ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ ТЕКСТА
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория Ильи Романовича Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
В целом соглашаясь с этой типологией, мы будем четко различать виды текстовой информации по 2 параметрам – 1) в плане содержания (характер отображаемого) и 2) в плане выражения (способы отражения). В результате получаем 2 вида оппозиций: 1) содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная информации; 2) эксплицитная и имплицитная.
Фактуальная информация – это «одежда» авторской идеи, т. е. описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Она позволяет адресату получить основные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и пр. Этот тип информации не требует расшифровки. Единицы языка «обычно употребляются в предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-обусловленным опытом» (Гальперин). Передается пересказом текста. Например: В Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков студенты изучают английский, немецкий, французский, испанский, русский и украинский языки.
Содержательно-концептуальная информация – это общий замысел, основная идея текста, авторское творческое переосмысление отношений между явлениями, понимание их причинно-следственных связей; система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. Концептуальный анализ худ. текста предполагает: 1) выявление набора ключевых слов текста (слов-лейтмотивов, лексических доминант); 2) определение базового концепта (концептов) текста; 3) описание этого концептуального пространства текста. Таким образом, текстовый концепт ‑ это замысел автора, с одной стороны, и содержательная интерпретация замысла-–с другой. У разных читателей представление о концептуальной информации одного и того же текста может различаться.
Покажем, как переплетаются обе эти информации (фактуальная и концептуальная) на примере рассказа чешского писателя Карела Чапека «Поэт». Рассказ начинается с изложения явной (эксплицитной) содержательно-фактуальной информации: «В четыре часа на углу Житной улицы автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость». Немногочисленные свидетели не помнили номера машины и по-разному называли ее цвет. Среди свидетелей оказался поэт Нерад, который ничего не помнил, т.к. был пьян. Но, придя домой, он в поэтических символах изобразил события прошедшей ночи, зашифровав, как потом оказалось, всю необходимую для полиции фактуальную информацию:
Дома в строю темнели сквозь ажур.
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева.
В дальний Сінгапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть. Безволие… Забвенье.
О, шея лебедя!
О, грудь!
О барабан и эти палочки…
Вопросы полицейского и ответы свидетеля-поэта помогли расшифровать экспрессивные и эмоциональные символы, обнаружить причинно-следственную связь между событиями (фактуальная выделена жирным шрифтом).
- Краснела дева, это что?
- Заря.
- Автомобиль был гоночный?
- Не знаю. Это лишь значит, что он бешено мчался. Словно спешил на край света.
- Ага, так. В Сингапур, например. Но почему именно в Сингапур?
- Не знаю, может быть, потому, что там живут малайцы?
- Вероятно, машина была коричневого цвета.
- «Повержен в пыль надломленный тюльпан». Это, стало быть, пьяная побирушка?
- Это была Женщина, вот и все. Понятно?
- Ага! А это что: «О шея лебедя, о грудь, о барабан!». Свободные ассоциации?
- Скажите, вам не кажется, что двойка похожа не лебединую шею? Взгляните. ( И он написал карандашом 2).
- Ага! Ну, а это: «грудь».
- Да ведь это цифра три: не так ли?
- Барабан и палочки…. Наверно, это пятерка, а? Смотрите, ‑ он написал цифру 5. – Нижний кружок словно барабан, а над ним палочки.
- Так, ‑ сказал полицейский, выписывая на листке цифру 235. – Вы уверены, что номер авто был 235?
- Номер? Я не заметил никакого номера. Но что-то такое было, иначе я бы так не написал.
Фактуальная информация, которая сообщает о реальных процессах, событиях, фактах, всегда выражена эксплицитно. Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное (у Чапека фактуальная информация представлена словами следователя).
Концептуальная информация может быть как эксплицитной, так и имплицитной
М.Ю. Федосюк, характеризуя неявные способы передачи информации, пишет: «Импликации – это не что иное, как информация, которая добавляется к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности». Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Каковы же типы неявной информации?
1. Фоновая информация. Она выражается полнозначным знаком: словом, словосочетанием, высказыванием. Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биографии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или знакомого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д. Е.М. Верещагин и Н.М. Костомаров в книге «Язык и культура» членят фоновые знания на несколько типов:
· общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и пр.;
· региональные знания:не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние и пр.;
· страноведческие фоновые знания:знания представителей той или иной этнической общности; В. Солоухин писал по этому поводу: «…если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Третьяковская галерея, рублевская «Троица»;
· социальные, профессиональные: врачей, педагогов, жителей одного города и пр.
- «Вертикальный контекст» (О.Серг. Ахманова). Это историко-филологический контекст литературного произведения и его частей (интертекстуальность – Ю. Кристева). Это разные виды отношений между текстами: «текст в тексте» или «текст о тексте»:
Так, у Е. Баратынского знаменитая фраза французского философа Декарта «Мыслю, следовательно, существую» присваивается «чудаку»:
Меж мудрецами был чудак:
«Я мыслю, - пишет он, - итак,
Я, несомненно, существую».
Нет! любишь ты, и потому
Ты существуешь, - я пойму
Скорее истину такую.
3. Пресуппозиция (предзнание). Пресуппозиция может быть явной и неявной.
Явная пресуппозиция еще называется лингвистической. Она связана со словесными знаками и опирается на текст, заключенный в предыдущем предложении, строфе, заглавии, где содержится антецедент, т.е. описываемый объект. Например:
Стихи перед упавшим деревом
Со мною вместе в чистом поле
Оно росло на вольной воле.
Зеленой кровлею шумело
И спорить с бурями умело.
В еготени играли дети.
… и это кончилось на свете (Дуд.)
Лингвистическая пресуппозиция подчеркивается автором путем отсылки к антецеденту(ключевому слову, отражающему тему или идею текста) «упавшее дерево» местоимений оно, в его тени, это и формой прошедшего времени глагола. Лингвистические пресуппозиции оформляются обычно при помощи местоимений (Это случилось ранней весной; В том году была засуха – местоимения лишь указывают на объекты, не называя их, поэтому читателю заранее должна быть объяснена ситуация. ее участники, события и пр.), союзов (но, зато, однако, потому, если и пр.), местоименно-предложных групп (вследствие этого, несмотря на это), которые требуют возвращения мысли автора к предыдущей, словесно выраженной информации.
Другой вид пресуппозиций – семантические (смысловые) – обычно бывает представлен имплицитно (неявно, скрыто). В этом случае говорящим и слушателем (читателем) учитываются такие знания о произведении, как авторство, время и место его написания, время и место описаннях событий, социальное положение общества и автора, его настроение в момент создания произведения, причины, побудившие автора написать данный текст, и пр. Приведем пример.
NOX (Статуя «Ночь» в Летнем саду)
Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой…
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви…
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои. (А. Ахматова)
Смысловая пресуппозиция вводит ряд исторических, хронологических фактов: стихотворение было написано А. Ахматовой в 1942 г. Она к тому времени была эвакуирована в Ташкент. Ленинград в 1942 году находился в страшной блокаде. В тексте ни слова не сказано о бомбежках, но некоторые символы стихотворения указывают на них: в траурных маках, с бессонной совой. Город обычно бомбили ночью, люди не спали, спасались в бомбоубежищах или гибли на улицах и в разрушенных домах. Многочисленны намеки на внешний вид статуи. Стихотворение стилизовано под эпистолярный стиль, распространенный во время войны, когда многие люди были разлучены с близкими. Знание смысловых пресуппозиций позволяет читателю понять идейный замысел произведения, т.е. выделить текстовый концепт, расшифровать образную систему произведения, уловить авторскую оценку. В данном стихотворении основной концепт – война, сеющая разрушения и смерть. Знание смысловой пресуппозиции помогает читателю понять идейный смысл всего произведения, расшифровать его образную систему, уловить авторскую оценку.
Выявление особенностей соотношения этих видов информации –это увлекательное и весьма плодотворное занятие. Здесь уместно привести интересную и глубокую мысль Марины Цветаевой о том, что представляет собой сам процесс чтения текста: «А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов... Чтение — прежде всего сотворчество». Чтение раскрывает перед читателем идею всего произведения, показывает авторское понимание явлений и событий нашей жизни, но, чтобы «разгадать» текст и извлечь из него то, что «осталось за строками, за пределами слов», необходимо понять, как текст организован.
Проанализируем стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей» с точки зрения реализации фактуальной и коцептуальной информации. .
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь.
Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.
Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты... собака бежала впереди меня... уменьшила свои шаги... начала красться... увидала молодого воробья... упал из гнезда... собака медленно приближалась... старый воробей камнем упал... заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».
Концептуальная информация (идея произведения, текстовый концепт, замысел автора) выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.
Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т. д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «...прыгнул раза два в направлении зубастой пасти». Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».
Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия (линейная связность)? Сопоставим следующие словосочетания: 1) «уменьшила свои шаги» и «медленно приближалась», 2) «с отчаянным и жалким писком» и «голосок одичал и охрип»; 3) «зубастая открытая пасть» и «громадное чудовище». В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.
Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста создает впечатление о замедленном течении действия и времени в произведении.
Это повествование прерывается словом «вдруг», словами «ринулся», «сорвавшись», упомянутым выше сочетанием «камнем упал».
Таким образом, само название этого стихотворения в прозе «Воробей» вобрало в себя значения «смелость», «самопожертвование во имя любви» и другие. Конечно, эти значения текстовые, поскольку навязаны слову «воробей» лишь в данном тексте.
Задание 2. Прочитайте притчу Е. Гурунц «Соседи», выявите подтекстовую информацию.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет, сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но проходил срок, и лоза опять радовала глаз новыми гроздьями – ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.
Задание 3. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Август – астры…»
Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! – Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных –
Август! – Месяц
Ливней звёздных!
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите ключевое слово стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? Не слишком ли много для такого небольшого произведения?
2. Что означает слово «август»? С какими понятиями ассоциируется у вас это слово?
3. Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе?
4. Назовите ассоциативные образы второй микротемы.
5. Ассоциации третьей микротемы.
6. Что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении?
7. Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? В чем композиционное назначение этого приема?
8. Словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему?
9. В первой строке – образ осеннего цветка астры. В греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? Как называется прием скрытого сравнения?
10. Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябину. Почему виноград? Почему рябина?
11. К словообразу «рябина» Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». Но почему «ржавый»?
12. Почему РЯБИНА – любимый образ? Объясните с помощью стихотворения «Красною кистью...».
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
13. Почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы: царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»?
14. Чем можно объяснить употребление слова «грозди», а не «кисти», например?
15. Как вы понимаете значение слова «благосклонный»?
16. Почему яблоко? Приведите литературные ассоциации, связанные с образом яблока. Каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»? Почему оно «имперское»? Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский».
17. Сравнение «как дитя, играешь, август...» - не слишком ли резкий переход от царской величавости к образу ребенка? Почему Цветаева ставит двоеточие?
18. Прочитайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Как оно связано с авторским видением августа?
Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
И было что-то птичье в нас с тобой -
Когда – ночь соловьиную тревожа -
Мы обмирали – каждый над собой!
А август – царь. Ему не до рулады,
Ему – до канонады Октября.
Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
А мне таких не надо – без царя!
19. Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? Ломоносов называл этот знак «удивительным», имея в виду прямой смысл этого слова: этот знак призван удивлять, восхищать, поражать читателя.
20. Как можно условно обозначить лирическое содержание, тему третьей строфы? - Какие же образы раскрывают этот смысл?
21. Почему Цветаева вводит образ «розы», ведь в августе хозяйничают астры?
22. Какую роль в поэзии М. Цветаевой играют образы цветов. Используйте следующее стихотворение.
23. Об этом свидетельствует еще одно стихотворение М. Цветаевой.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
И на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.
Примечание: этот цветок – клевер. Обычно он трехлистный, поэтому клевер с четырьмя лепестками считается символом удачи.
24. Можно ли сказать, что слово «поздний» ‑ ключевое? Почему?
25. С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? Можно ли этот образ назвать метафорой?
26. Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Кстати, издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание ‑ и оно исполнится).
27. Стихотворение «Август – астры...» на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это?
28. А какие это рифмы – мужские или женские? Почему?
29. Каков же размер стиха?
30. Сравните 1 и 2 строфы стихотворения: где больше резких, взрывных звуков? Где больше плавных, сонорных?
31. О чем это стихотворение?
Задание 4. Сделайте письменный анализ этого стихотворения.
1. Назовите ключевое слово стихотворения. (Август). ‑ Да, это слово задает тему этого стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? (6 раз).
2. - Не слишком ли много для такого небольшого произведения? (Нет, первый слог этого слова будто останавливает наше внимание на самом важном).
3. Что означает слово «август»? (Восьмой месяц года).
4. - С какими понятиями ассоциируется это слово? (Финал лета, изобилие, щедрость).
5. С какими словами-понятиями, образами ассоциируется это слово «август» у вас? (Конец каникул, жатва хлеба, фрукты, обильная роса на траве, на смену летним цветам распускаются осенние, прохладные вечера).
6. - Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (Это будет первая микротема текста). (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины).
7. Хорошо. Назовите ассоциативные образы второй микротемы. (Ребенок, играющий яблоком, ласковый сердечный смысл).
8. И, наконец, ассоциации третьей микротемы. (Поцелуи. Цветение роз, сверкание молний, звездопад).
9. Правильно, а что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении? (Цветаева свой ассоциативный ряд начинает с предметных образов: цветы, звезды, плоды винограда и рябины; во второй строфе появляется сравнение с живым существом – ребенком, императором; третья строфа сопряжена с действием, поступками, движением).
10. Да, именно к такому выводу приводят нас первые наблюдения над текстом: стихи эти необыкновенно ассоциативны – образы, словно рябиновые бусинки, нанизываются на невидимую нить и создают необычную, удивительно оригинальную картину, которую не только видишь, но и слышишь, ощущаешь, осязаешь аромат красок, предметов, движений. Вот этими превосходными сближениями, ассоциациями и интересно стихотворение Цветаевой. 11 марта 1931 года в одном из писем Цветаева признается : «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности. Принимаю укор, ибо у меня взамен мировоззрения – мироощущение и очень твердое...» Постараемся и мы хоть на мгновение погрузиться это мироощущение, путь к которому лежит через тайны мастерства поэта.
11. Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? (Анафора – единоначатие).
12. В чем композиционное назначение этого приема? (Заострить внимание читателя на самом главном, сообщить стиху плавность, музыкальность.)
13. Верно, словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему? ‑ Тире подчеркивает всеохватность предметов и образов. Многие лингвисты считают тире самым музыкальным знаком препинания- создается длительная пауза, чтобы звуки предыдущего слова запечатлевались в сознании читателя как мелодия.
14. В первой строке – образ осеннего цветка астры, в греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? Как этому помогает стихотворение «Стихи растут…»?
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
И на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.
Поэт мыслит образами. Астры – это цветы, по форме напоминающие ... звезды. Как называется прием скрытого сравнения? (Метафора).
15. Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина.
В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии вироград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях, у Цветаевой он – символ уходящего лета. Цветаева не дает к этому слову эпитета, но во многих своих стихах ассоциирует его с античной и библейской темами, с божественным величием мира. Послушайте внимательно стихотворение Цветаевой «Ударило в виноградник».
Ударило в виноградник
Такое сквозь мглу седу -
Что каждый кусток, как всадник,
Копьем пригвожден к седлу.
Из туч с золотым обрезом -
Такое – на краснозем,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзен.
Светила и преисподни
Дитя: виноград! Смарагд!
Твой каждый листок – Господня
Величия – транспорант.
Хвалы виноградным соком
Исполнясь, как царь Давид -
Пред солнцем Массонским оком -
Куст служит: боготворит.
16. К словообразу «рябина» Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». ( Желто-бурый, рыже-бурый, оранжевый). Но почему «ржавый»? (Неспелой). Действительно, Цветаева этим эпитетом стремится сообщить образу не тлен и увядание, а расцвет и очарование своего любимого дерева. Постарайтесь подтвердить свои наблюдения ассоциативными явлениями жизни и поэзии Цветаевой. Почему РЯБИНА – любимый образ?
Родилась в рябиновую пору.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Древние славяне считали, что в рябине кроются молнии , и сулит она плодородие и благополучие. Рябина обладает целебной силой, врачует многие болезни. Есть на Руси праздник Петра и Павла-рябинника: рябиновые гроздья развешивали в избах – защита от несчастья. В народной поэзии : тонкая, красная, кудрявая, у нее просят совета : «Ой, рябина-рябинушка, сердцу подскажи...».
Итак, у Цветаевой рябина «ржавая». Приведите собственные зрительно-цветовые ассоциации. (Красная, яркая, бурая). ‑ Приведите вкусовые ассоциации. (Горькая, терпкая, вяжущая). ‑ Осязательные . (Гладкие, холодные, круглые).
17. Подумайте, почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы : царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»? (Для полноты картины, подчеркнуть, что рябина для нее ближе и дороже).
18. Чем можно объяснить употребление слова «грозди» , а не «кисти», например? ( В слове «грозди» все согласные звуки звонкие : создается образ тяжелых, налитых соком плодов винограда и рябины). ‑ Правильно, этот образ готовит нас к восприятию второй микротемы, которая представляет нам новые образы, новые ассоциации, а значит – новые чувства.
19. Что особенного, на внешний взгляд, во второй строфе? (Более длинные строки и слова, главный знак препинания – запятая, много прямых сравнений, много прилагательных).‑ Верно, строфа открывается двумя прекрасными прилагательными-эпитетами. Произведите морфемный разбор этих слов : сколько в них корней? (В словах по два корня, сложные слова с соединительной гласной).
20. - Как вы понимаете значение слова «благосклонный»? (Расположенный, ми- лостливый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный). - Да, это тоже все об августе : сложные слова относятся к слову «яблоко».
21. Почему яблоко? (Яблоко -символ рая, молодильные яблоки – символ молодости, здоровья, красоты. Жар-птица похищает яблоки, в сказках яблоня укрывает детей от беды).
- А поэтическая традиция русской литературы? Приведите литературные ассоциации, связанные с образом яблока. (У Есенина: «Все мы яблоко радости носим». Яблоко – символ радости).
- Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа.(«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...»).
- Яблоки – символ прошлого родины, ее золотой век («Антоновские яблоки» И.А.Бунина).
- Делаем вывод : каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»?
- ЯБЛОКО – РАДОСТЬ – ДУША – СПАСИТЕЛЬ.
- У Цветаевой яблоко в сочетании с эпитетом «полновесное и благосклонное» - это настоящий подарок, символ щедрого урожая богатейшего месяца. Но яблоко это имеет особый знак отличия. Какой? (Яблоко - «имперское» !) Ассоциации приводят Цветаеву к отождествлению слова «август» с именем римского императора Октавиана Августа – отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета.
22. Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский». (Величавый, царственный, гордый, красивый). ‑ Замечательно! Эпитет «имперским» передает величавость, царственность гордой красоты, столь свойственной этому месяцу.
23. Сравнение «как дитя , играешь, август...» - не слишком ли резкий переход от царской величавости к образу ребенка? (Нет, наоборот, образ ребенка подчеркивает характер месяца : своенравность, некое безрассудство (все -для меня!) - и как у детей – беззаботность, упоение радостью жизни).
- И уж совсем «странный», внезапный переход, образный оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий - «как ладонью, гладишь сердце именем своим имперским»... Что это? (Может быть пала завеса величия, отчужденности, высокомерия , и владыка щедрый одарил своих подданных вниманием, лаской, любовью.) ‑ Верно, несочетаемость «гладишь ... имперским» становится близким, понятным, милым СЕРДЦУ.
24. Почему Цветаева ставит двоеточие? (Этот знак буд-то открывает новую грань летнего месяца.) Послушайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Среди всех летних месяцев Цветаева отдает предпочтение августу как раз в силу его царственности и даже способности изменять человеческие судьбы. (
Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
И было что-то птичье в нас с тобой -
Когда – ночь соловьиную тревожа -
Мы обмирали – каждый над собой!
А август – царь. Ему не до рулады,
Ему – до канонады Октября.
Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
А мне таких не надо – без царя!
25. Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? (Вопросительных). - Ломоносов называл этот знак «удивительным», имея в виду прямой смысл этого слова : этот знак призван удивлять, восхищать, поражать читателя.
Август, по мнению Цветаевой, это еще и СЕРДЦЕ! Как можно условно обозначить лирическое содержание , тему третьей строфы? (Жизнь сердца). Какие же образы раскрывают смысл «жизни сердца»? ‑ (Поздние поцелуи). Почему поздние? (Торопись, лови каждое мгновение любви, ничто не повторяется!).
26. Почему Цветаева вводит образ «роз», ведь в августе хозяйничают астры? ‑ (Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое красивое, волшебное, самое дорогое!) ‑ Что ж, убедительно. Розы у поэта – поздние, а какие у вас рождаются ассоциации к слову «роза»? – (Алая, чайная. Благоухающая, нежная, трепетная).
- Осязательные? (Бархатистая, ласковая...).
- Отвлеченные? ( Загадочная, таинственная...).
27. Можно ли сказать, что слово «поздний» - ключевое?(Да). У поэта и молнии поздние. Почему? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж).
28. С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? (Со звездными ливнями). Можно ли этот образ назвать метафорой? (Да). Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? (Ливень – в этом слове что-то грандиозное, большое).
- Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
- Правильно. А может быть, небо плачет звездным дождем, или это не звезды вовсе, а последний дар уходящего лета, остающийся в душе человека навсегда, как и стихи этого великого поэта.
29. Стихотворение «Август – астры...» на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это? (Нет, рифмы есть, но они неточные, приблизительные, продиктованные музыкой стиха).
30.А какие это рифмы – мужские или женские? Почему? (Женские рифмы более слабые и более плавные, мелодичные).
31.Каков же размер стиха? (Анапест с чередованием дактилических строк).
32. Сравните 1 и 2 строфы стихотворения : где больше резких, взрывных звуков? Где больше плавных, сонорных? (Взрывных больше в первой, а сонорных – во второй строфе, ведь речь идет о добром, ласковом и милом). А в третьей - «звон» - н,з,д – выражение радости.
33. Понять замысел поэта можно только внимательно всмотревшись, вслушавшись в его творение, и тогда образы его могут вызвать самые прекрасные ассоциации. Одно слово «август» в душе гениального поэта породило целый звездный «ливень» чувств.
- О чем это стихотворение?(О щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о жизненных озарениях; о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений).
Література
1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста / Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. ‑ М.: Наука, 2009. – 321 с.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. ‑ М.: КомКнига, 2007. – 186 с.
3. ТюпаВ.И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для вузов / В.И. Тюпа. ‑ М.: Академия, 2006. – 331 с.
4. Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе / Л.В. Поповская. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 512 с.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Например, в слове angulus, i m окончание -i информирует о принадлежности ко второму склонению. | | | РЫБОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МЕЛИОРАЦИЯ |
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2327;