Добровольный отказ от преступления
В процессе воплощения в жизнь преступного замысла, у лица могут возникнуть новые обстоятельства и побуждения, противостоящие ранее сформировавшемуся замыслу на совершение преступления. Под влиянием таких факторов лицо может не только изменить, но и вовсе прекратить совершение начатой преступной деятельности. Законодатель предусмотрел такое обстоятельство в уголовном законе как основание освобождения от уголовной ответственности.
Согласно ст. 31 УК РФ добровольным отказом от совершения преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
Исходя из вышеизложенного, необходимыми признаками добровольного отказа являются:
а) добровольность отказа от начатого преступления;
б) осознание лицом возможности доведения до конца, начатого преступления;
в) окончательность отказа.
Наличие совокупности всех указанных признаков отказа от завершения преступления полностью исключает уголовную ответственность лица за начатое и добровольно прекращенное преступление. Такое лицо подлежит уголовной ответственности лишь в случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления.
Добровольность означает, что лицо, начавшее преступление, сознательно, по собственной воле прекращает дальнейшие действия. Иногда инициатива такого отказа может возникнуть у субъекта под влиянием других лиц (например, в результате уговоров близких). Но и при этом отказ должен быть результатом свободного волеизъявления субъекта, а не следствием возникших непреодолимых или труднопреодолимых препятствий.
Мотивы при добровольном отказе могут носить самый различный характер (раскаяние, сострадание к жертве, страх перед возможной ответственностью, осознание безнравственности своего поведения и т.п.). Как правило, самостоятельного юридического значения они не имеют.
Весьма важным показателем добровольности отказа является осознание лицом возможности доведения до конца, начатого преступления. Такое осознание базируется на полной уверенности лица, что ему ничто не мешает завершит преступные действия и добиться намеченной цели. Если лицо при принятии решения о добровольном отказе от совершения преступления считало, что оно могло довести его до конца, а в действительности такой возможности не было, о чем лицо не знало, то в его действиях все равно имеется добровольный отказ.
Вопрос о непреодолимости препятствий нельзя отождествлять с препятствиями, которые лишь затрудняют совершение преступления. Последние возникают в процессе совершения преступления как непредвиденные и оказывают определенное воздействие на деятельность лица. Но их воздействие не парализует волю субъекта, и он либо сохраняет возможность выбора иных средств и орудий для окончания преступления, либо может изменить в возникшей обстановке характер своих действий. Лицо, начав совершать преступление, при столкновении с препятствиями различного характера, которые не парализуют его деятельность, а только затрудняют ее продолжение, может преодолеть эти препятствия и довести преступление до конца. Но лицо может при столкновении с препятствиями, затрудняющими совершение преступления, и отказаться от его продолжения. Такой отказ при подобных условиях будет добровольным, так как он обусловлен волей самого лица, а не вынужденным, поскольку у него были все возможности для доведения преступления до конца.
Окончательность означает, что лицо, начавшее преступление, полностью и бесповоротно, а не на время прекращает свою преступную деятельность, не имея намерения продолжать данную деятельность в будущем. Если же лицо лишь приостанавливает дальнейшее продолжение начатого преступления по каким-либо соображениям, чтобы затем довести его до конца при более благоприятных условиях, то такой перерыв не является добровольным отказом.
Рассматривая признаки отказа лица от совершения начатого преступления, которые характеризуют этот отказ в качестве добровольного и исключающего уголовную ответственность, следует иметь в виду, что все они (добровольность оставления лицом начатой преступной деятельности; осознание им возможности доведения начатого преступления до конца; окончательность отказа от совершения преступления) взаимосвязаны, и только в своей совокупности позволяют правильно решить вопрос о добровольном отказе, так как отсутствие хотя бы одного из них исключает добровольность отказа, делая его вынужденным.
Формы добровольного отказа могут быть различными. Прежде всего, они зависят от характера начатой лицом преступной деятельности. Так, при завершенном (оконченном) покушении добровольный отказ может и должен выражаться только в активных действиях, направленных на предотвращение возможного наступления преступного результата. Что же касается приготовления к преступлению и незавершенного (неоконченного) покушения, то здесь добровольный отказ может быть выражен и в простом воздержании от продолжения совершения начатых преступных действий либо бездействия.
Добровольный отказ от доведения преступления до конца следует отличать и от деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ). Деятельное раскаяние может заключаться в явке с повинной после завершения преступления, в добровольном возмещении причиненного ущерба, в способствовании раскрытии преступления. Различия между добровольным отказом и деятельным раскаянием сводится к следующему: 1) добровольный отказ возможен только до завершения преступления, деятельное раскаяние – после его окончания; 2) добровольный отказ допустим в пассивной форме, деятельное раскаяние требует активного поведения; 3) добровольный отказ является основанием для освобождения от уголовной ответственности, деятельное раскаяние является обстоятельством, смягчающим наказание.
Добровольный отказ полностью исключает уголовную ответственность за преступление, которое лицо пыталось совершить или к которому готовилось. Признаки соответствующего состава преступления при этом отсутствуют. В таких ситуациях уголовная ответственность возможна лишь в том случае, если фактически совершенное субъектом деяние (до момента отказа) содержит иной окончательный состав преступления (например, лицо, добровольно отказавшееся совершить изнасилование, может отвечать за побои, причиненные в ходе покушения; лицо, отказавшееся совершить убийство с применением оружия, может нести ответственность за его хранение).
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 444;