, отдающую себя на служение родине и человечеству [30]. Общество было вынуждено прекратить своё существование вскоре после Октябрьской революции 1917 г., поэтому увидели свет только 9 номеров вестника.
Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными ибольнымивКраснойАрмииивборьбесэпидемиямивгодыгражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918 г., утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия. В 1920 г. общины сестёр милосердия были упразднены и подготовка сестёр поручалась органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие».
В 1922 г. состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому образованию. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для медицинских сестёр установлен двухгодичный срок обучения. В 1926 г. на II Всероссийской конференции была проведена следующая реформа: в угоду всеобщей технизации медицинские школы стали называться техникумами, а медицинские сёст- ры - техниками по уходу. В 1933 г. медицинской сестре была отведена роль помощника врача.
К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913 г. возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф. Найтингейл.
В 50-е годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
В1988г.был введён новый учебный план по специальности «Сестринское дело». С 1991 г. началась подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2-3-годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения. В этом же году открылись факультеты высшего сестринского образования при высших образовательных медицинских учреждениях для подготовки преподавателей и организаторов сестринского дела.
В 1993 г. был сделан ещё один важный для реформы сестринского дела шаг: на международной конференции «Новые сёстры для новой России», организованной РФ, в которой принимали участие преподаватели сестринского дела из Тихоокеанского университета (США), различных образовательных сестринских учреждений России, а также практикующие сёстры, была создана и принята философия сестринского дела.
В 1992 г. создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая участие в работе МСМС. Впервые в России (после Октябрьской революции 1917 г.) по инициативе медицинских сестёр была организована неправительственная профессиональная организация. Направления работы ассоциации определены в «Проекте развития Ассоциации медицинских сестёр России»:
• повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижа профессии;
• повышение качества медицинской помощи;
• распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;
• возрождение традиций сестринского милосердия;
• защита интересов медицинских сестёр в законодательных, административных и других органах государственной власти;
• организация сбора информации по сестринскому делу, её анализ и распространение;
• сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями.
Ассоциация медицинских сестёр России была инициатором разработки, принимала активное участие в создании и обсуждении стандартов практической деятельности медицинских сестёр. Создание этих стандартов положило начало серьёзному научному подходу к стандартизации сестринского процесса. Президент Ассоциации медицинских сестёр России В.А. Саркисова является членом экспертной комиссии МЗ РФ по стандартизации.
В 1996 г. на I Всероссийской конференции по сестринскому делу был принят проект «Этического кодекса медицинской сестры России», разработанный при участии ассоциации. Окончательно кодекс был принят в 1997 г.
В 1997 г. состоялась очередная конференция по сестринскому делу, на которой обсуждались первоочередные мероприятия по совершенствованию сестринской помощи в РФ. Среди этих мероприятий названы пересмотр норм нагрузки и нормативов деятельности медицинских сестёр разных специальностей, пересмотр уровня оплаты труда, улучшение социальных условий, строгая регламентация и контроль безопасности условий труда медицинских сестёр, создание профессиональных ассоциаций в регионах и утверждение статуса ассоциаций на законодательном уровне.
Многие региональные ассоциации являются членами Ассоциации медицинских сестёр России, которая, таким образом, стала межрегиональной.
I Европейская конференция по сестринскому делу (1988) рекомендовала странам этого региона определить цель, роль в обществе и стратегию развития сестринского дела. Европейский регион ВОЗ объединяет 50 стран, большинство из которых уже определили свою стратегию. ВОЗ неоднократно призывала к этому и наше государство. Инициативу ВОЗ поддержали Ассоциацию медицинских сестёр России и российские межрегиональные ассоциации. В МЗ РФ была создана рабочая группа по подготовке государственной программы развития сестринского дела. Проект этой программы был составлен на основе концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. Цель государственной программы развития сестринского дела в РФ - конкретизация основных направлений и положений этой концепции, связанных со всеми аспектами сестринского дела [34].
Заметным событием в отечественном здравоохранении стал I Всероссийский съезд средних медицинских работников, проходивший 3-5 ноября 1998 г. в Санкт-Петербурге. В приветствии съезду президент МСМС К. Сталкнехт (1998) сказала: «Объединён- ные медицинские сёстры России могут стать силой, определяющей перемены».
На съезде был представлен проект государственной программы развития сестринского дела в России, обсуждались вопросы организации сестринского дела в учреждениях здравоохранения, подготовки и переподготовки специалистов со средним медицинским образованием, а также проблемы высшего сестринского образования.
После I Всероссийского съезда средних медицинских работников во многих регионах РФ прошли региональные конференции по сестринскому делу.
К 2000 г. в РФ созданы 44 региональньные сестринские ассоциации. Межрегиональная ассоциация насчитывает 41,5 тыс. членов. В её состав входят представители 69 регионов РФ и 31 региональная ассоциация.
Региональные и межрегиональные ассоциации медицинских се- стёр проводят активную работу по повышению престижа профессии медицинской сестры, совершенствованию организации их работы, внедрению современных взглядов на сестринский процесс как на самостоятельный процесс работы с пациентами, тесно связанный с врачебным процессом [16, 36].
В июне 2000 г. прошла II Европейская конференция ВОЗ по сестринскому делу. В Мюнхене были подведены итоги реформирования здравоохранения после I Европейской конференции в Вене (1988). Обсуждались как общие, так и частные проблемы стран Европейского региона, факторы, препятствующие более эффективной работе медицинских сестёр и акушерок, разработаны основы общеевропейской стратегии и план развития сестринского и акушерского дела на ближайшее десятилетие.
В 1998 г. в рамках глобальной политики «Здоровье-21», осуществляемой ВОЗ, для стран Европейского региона была поставлена 21 задача по достижению здоровья для всех. Каждой медицинской сестре и акушерке, участнице Мюнхенской конференции, было предложено подписать клятву приверженца политики «Здоровье-21», а затем передать её другим медицинским сёстрам и акушеркам в своей стране.
Клятва медицинских сестёр и акушерок - приверженцев политики «Здоровье-21»
В качестве медицинской сестры-акушерки, придерживающейся принципов политики «Здоровье-21», я обязуюсь использовать мои знания, навыки и гуманизм для охраны здоровья всех членов общества. Моя миссия заключается в том, чтобы, работая совместно с общественностью, улучшить здоровье населения и обеспечить права каждого человека на надлежащую лечебно-профилактическую помощь и уход. Совместно с коллегами-медсёстрами и акушерками и в сотрудничестве с другими медицинскими работниками и общественностью я буду постоянно прилагать все усилия для пропаганды здорового образа жизни и создания здоровых условий на местах работы и по месту жительства. Критерием эффективности моей деятельности будет более высокий уровень здоровья отдельных лиц, семей и общин. Оказывая медицинскую помощь и ухаживая за больными, я всегда буду руководствоваться высокими идеалами сострадания и нравственности.
В Российской Федерации создана и успешно функционирует структура образовательных учреждений, способная полностью обеспечить качественную подготовку специалистов сестринского дела по программам трёх уровней: училище-колледж-вуз:
• 1-й уровень (базовый)- медицинская сестра широкого профиля, обеспечивающая общий уход и наблюдение за пациентом, способная оказать неотложную помощь;
• 2-й уровень (повышенный)- по завершении обучения такой специалист может работать медицинской сестрой в специализированных и крупных лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обеспечения, преподавателем сестринского дела в средних профессиональных учреждениях;
• 3-й уровень- медицинская сестра с высшим образованием. Дипломированные специалисты могут работать менеджерами, главными медицинскими сёстрами многопрофильных крупных больниц и медицинских учреждений, заниматься научной деятельностью.
Проведена реорганизация сети средних учебных заведений, созданы колледжи, в 43 медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования. Осуществлено несколько выпусков медицинских сестёр с высшим образованием.
В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева - лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова - защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России». К настоящему времени защищено несколько медицинских диссертаций.
В 1995 г. вышел новый, адресованный медицинским сёстрам журнал «Сестринское дело», внутри которого есть ещё один журнал - «Вестник сестринских ассоциаций». С 1998 г. вновь выходит журнал «Медицинская сестра», с 2001 г. - журнал «Сестра милосердия».
Лидеры сестринского дела сегодня принимают участие во всех международных встречах, посвящённых дальнейшему развитию сестринского дела и способствующих его дальнейшему реформированию в нашей стране.
Приказом МЗ РФ в 2001 г. утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, разработанная в соответствии с концепцией развития здравоохранения в России. Целью и основными задачами данной программы являются формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению, совершенствование системы управления сестринским персоналом, повышение профессионального и социального статуса профессии, обеспечение социальной защищённости медицинских сестёр и др.
ГЛАВА 3 ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Прочитав эту главу, Вы узнаете:
• о теории Абрахама Маслоу об иерархии потребностей человека;
• о физиологических потребностях;
• о потребности в безопасности;
• о потребности в преданности и любви;
• о социальных потребностях;
• о потребности в самовыражении;
• о потребности в самоуважении и уважении окружающих;
• о познавательных потребностях;
• об эстетических потребностях.
Понятия и термины:
• апатия - состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние;
• артрит - воспаление сустава;
• атрофия - прижизненное уменьшение размеров органа или ткани организма, сопровождающееся нарушением или прекращением их функций;
• депрессия - подавленное, угнетённое психическое состояние;
• контрактура (от лат. contractura) -сужение, сокращение;
• неподвижность - состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования;
• окружающая среда - окружающий человека природный и созданный им материальный мир;
• остеопороз - разрежение губчатого и кортикального слоев кости вследствие частичного рассасывания костного вещества;
• потребность - нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;
• самовыражение - желание человека реализовать свои таланты и возможности;
• самоуважение - уважение к самому себе.
3.1. УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО А. МАСЛОУ
Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения человека. Так, каждый пациент нуждается в пище, однако не все одинаково реагируют на поднос с едой: один, улыбаясь, скажет «спасибо» и с удовольствием начнёт есть, другой, посмотрев на блюда, мимикой и словами даст понять, что «это» он есть не будет, третий предпочтёт вначале поспать, а затем уже принимать пищу. Таким образом, у всех пациентов разная потребность в еде. Оказывается, болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды (рис. 3-1). Эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент). В пирамиде физиологические потребности человека составляют фундамент (основу) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
Рис. 3-1.Иерархия потребностей человека по А. Маслоу (1943)
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1573;