Эмпатия – это своего рода абстрактное фантазирование.
Может ли человек быть многоликим? Вполне и на этой способности перевоплощения основан театр, кино, пантомима, балет и другие жанры искусства. Перевоплощаться – это самовнушением принимать различные психические состояния с забыванием себя, отречением от себя как конкретной личности или подражать другим, входя в образ других людей или предметов. Мастера актёрского искусства перевоплощаются в другие образы и зрители воспринимают это как факт. Писатели посредством эмпатии создают романы с вымышленными героями и миром вокруг них, например, Артур Конан Дойль с его Шерлоком Холмсом.
Возможно ли в творчестве техническом представить себя какой-либо технической системой, например, двигателем и «чувствовать», что один из подшипников перегружен и перегревается? Изобретателю это доступно, как и актёру.
Для изобретателя очень важно уметь принимать различные психические состояния, т.е. перевоплощаться и сливаться с создаваемым объектом. Сон наяву – это апофеоз творчества, где сливаются реальное с нереальным, прошлое с будущим, желаемое и действительное, сказка и быль.
Чтобы посмотреть на проблему с высоты открытия необходимо мысленно осуществить структурный переход из материального в менее материальное или вовсе духовное. Например, аллегорически представим воду как некую сущность. В состоянии льда она не может даже двигаться, а, перейдя в жидкость она становится гибкой и бесформенной, но ещё приземлённой, зато, перейдя в пар, она взлетает и общается с вездесущим воздухом, становясь частью его в виде влажности – вода ли это в таком образе? Вода теперь в океане информации и может подниматься на любую высоту или проникать во все щели и недоступные места, а это совсем другой уровень видения окружающего мира. В сущности, вода осталась водой. Перевоплощаясь под действием тепла, ей удаётся ощутить новые качества мира и проявить новые возможности, описать впечатления или их запомнить. Побывав в другом мире неба и сконденсировавшись в воду озера, пришедшая часть воды в среде озера проявляет гениальную прозорливость.
Люди должны научиться тому же и имеют ещё лучшие возможности для этого, т.к. могут перевоплощаться в других мысленно (духовно), оставаясь телесно материальными, теми же.
В научном и техническом творчестве надо научиться перевоплощаться в образ решаемой проблемы и фиксировать впечатления, ощущения и связи, которые в обычном состоянии возникнуть не могут. Как только зафиксирована, осмыслена, понята и описана хоть одна увиденная новая причинно-следственная связь, то это уже открытие или изобретение. Этому можно научиться в ходе выполнения новых разработок в профессиональной деятельности.
Эмпатия – один из прекрасных инструментов творчества.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 622;