Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
Под «конфессиональной политикой» понимается:
1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
2. во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;
3. в третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере властными инструментами.
Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.
Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.
Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Социальные ценности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной практики, включены в идеологические основы социальной политики. Действует религиозный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс общественной толерантности, а с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.
Стратегия активного включения религиозных организаций в политические преобразования характерна для стран переходного периода. Государство, общество и религиозные организации проходят этап демократизации. В странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей и становятся гарантами зарождающейся демократии, то есть берут на себя не свойственные религиозным организациям функции.
Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.
Эти и другие обстоятельства выдвигают перед органами власти задачу выработки и последовательного проведения в жизнь новой модели политики по отношению к религии и ее институтам.
Такая модель включает три элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназначенные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями. Эта модель дает наиболее полное представление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий.
Теоретико-идеологический компонент функционирует как организационная и контрольно-регулятивная система взглядов, идей, целей граждан, религиозных организаций, властных структур по отношению к религии и ее институтам.
Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими – при различном социальном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) закрепила основополагающие государственные идеи, принципы социально-политического строя современной Беларуси.
В Основном законе нашли свое воплощение известные постулаты идеологии: идея народного суверенитета, концепция прав человека, доктрина правового социального государства, теория разделения властей, принцип политического и идеологического плюрализма и др.
Основной закон страны и стал тем сводом базовых политико-государственных и правовых ориентиров, которые призваны сыграть определяющую роль в развитии общества.
В настоящее время происходит вызревание национальной идеи. Возможные внешние и внутренние угрозы для страны, вызовы наступившего третьего тысячелетия являются сильнейшими катализаторами в этом процессе.
Идеология белорусского государства провозглашается не как способ национального ограничения, а как современная перспектива для всех граждан страны, как движение к всесторонней модернизации общества с целью достижения передовых рубежей человеческого развития, которое имеет громадный потенциал для объединения народа и обновления его духовной силы. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды практически везде неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности являлась религия.
Характерной особенностью генезиса идеологии белорусской государственности является то, что в своем историческом развитии она не приобрела по сути религиозной формы проявления. Идеология белорусского государства подготавливается духовно-интеллектуальными поисками отечественных ученых, общественных деятелей, программными разработками политических партий; принятием целого ряда официальных концепций и доктрин в отдельных сферах государственной деятельности: политикой Главы государства, сформулированной в посланиях Президента Республики Беларусь на общественных форумах уровня Всебелорусского народного собрания. Можно считать, что Республика Беларусь находится накануне обретения общенациональной идеологии.
Идеология государства является предтечей права. Юридический базис охватывает весь круг вопросов, связанных с законодательством в области свободы совести.
Законодательство о свободе совести условно представляет трехуровневую структуру. К первому уровню относятся международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер.
Ко второму уровню относятся конституционные нормы и законы Республики Беларусь (в том числе и содержащие упоминание о рассматриваемой свободе, освещающие какую-либо сторону индивидуальной или коллективной формы деятельности граждан и религиозных организаций).
Третий уровень представлен указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, правовыми актами органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции, правовыми актами органов исполнительной власти Республики Беларусь. На современном этапе государственно-конфессиональных отношений нормы данного уровня приобретают актуальное звучание, так как призваны обеспечить работу механизма практической реализации свободы совести. Совершенствование этого законодательства должно проходить по нескольким направлениям:
· приведение национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами;
· обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в них норм;
· формулирование и закрепление основных принципов религиозной политики государства;
· закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов.
Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Республике Беларусь был принят демократический закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и религиозными организациями. Вместе с тем этот закон был принят без серьезной теоретической подготовки, которой объективно не могло быть, учитывая долгие годы научного и законодательного забвения по отношению к религиозным институтам.
Процессы, происходящие в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны в последние годы, коренным образом изменили правовое положение религиозных организаций и верующих. С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), а в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь, ряд положений закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (1992) вошли с ними в противоречие. Следовало устранить возникшие противоречия и терминологически привести закон в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и Гражданским кодексом Республики Беларусь. Само название прежнего Закона не соответствовало его содержанию. Закон назывался «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций», а своей задачей (ст.1) ставил регулирование общественных отношений, возникающих при реализации прав граждан на свободу совести.
Кроме того, в период с 1992 по 2002 год в Республике Беларусь был принят ряд нормативных правовых актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы свободы совести и религиозных организаций. Их отдельные положения как нормативно, так и терминологически не корреспондировались с Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» и даже вступили с ним в противоречие, что также обязывало законодателя реформировать этот закон в соответствии с современной законодательной системой и практикой.
Наряду с позитивными переменами в религиозной среде нарастали негативные процессы, связанные с политизацией религиозных организаций, посягательством на личность, права и здоровье граждан. Пользуясь несовершенством закона, под видом религиозных организаций стали создаваться и регистрироваться псевдорелигиозные организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, доставкой и перепродажей гуманитарной помощи, целительством, различными единоборствами.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, можно сделать вывод, что они предопределили необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций», пересмотр нормативных актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных и нечетких формулировок, отвечающих реалиям государственно-конфессиональных отношений.
Дата добавления: 2016-08-08; просмотров: 862;