Овуляция и оплодотворение
После вязки с фертильным самцом или успешного искусственного осеменения эмбрионы в течение 4–5 дней после оплодотворения развиваются в маточных трубах, затем мигрируют в рог матки, где приблизительно на 12–16 день после повторной вязки (первая необходима для индукции овуляции) происходит имплантация. Перед имплантацией бластоцисты свободно перемещаются в полости матки, мигрируя из одного рога в другой, вероятно, такая миграция обеспечивает равномерное распределение эмбрионов в полости матки. Считая от момента имплантации, беременность продолжается еще 50 дней, таким образом, общая продолжительность беременности составляет около 64 дней (от даты первой вязки). Секреция прогестерона во время беременности — как и в случае ложной беременности — препятствует наступлению эструса.
После окончания лактации, если брачный сезон продолжается, — наблюдается короткий период интерэструса, сменяющийся эструсом; если брачный сезон закончен — наступает анэструс. Как правило, эструс возобновляется через 10–15 дней после прекращения кормления. Однако иногда течка может возникать у кормящих кошек спустя 10–15 дней после родов. В таких случаях, если не произошла овуляция, — нормальный эструс возобновляется каждые 10–20 дней. Первая вязка после родов часто не приводит к оплодотворению в связи с неполной инволюцией матки. Зато вязки в период следующего эструса бывают фертильными, поэтому нередко можно наблюдать кормящую кошку, беременную новым пометом. Имеются данные о том, что в некоторых случаях во время беременности у кошек наблюдается спонтанный или индуцированный рост фолликулов, сопровождающийся поведенческим эструсом и вязками. Данные факты позволяют предположить, что и в период беременности яичники кошки чувствительны к воздействию гонадотропинов.
ЭНДОКРИННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Эстрогены
Развитие фолликулов сопровождается секрецией 17-β-эстрадиола, концентрация которого достигает максимального уровня в период эструса. В течение анэструса и интерэструса концентрация эстрадиола поддерживается на базальном уровне (< 60–70 пмоль/л), повышается в последние дни анэструса или интерэструса и достигает более 150–300 пмоль/л в период эструса. Если овуляция не происходит, уровень эстрадиола снижается до базального в течение 5–10 дней, тогда как после овуляции — в течение 2–3 дней. Резкий рост концентрации эстрадиола в период развития фолликулов и эструса является необходимым условием для поведенческого эструса и обеспечивает выброс гонадотропинов, сопровождающий вязки и овуляцию.
У некоторых кошек волны фолликулярного роста следуют буквально одна за другой, понятно, что такие животные постоянно демонстрируют поведенческий эструс. Данный феномен является характерной особенностью некоторых пород (таких, как сиамская). В первой половине лютеиновой фазы — у беременных и небеременных самок — концентрация эстрадиола, как правило, поддерживается на уровне <70 нмоль/л, однако в отдельных случаях может повышаться, что объясняется индивидуальными особенностями животного. Повышение базального уровня 17-β-эстрадиола наблюдается после 35–40 дня беременности.
ФСГ и ЛГ
Как уже сообщалось, в настоящее время не существует убедительных данных, касающихся значений концентрации ФСГ у кошек. Принято считать, что по аналогии с другими видами животных рост фолликулов обеспечивается за счет изменений в секреции ФСГ, наблюдаемых к концу анэструса и интерэструса.
В ходе проэструса и эструса концентрация ЛГ в плазме крови поддерживается на базальном уровне вплоть до стимуляции, служащей сигналом для резкого повышения концентрации ЛГ. Всплеск ЛГ наблюдается в момент вагинальной стимуляции или происходит спонтанно через несколько секунд после нее, через 2 часа концентрация достигает максимальных значений, затем (через 12–24 часа) вновь снижается до базальной. Амплитуда и длительность выброса ЛГ отличаются высокой вариабельностью и зависят от интенсивности, продолжительности и частоты вагинальной стимуляции. При многократной вязке выброс ЛГ интенсивнее и продолжительнее по сравнению со значениями ЛГ после однократной вязки. Величина концентрации ЛГ варьирует от < 10 нг/мл перед вязкой до > 100 нг/мл после максимальной стимуляции. Оптимальный выброс ЛГ наблюдается после 4 случек, происходящих в течение 2–4 часов. Дальнейшее увеличение интенсивности или продолжительности коитальной стимуляции не оказывает существенного влияния на повышение концентрации ЛГ, что, очевидно, объясняется истощением гипофиза.
Прогестерон
В период анэструса, интерэструса, проэструса и эструса концентрация прогестерона поддерживается на базальном уровне вплоть до овуляции.
У кошек как при беременности, так и в ее отсутствие — концентрация прогестерона в плазме начинает повышаться после овуляции, через 24–50 часов после выброса ЛГ. Максимальные показатели прогестерона (100–200 нмоль/л) наблюдаются на 20–25 день после первой вязки.
При ложной беременности концентрация прогестерона начинает снижаться приблизительно на 25 день и достигает базального уровня на 30–40 день. Такое постепенное снижение концентрации прогестерона является характерной особенностью ложной беременности у кошек. При истинной (физиологической) беременности концентрация прогестерона поддерживается на высоком уровне в течение всего периода вынашивания и стремительно снижается перед родами. Постепенное снижение концентрации прогестерона в конце ложной беременности у кошек сходно с тем, что наблюдается у собак, и, вероятно, объясняется отсутствием лютеолитического фактора, вырабатываемого в организме самок в конце беременности. Очевидно, на 25–35 день ложной беременности желтые тела, лишенные лютеотрофической поддержки со стороны эмбрионов и плаценты, подвергаются «запрограммированной» атрофии. Гистероэктомия, выполненная во время лютеиновой фазы ложной беременности, не отражается на жизнеспособности желтых тел, что свидетельствует о том, что матка не участвует в процессе рассасывания желтых тел.
Снижение концентрации прогестерона начинается на 25–35 день беременности, после чего вплоть до 60 дня ее значения поддерживаются на уровне 15–30 нмоль/л (5–10 нг/мл). Прогестерон необходим кошкам в течение всего срока вынашивания для сохранения беременности, хотя беременность может сохраняться в течение нескольких дней после того, как концентрация прогестерона в плазме крови снижается < 3 нмоль/л (< 1 нг/мл) очевидно, эти показатели являются необходимым минимумом, при котором беременность не прерывается. Основной источник прогестерона — желтые тела. Овариоэктомия на любой стадии беременности приводит к снижению концентрации прогестерона < 3 нмоль/л (< 1 нг/мл) в течение 48 часов после хирургического вмешательства. Плацента либо вырабатывает прогестерон в очень незначительном количестве, недостаточном для сохранения беременности, либо вовсе не участвует в этом процессе.
В чем причина различий в активности желтого тела при физиологической и ложной беременности, не выяснено. Вероятно, по аналогии с другими видами — в период физиологической беременности включаются специфические лютеотрофические факторы (эмбрионы, плацента и/или гипофиз), обеспечивающие активность желтого тела и предупреждающие его регрессию.
Тем не менее можно предположить, что начальный сигнал исходит из матки от эмбрионов и/или плаценты, поскольку при гистероэктомии, выполненной в начале беременности (до 20–25 дня), жизненный цикл желтых тел ограничивается 25–35 днями, как и при ложной беременности. Этот факт косвенно подтверждает предположение, что эмбрионы и/или плацента влияют на процесс секреции прогестерона желтыми телами. Вероятно, к факторам, участвующим в поддержании желтых тел в период беременности, следует отнести пролактин и релаксин, которые, как установлено, обладают лютеотрофическим действием у собак.
Релаксин
Релаксин — единственный специфический гормон беременности как у собак, так и у кошек. У плотоядных основным источником выработки релаксина является плацента, хотя нельзя исключать некоторое участие яичников в этом процессе. Концентрация релаксина в плазме крови возрастает, начиная с 20–30 дня после вязки, — исключительно в случае оплодотворения, что дает основание считать его лютеотрофическим фактором, специфическим для периода беременности. Этот гормон может оказывать как непосредственное воздействие на желтые тела, так и стимулировать секрецию пролактина, действуя на уровне гипофиза, возможно, он стимулирует и другие, еще неизвестные лютеотрофические факторы. Доказано, что релаксин способен поддерживать и повышать секрецию пролактина как in vivo, так и in vitro. Также установлено, что этот гормон присутствует в плазме в течение всего периода беременности и нескольких дней после родов.
Пролактин
Концентрация пролактина, поддерживаемая на базальном уровне в период эструса, при развитии беременности повышается на 25–35 день после первой вязки и достигает максимума за несколько дней до родов, после чего в период лактации резко возрастает. Подавление секреции пролактина агонистами дофамина (бромокриптином или каберголином) в период беременности вызывает снижение уровня прогестерона, что приводит к прерыванию беременности (при показателях < 3 нмоль/л (< 1 нг/мл). Приведенные данные свидетельствуют о том, что пролактин является основным лютеотрофическим фактором как для кошек, так и собак.
Мелатонин
Секреция мелатонина у кошек связана с фотопериодом, т. е. варьирует в соответствии с продолжительностью светового дня. Концентрация мелатонина в плазме крови меняется синхронно с колебаниями концентрации пролактина. Концентрация мелатонина и пролактина поддерживается на высоком уровне в темный период и снижается при повышении интенсивности освещения. Непосредственная связь секреции мелатонина и пролактина с ростом фолликулов, обеспечивающих секрецию эстрогенов, недостаточно изучена и требует дальнейшего исследования. Вероятно, у кошек мелатонин и пролактин участвуют в регуляции функции яичников, поскольку концентрация обоих гормонов снижается в период активности яичников (эструс) и повышается в период покоя (анэструс и интерэструс).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 496;