Пантеон – римский храм всех святых
Переступив порог Пантеона, чувствуешь, что перенесся во времени на две тысячи лет назад. Здесь легко представить себе языческие богослужения, сопровождающиеся жертвоприношениями. Таинственности храму добавляет отсутствие окон. Естественный свет проникает внутрь только через «окулус» – 9-метровое отверстие в куполе – эдакое всевидящее око небес.
Первое здание Пантеона, воз веденное в 27-25 годах до н. э., при императоре Августе, в конце I века н. э. было уничтожено пожаром. Купольная ротонда с прямоугольным портиком и фронтоном, поддерживаемым 14-метровыми коринфскими колоннами, появилась на месте разрушенного храма в 118-125 годах, в правление императора Адриана.
Пантеон – одно из самых замечательных римских зданий. Высота ротонды равна ее диаметру – 43,3 м. Много позже конструкцию купола Пантеона изучал сам Микеланджело, работавший над зданием собора Св. Петра.
В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В Античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных.
В 609 году византийский император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV, который освятил его как церковь Божьей Матери и всех мучеников. Позже, в XIV-XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль; в 1520 году он, согласно своему распоряжению, был здесь похоронен.
В первой половине XVII века, при папе Урбане VIII (в миру – Маффео Барберини), портик Пантеона был разобран; часть бронзы, извлеченной из балочных перекрытий, использовали для сооружения балдахина над алтарем храма Св. Петра, другая – большая – пошла на отливку пушек для замка Св. Ангела.
Горожанам разорение Пантеона пришлось не по душе – они отреагировали на распоряжение папы ехидной репликой «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (соль насмешки – в созвучии слова «barbaro» – по-итальянски «варвар» – с фамилией папы).
С момента объединения Италии Пантеон был местом погребения королей. Здесь находятся могилы Виктора Эммануила II и Умберто I, а также королевы Маргариты.
Колизей
Строительство самого большого античного амфитеатра началось по распоряжению императора Веспасиана в 72 году н. э. Название Колизей, в переводе на русский означающее «колоссальный», постройка получила, вовсе не из-за своих размеров, а из-за гигантской статуи Нерона, установленной при входе; памятник из золоченой бронзы изображал тирана в виде бога солнца.
Колизей был не единственным в империи большим амфитеатром – крупные арены находились в Тисдре (ныне Эль-Джем, Тунис) и Арелате (современный Арль, Франция); в амфитеатре Арля по сей день проводятся бои быков. Римский Колизей, вмещавший 80 тысяч зрителей, имел высоту 48,5 м; его стены в плане образовывали эллипс с длиной дуги 524 м. Попасть внутрь Колизея можно было через одну из 80 арок.
Места в Колизее распределялись в сооветствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества – государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины.
Императорская ложа Колизея – подиум с просторной террасой – находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер. Широкие коридоры, ведущие к трибунам, позволяли огромным толпам зрителей спокойно войти внутрь и в течение 20 минут расположиться на своих местах.
Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца.
Внутри здание Колизея было выложено мрамором, а по фасаду – травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы.
Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка.
Сценарий представлений в Колизее веками оставался неизменен: сначала выступали дрессированные звери, потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных.
Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч – гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии – перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде.
Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.
Некоторые историки полагают, что Колизей был также местом, где проводились также имитации морских сражений, для чего арену заливали водой. Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э., а поединки с дикими зверями – спустя еще сто с лишним лет.
В середине XIV века землетрясение разрушило западную стену Колизея. После этого амфитеатр на несколько столетий стал «месторождением» камня для возведения многих римских построек, в том числе ряда мостов, Венецианского дворца, собора Св. Петра. Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест и освятивший его как место мученической смерти многих христиан.
В Колизее во II-III веках погибли тысячи по следователей Иисуса: христиан выводили на арену (как правило, без оружия) и натравливали на них хищных зверей. Лишь изданный в 313 году Миланский эдикт императора Константина Великого отменил преследования христиан, а вместе с ним – и эти варварские публичные казни.
Однако и много позже, когда Колизей давно уже не был ни ареной кровавых боев, ни местом жестоких казней, грандиозное здание по-прежнему восхищало как жителей города, так и чужестранцев. В одном из средневековых паломнических гимнов поется: «Сколько будет стоять Колизей, столько простоит и Рим. Если Колизей падет – Рим падет вместе с ним. Если погибнет Рим, исчезнет и весь мир».
Дата добавления: 2016-05-06; просмотров: 1010;