Италия в XIII—XV вв.

Процесс личного освобождения крестьянства.Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего проникновения товарно-денежных отношений в деревне, небольшого удельного веса барщины и широкого распространения продуктовой и денежной ренты в XI—XII вв. пользовалась личной свободой уже к началу XIII в. В XIII в. здесь завершается быстрый процесс личного освобождения крестьянства. Этому во многих случаях содействовала политика городских коммун. Так, в 1256 г. освобождение сервов было торжественно провозглашено в Болонье, правители которой назвали свой декрет «Райским актом». По этому декрету было освобождено около 6 тыс. сервов, принадлежащих 400 феодалам. В 1289 г. во Флоренции было провозглашено освобождение колонов, принадлежащих враждебно настроенным феодалам. Эта «освободительная» политика городов определялась несколькими причинами: они добивались дальнейшего экономического и политического ослабления феодалов и увеличения числа налогоплательщиков в городах-государствах. Наконец, освобождение крестьян было нужно городам для удовлетворения все растущей потребности ремесленного производства в рабочих руках.

Эти меры не вели к улучшению материального положения массы крестьянства.

К концу XIII в. большинство крестьян в Северной и Средней Италии было уже лично освобождено. Часть их уходила в города, вливаясь в ряды городских подмастерьев и наемных рабочих. Другая, более значительная часть крестьян, лишенных земли, превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях. В Тоскане в XIV—XV вв. преобладала медзадрия (испольщина), при которой арендатор должен был отдавать собственнику земли половину урожая. Медзадрия получила распространение и в других районах Северной и Средней Италии, но там в равной мере была развита краткосрочная издольная аренда (из '/з или '/4 урожая) и по-прежнему были широко распространены старые формы феодального держания — эмфитевсис и либеллярное держание.

Медзадрия в XIV—XV вв., а отчасти и другие виды издольной аренды были формой мелкокрестьянской полуфеодальной аренды. Испольщики, снимая участок земли, получали часто от землевладельца также инвентарь, рабочий скот и семена. Крестьянин не мог покинуть арендованный участок до истечения срока аренды. Если же он уходил, то мог быть в принудительном порядке возвращен и подвергался разорительному штрафу. Наряду с этими полуфеодальными чертами для испольщины были характерны некоторые элементы капиталистической аренды: арендатор кроме своего труда вкладывает в хозяйство часть своего капитала, а земельный собственник кроме земли — другую часть капитала, необходимую для обработки участка.

В Северо-Западной Италии — в Пьемонте, Монферрате, Савойе — развитие товарно-денежных отношений порождало также усиление старых форм феодальной эксплуатации и повышение размеров феодальной ренты. Крестьяне терпели тройной гнет: светских сеньоров, церкви, взимавшей с них десятину, и городских коммун, которые также являлись феодальными владетелями. Обострение противоречий между сеньорами и церковью, с одной стороны, и крестьянством — с другой, привело здесь в XIV в. к крупным крестьянским восстаниям.

Восстание Дольчино.Еще в XIII в. в крестьянской среде на северо-западе Италии нарастало глухое недовольство, которое нашло идеологическое выражение в широком распространении ересей вальденсов и катаров (см. гл. 20) и других сект. В последние десятилетия XIII в. в районе Пармы возникла новая секта — «апостольских братьев» во главе с монахом Сегарелли. «Апостольские братья» отдавали при вступлении в секту свое имущество общине и призывали крестьян и городских бедняков к непослушанию господам. Папа запретил их деятельность, а в 1300 г. Сегарелли был схвачен и сожжен в Парме как еретик. Его ученик и последователь Дольчино, бывший послушник францисканского монастыря, продолжал пропаганду их идей. Он призывал к отказу от имущества и, кроме того, требовал ликвидации католической церкви, осквернившей себя своими богатствами. «Рим — это вертеп разврата, — говорил он, — а папа — антихрист!» Обращаясь к своим сторонникам, он заявлял: «Мы не имеем домов и нам не дозволено брать с собой то, что осталось от подаяния. Поэтому наша жизнь заслуживает предпочтения перед всеми...» Дольчино проповедовал скорое наступление «тысячелетнего царства», которое будет царством социальной справедливости, он считал, что оно восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Учение Дольчино, пронизанное уравнительными идеями, представляло собой одну из разновидностей крестьянско-пле-бейской ереси. Еретическое движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа.

В 1304 г. Дольчино с многотысячным отрядом своих вооруженных приверженцев появился в Пьемонте недалеко от Верчелли в долине реки Сезии и вскоре разгромил выступившее против него ополчение феодалов. В 1305 г. армия повстанцев ушла во главе с Дольчино на труднодоступную гору. Опасаясь, что их примеру последуют многие тысячи крестьян и городских бедняков, папа по просьбе епископов-феодалов объявил крестовый поход против Дольчино и обещал отпущение грехов всем его участникам. Дольчино пришлось уйти еще дальше в горы на границу Савойи, Новары и Верчелли, куда к нему сходились сочувствующие не только из Италии, но и из Швейцарии и немецких земель. Когда армия крестоносцев окружила повстанцев со всех сторон и в лагере начался голод, Дольчино повел свое войско по заснеженным горным тропам к плодородным долинам, где восставшие могли добывать продовольствие, и обосновался на горе Цебелло, превратив ее в неприступную крепость. Войско верчелльского епископа, а затем пришедший ему на помощь по призыву папы герцог Савойский дважды штурмовали гору Цебелло, но оба раза были отбиты. Тогда епископские войска выселили жителей соседних горных деревень, тем самым обрекая восставших на голодную смерть.

Это заставило Дольчино выйти из своего убежища. В решающем сражении 23 марта 1307 г. на открытом поле около деревни Ста-велло, несмотря на героическое сопротивление, повстанцы были разбиты. Преданная жена и сподвижница Дольчино Маргарита была сожжена у него на глазах, а сам он умер под пытками, оставшись верным своим идеям. Восстание Дольчино было одним из первых в цепи крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV в. Борьба крестьян продолжалась и в дальнейшем: второе крупное крестьянское антифеодальное движение, известное как восстание тукинов, произошло в Северной Италии в 1382—1387 гг. В 1459 г. Калабрия (Южная Италия) была охвачена крестьянской войной. Все эти выступления крестьян были жестоко подавлены феодалами.

Зарождение раннекапиталистических отношений. На основе общего подъема производительных сил в наиболее крупных и развитых городах-республиках Центральной Италии в XIV в. начали зарождаться раннекапиталистические отношения, что является одной из важных особенностей истории итальянских городов в средние века. Высокая степень мастерства, достигнутая цеховыми ремесленниками итальянских городов, и достаточно глубокое разделение труда были одной из важнейших предпосылок возникновения здесь раннекапиталистического мануфактурного производства. Это проявилось в углублении социального неравенства внутри цехов, в усилении эксплуатации учеников и подмастерьев, которые превращались в постоянных наемных рабочих. Другой предпосылкой развития раннекапиталистических отношений в городах Северной и Средней Италии было личное освобождение крестьян, сопровождавшееся обезземелением многих из них. Лишенные земли крестьяне по большей части уходили в города на заработки и являлись основой складывающегося в XIV в. нового социального слоя — наемных рабочих.

Наиболее характерный пример развития раннекапиталистических отношений в итальянских городах дает Флоренция, хотя те же процессы происходили в Болонье, Лукке, Перудже, Сиене и других городах. Новые отношения проявлялись преимущественно в производстве шерстяных тканей, а позднее в шелкоткачестве и судостроении.

Уже в 30-х годах XIV в. во Флоренции насчитывалось 200 сравнительно крупных сукнодельческих мастерских. Используя наемную рабочую силу, они производили до 80 тыс. кусков сукна в год, стоимость которых в три раза превышала весь бюджет города. Производством сукон было занято в самом городе и в его окрестностях около 30 тыс. человек. Каждый из них выполнял какую-либо одну производственную операцию. В мастерских существовало уже значительное разделение труда, составлявшее характерную черту мануфактуры.

Наемных рабочих — в основном вчерашних крестьян — использовали на простых, не требующих особой сноровки работах. Они промывали шерсть в речной воде и сушили ее на берегах реки, трепали, чесали и кипятили шерсть, работали, шерстобитами, промывали сукна, занимались перевозкой и погрузкой тюков с шерстью и т. п. Общее число наемных рабочих, не имевших никаких средств производства, которых во Флоренции называли «чомпи», достигало там 10 000 человек. Тысячи их насчитывались и в других городах.

Беднеющие ремесленники и подмастерья составляли второй отряд трудящихся, постепенно переходящих на положение наемных рабочих. Так во Флоренции и других городах-республиках начал формироваться новый социальный слой — предпролетариат. Труд в основном был ручной, поэтому раннекапиталистическое производство называлось мануфактурой (от латинского «manus» — рука и «facere» — делать). Отдельные предприниматели часто не имели достаточно средств для организации раннекапиталистического мануфактурного производства, поэтому богатые пополаны образовывали компании, объединяя, таким образом, свои средства и силы.

Расцвет мануфактуры в итальянских городах привел к значительному увеличению богатств городской верхушки. Богатые пополаны, возглавляющие городские управления, предпринимали широкое строительство дворцов, церквей, каменных особняков. Они проводили жизнь в роскоши, резким контрастом которой была жизнь наемных рабочих, трудившихся по 14—16 часов в день с одним перерывом на обед. Для наблюдения за работой и поведением рабочих была установлена особая должность «чужеземного чиновника», который приглашался из другого города и должен был прежде всего предотвращать возможные заговоры и «незаконные» союзы рабочих. Если наемный рабочий не отрабатывал аванса, выданного ему хозяином, последний мог отправить его на три года и более в тюрьму или даже подвергнуть позорным телесным наказаниям. За свой труд рабочие получали нищенскую плату, которая еще более сокращалась штрафами за малейшую провинность.

Зарождение раннекапиталистических отношений в Италии сыграло значительную роль в ее истории и во многом определило особенности развития этой страны в XIV—XV вв. Новые отношения привели к резкому повышению производительности труда и общему развитию экономики Италии и сделали ее к XIV в. самой передовой страной Западной Европы; они были одним из источников культуры возрождения (см. гл. 23).

Политический строй городов в XIII—XIV вв.В связи с успехами ремесла и торговли, а позднее и с зарождением раннекапиталистических отношений во многих городах-государствах Северной и Средней Италии в XIII—XIV вв. заметно усиливается политическое влияние торгово-ремесленного населения — пополанов — и падает роль феодальных элементов — грандов. Наиболее ярким примером этого может служить Флоренция.

Укрепление позиций пополанов привело здесь уже в 1250 г. к установлению так называемой первой народной конституции, закрепившей их господство в городе. Наряду с подеста, которого коммуна приглашала из другого города, появляется новое должностное лицо — «капитан народа», опирающийся на городское ополчение.

С 1282 г. Флоренцией управляло выборное пополанское правительство. Оно называлось «приоратом» (от «приор» — старейшина цеха), а впоследствии — «синьорией» (от «синьор» — господин). В приорат входило 9 человек во главе с «гонфалоньером (знаменосцем) справедливости». Наиболее сильный удар был нанесен грандам в 1293 г., когда во Флоренции были приняты «Установления справедливости». Согласно «Установлениям», гранды полностью отстранялись от участия в политической жизни коммуны и за преступления, совершаемые против пополанов, подвергались смертной казни. Вскоре, однако, грандам было разрешено пользоваться политическими правами при условии вступления в один из цехов. Однако к этому времени сами пополаны уже не представляли единого социального слоя, в их среде происходит расслоение: богатые купцы, владельцы мастерских и банковских контор составляли «жирный народ» (popolo grasso), мелкие торговцы и ремесленники — «тощий народ» (popolo minuto). Еще ниже стояли неорганизованные массы наемных рабочих — чомпи. Ведущую роль в политической жизни Флоренции играла группировка «жирных» пополанов, которые блокировались с представителями старых феодальных родов, — так называемая гвельфская партия. Верховный орган управления Флоренции — «синьория» — состоял в основном из представителей «старших» цехов. «Тощий народ», по существу, был отстранен от участия в управлении городом, не говоря уже о наемных рабочих.

Олигархический характер носил политический строй морских республик — Венеции и Генуи, ведших крупную посредническую торговлю. Здесь всем заправляли богатейшие купцы, составляющие наследственный патрициат. Во главе Венеции стоял избираемый пожизненно дож, власть которого была ограничена Большим советом. В состав Большого совета входили представители всех знатнейших патрицианских семейств. С конца XIII — начала XIV в. в управлении Венецией еще более усилились олигархические тенденции. Из Большого совета выделился «Совет приглашенных» (сенат), постепенно присвоивший всю полноту исполнительной власти. В 1310 г. был создан Совет десяти, которому был поручен надзор за правительственными органами, вплоть до самого дожа. Совет десяти насаждал систему тайных доносов, негласных решений и осуждений.

В Генуе, где в XIII в. также ведущие позиции принадлежали патрициату, с 1339 г. устанавливается пожизненная должность дожа, который опирался в основном на пополанов. Лишенный значительной части политических прав, патрициат все же оказывал влияние на политическую жизнь республики.

Венеция и Генуя постоянно соперничали друг с другом. После Четвертого крестового похода Венеция вытеснила Геную с Балкан-

ского полуострова и из Сирии, однако восстановление в 1261 г. Византийской империи вернуло Генуе ее права в Константинополе. Генуэзское купечество захватило опорные пункты в Восточном Средиземноморье и в Причерноморье и создало ряд торговых факторий в Крыму (см. гл. 17).

К исходу XIII в. торговое соперничество между Генуей и Венецией вылилось в открытое столкновение: в 1298 г. генуэзский флот в сражении при Курцоле нанес Венеции сокрушительное поражение. Перевес в торговом соперничестве после этой победы оказался на стороне Генуи. Однако в 1380 г. венецианский флот разгромил генуэзцев при Кьодже и в восточной части Средиземноморья упрочилось господство Венеции. В XV в. Венеция, особенно во время долгого правления дожа Франческо Фоскари, вела оборонительную войну против наступающих на востоке турок. В Италии она расширила свои владения, подчинив Брешию, Верону, Падую, Равенну, и стала одним из сильнейших государств Северной Италии.

Острую борьбу против городских феодалов вели в XIII— XIV вв. пополаны Милана. В этой борьбе они объединились с союзом мелких и средних дворян (вальвассоров Милана) «моттой» против феодалов и архиепископа, к которым примкнула купеческая патрицианская верхушка. Союз пополанов с дворянством наложил отпечаток на политический строй Милана. Хотя в первой половине XIII в. ремесленная масса Милана, объединенная «Креденцией св. Амвросия», достигла значительных политических успехов, к концу этого столетия власть в городе оказалась в руках' наследственных правителей из феодального семейства Делла Тор-ре, опиравшихся на пополанов и мелкое дворянство. Позднее, в XIV в., когда Милан значительно расширил свои владения, подчинив большую территорию в Центральной Ломбардии, установилось единоличное наследственное правление феодального рода Висконти.

Таким образом, в городах Северной и Средней Италии сложились в XIII—XIV вв. три основные формы политического управления: республиканская (по типу Флоренции), патрицианская (Венеция) и синьория, близкая к монархии (Милан).

Восстания наемных рабочих.Развитие раннекапиталистических отношений привело в XIV в. к новым по своему характеру народным движениям в городах Северной и Средней Италии — восстаниям предпролетариата. Первое выступление такого рода произошло во Флоренции в 1345 г. под руководством чесальщика шерсти Чуто Брандини. На сходках наемных рабочих он предлагал организовать братство чомпи, установить регулярный сбор средств с его членов и развернуть борьбу за повышение заработной платы. Когда Брандини был схвачен властями, чомпи прекратили работу, покинули мастерские и двинулись к дворцу синьории, требуя его освобождения. Это первая известная в истории стихийная забастовка наемных рабочих была подавлена, а Чуто Брандини повещен.

Волнения наемных рабочих и мелких ремесленников происходили в XIV в. и в других крупных центрах сукноделия, например в Перудже и Сиене в 1371 г.

В 1378 г. во Флоренции вспыхнуло самое значительное в этот период движение предпролетариата — воссгание чомпи. Флоренция вела в это время тяжелую и продолжительную войну с папской курией, которая требовала огромных средств, что отразилось прежде всего на уровне жизни городских низов. Для отвлечения справедливого гнева народа против управляющих республикой «жирных» пополанов один из их представителей — Сальвестро Медичи решил направить недовольство против городских феодалов, симпатизировавших папской курии, и призвал народ к расправе с ними. Его призыв был подхвачен, однако чомпи обратили свой гнев не только на феодальную знать города, но в первую очередь на своих непосредственных эксплуататоров — «жирных» пополанов. В середине июля 1378 г. собравшись за городскими воротами, чесальщики шерсти, шерстобиты, трепальщики, промывальщики, красильщики и другие наемные рабочие, а также бедные ремесленники сукнодельческих цехов потребовали ликвидации должности «чужеземного чиновника» и повышения заработной платы на 50 %. Кроме того, они сговорились впредь не подчиняться «жирным» пополанам и добиваться участия в управлении государством. Путь к завоеванию политических прав они видели в организации нового цеха наемных рабочих, так как только члены цехов обладали во Флоренции полноправным гражданством.

Хотя осуществление этих требований и не означало уничтожения эксплуататоров и овладения властью в государстве, они свидетельствуют об остроте социального конфликта.

Когда властями были схвачены вожаки движения, тысячные толпы чомпи 20 июля 1378 г. по звуку колоколов направились ко дворцу синьории и потребовали их освобождения, подкрепляя это требование градом стрел и угрожая сжечь дворец. Руководители чомпи были освобождены. Одержав первую победу, восставшие двинулись по городу, поджигая дома богачей; они сожгли главное гнездо эксплуататоров — дворец цеха Лана.

Захватив знамя «гонфалоньера справедливости», чомпи сочли, что им принадлежит верховная власть в республике. На собрании руководителей чомпи и младших цехов было решено потребовать создания нового правительства, в котором три места должны быть закреплены за представителями чомпи. Один из них должен был получить пост главы правительства — «гонфалоньера справедливости». Здесь же были намечены представители цеха чомпи, без согласия которых ни одно решение в республике не могло войти в силу.

Вооруженные чомпи штурмом взяли дворец подеста — резиденцию судебной и военной власти в городе. На следующий день, окружив дворец синьории, они добились официального утверждения приорами своих требований. Приоры стали один за другим покидать дворец. Сформировалась новая синьория. Ее главой был провозглашен Микеле ди Ландо, который во время бегства приоров из дворца предложил народу свои услуги и получил от него знамя «гонфалоньера справедливости». Чомпи считали его своим, однако ко времени восстания он давно уже не был часальщиком шерсти и служил фактором — надсмотрщиком в мастерских богатого суконщика. Ландо являлся подставной фигурой, был связан с «жирными» пополанами и сыграл предательскую роль в ходе восстания чомпи. Кроме Ландо в новое правительство вошли еще двое из чомпи, три приора от мелких ремесленников и три «жирных» попо-лана. Были созданы три новых цеха, в том числе цех чомпи, получивших таким образом политические права. В этот цех входило около 9 тыс. человек. Второй цех объединял красильщиков, ткачей и др. В третий цех входили портные и чулочники. По требованию чомпи, для охраны нового правительства было организовано народное ополчение их 1500 арбалетчиков.

Однако победители оказались без средств к существованию, так как сукнодельческие мастерские были закрыты с первых дней восстания, а многие их владельцы бежали. К тому же богатые землевладельцы, среди которых было немало «жирных» пополанов, прекратили доставку хлеба в город.

В конце августа 1378 г. чомпи, недовольные политикой синьории, куда входили и «жирные» пополаны, попытались создать в противовес ей свое правительство, которое получило название «Восьми святых божьего народа» и имело советы, нотариусов и бюджет в несколько тысяч флоринов. Чомпи требовали, чтобы «Восемь святых» находились во дворце приоров и «чтобы ни одно дело, касающееся государства, не проводилось без их решения»; они должны были стоять выше приоров. Когда представители чомпи во главе с Доменико Туччо и Маттео Сальви с этим требованием явились во дворец, Микеле ди Ландо, бывший в сговоре с «жирными» пополанами и получивший деньги за свою измену, с криком «Предатели!» набросился на них с кинжалом и нанес им раны; двое из них были схвачены.

С помощью Микеле ди Ландо «жирные» пополаны подготовились к разгрому чомпи: они стянули к городу войска и сумели отколоть от наемных рабочих их союзников — цеховых ремесленников, которые, будучи собственниками и добившись осуществления своих требований — участия в правительстве и создания новых цехов, — испугались широкого размаха восстания и революционных методов борьбы предпролетариата.

По заранее намеченному плану Микеле ди Ландо собрал на площади Синьории ополчения всех цехов. На чомпи напали мастера богатого цеха хозяев таверн и мясников, хорошо владевшие топорами. Выходы с площади были закрыты. Чомпи упорно сражались, но в конце концов «жирные» одержали победу. В тот же день из состава приората были выведены чомпи; их новый цех был закрыт. Чомпи подверглись жестоким репрессиями. Однако до 1382 г., когда были ликвидированы новые цехи мелких мастеров, созданные во время восстания, «жирные» пополаны не осмеливались полностью взять власть в свои руки, разделяя ее с цеховыми ремесленниками младших цехов.

Поражение восстания чомпи, как и восстаний наемных рабочих в других городах Италии, было результатом незрелости и недостаточной организованности предпролетариата. Он в значительной мере еще был неотделим от мелких мастеров-собственников, которые в последний момент изменили восстанию. Немалую роль в поражении чомпи сыграло и предательство Микеле ди Ландо. Однако чомпи проявили относительно высокую для XIV в. сознательность предпролетариата, стремившегося к захвату политической власти.

Римская республика. После крушения завоевательных планов Фридриха I Барбароссы в Италии авторитет папства несколько возрос. Вступивший в этот период на папский престол ловкий политик Иннокентий III (1198—1216) пошел дальше Григория VII (см. гл. 6) в развитии идей папской теократии, утверждая, что папская власть является высшей в мире и что император и все короли и князья не более чем вассалы папы и должны получать от него свою власть.

Для осуществления теократических планов Иннокентий III и его преемники стремились, с одной стороны, подчинить своему влиянию ряд феодальных государств Европы (см. гл. 20), а с другой — усилить свои политические позиции в Италии, укрепив принадлежащее папам государство — Патримоний св. Петра.

Иннокентий III восстановил свою власть в Папской области, отобрав у итальянских и немецких феодалов земли, захваченные при его предшественнике. Преемники Иннокентия III продолжали в XIII — начале XIV в. округлять владения в Романье, Кампании, Умбрии, Анконской марке. В состав Папского государства к началу XIV в. входили такие крупные, прежде независимые города-государства, как Болонья, Феррара, Урбино, Римини, Перуджа. Владения пап, простиравшиеся от Тирренского до Адриатического моря, разрезали Италию на две части.

В экономическом отношении Папская область продолжала отставать от Ломбардии и Тосканы. Здесь и в XIII—XV вв. безраздельно господствовал феодальный строй и в деревне, и в городах. С понтификата Бонифация VIII (1294—1303) международный престиж папства начинает резко падать. Теократическая политика пап, которая отчасти имела успех в начале XIII в., теперь была обречена на провал. Крупные централизованные государства, складывавшиеся в это время в Западной Европе, не желали подчиняться папе. Поражение Бонифация VIII в борьбе с французской монархией (см. гл. 9) привело к ослаблению власти папы и в Папской области. Перенесение папской резиденции в 1309 г. в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папой контроля над феодалами и городами церковной области.

Это способствовало некоторому усилению городской коммуны Рима, в чем отчасти был заинтересован и папа, видевший в ней противовес крупным местным феодалам (баронам). В отсутствие папы коммуна сумела ограничить своеволие баронов. В начале XIV в. они были высланы из города, а их замки срыты. Когда знать восстановила свои права, в 1347 г. борьба между ней и попо-ланами возобновилась. Движение пополанов возглавил Кола ди Риенцо. Уроженец Рима, сын трактирщика и прачки, Кола сумел получить хорошее образование. Он был страстным почитателем античности и мечтал о восстановлении былого величия Рима. Будучи блестящим оратором, Риенцо выступал перед народом с обличением феодалов, грабивших Рим и творивших беззакония. 20 мая 1347 г. Кола ди Риенцо, воспользовавшись отъездом из Рима баронов, с группой вооруженных сторонников при поддержке римских горожан захватил правительственные здания на Капитолии и объявил себя «трибуном свободы, мира и справедливости, освободителем Священной Римской республики». Он торжественно провозгласил носителем власти римской народ, а Рим — республикой, лишив тем самым папу светской власти. Папа в ответ объявил его еретиком и узурпатором.

Правление Кола ди Риенцо носило антифеодальный характер: он заставил всех баронов принести присягу Римской республике и передать ей все крепости; жителям Рима было воспрещено присягать феодалам и именовать их сюзеренами. Было сокращено количество налогов, а доходы обращены на улучшение состояния торговли и ремесла, находившихся в полном упадке; установлены единые меры и вес, а также выпущена новая монета с надписью «Родной трибунат. Рим — глава мира».

Мечтая о единстве Италии, Кола ди Риенцо призвал все итальянские города сплотиться вокруг Рима как столицы единой Италии. Однако городские республики, соперничавшие между собой и боявшиеся потерять независимость, отказались подчиниться Риму. С другой стороны, и сам Риенцо в проведении своих мероприятий не проявил ни последовательности, ни решительности. Объявив борьбу с феодальными порядками, он сохранил в римских землях наиболее тяжелые формы личной зависимости крестьянства и легко прощал мятежных баронов. Провозгласив на словах принцип народовластия, Кола ди Риенцо все вопросы стал решать единолично. В результате он потерял доверие народа, и власть феодалов в Риме была восстановлена. В конце 1347 г. Кола ди Риенцо вынужден был бежать из Рима. Позднее, в 1354 г., он снова появился там в качестве посланца папы, который пытался использовать его популярность для восстановления своей власти в Риме. Кола ди Риенцо удалось при поддержке народа захватить власть. Однако когда он повысил налог, чтобы обеспечить содержание наемной армии, население Рима подняло против него восстание, во время которого Риенцо был убит. Одной из основных причин поражения Римской республики была экономическая и политическая слабость римских пополанов, оказавшихся неспособными на серьезную борьбу с феодалами.

Когда в 1378 г. папский престол снова был перенесен в Рим, власть папы продолжала оставаться слабой не только вне, но и в самой Италии ввиду «великой схизмы» — сорокалетнего периода, когда на папский престол претендовали то двое, то трое пап (см. гл. 20). Только к концу XV — началу XVI в. папам удалось восстановить власть над всей территорией своего государства. К этому времени папство в значительной мере отказалось от теократических притязаний в общеевропейском масштабе. Папское государство становится одним из феодальных итальянских княжеств типа тирании, глава которого был более всего занят укреплением своего государства и обогащением собственного рода. Существование Патримония святого Петра было одним из препятствий на пути к национальному единству Италии.

Южная Италия и Сицилия.Сицилийское королевство в XIII— XV вв. продолжало заметно отставать в своем хозяйственном развитии от Северной и Средней Италии. Процесс феодализации полностью завершился здесь только к началу XIV в., когда основная масса крестьянства превратилась в лично зависимых людей. Города Южной Италии и Сицилии (Амальфи, Неаполь, Бари, Палермо), как в более ранний период, были не столько центрами ремесленного производства и местного рынка, сколько пунктами посреднической торговли с Византией и Левантом. Слабое развитие внутреннего рынка консервировало сложившиеся феодальные отношения. Многие крестьяне в Сицилийском королевстве были прикреплены к земле, их могли продать или обменять вместе с землей, они пользовались защитой королевских судов. В знак личной зависимости они платили феодалу подать при вступлении в брак, именовавшуюся здесь «даром» (dona), и при наследовании земельного надела. Основной формой феодальной ренты был оброк, преимущественно в натуральной, но часто и в денежной форме. Несколько дней в году крестьянин должен был выполнять ангарии — барщину. Сверх того крестьяне платили государственные налоги и церковную десятину.

В отличие от лично зависимых крестьян других стран Европы сицилийские крестьяне пользовались правом при отсутствии сына объявить своим наследником любого человека, если он обязуется нести все повинности, которые лежали на его предшественнике. Одной из особенностей аграрного строя Сицилийского королевства в XIII—XV вв. было сохранение значительного слоя полусвободных и свободных крестьян. Эти крестьяне издавна объединялись в сельские общины. В упорной борьбе с феодалами они добились права на уход с земли сеньора, пытались сохранить общинное самоуправление и ограничить произвол сеньоров. Другая часть — лично свободные крестьяне селились на пустошах, принадлежащих феодалам, на разнообразных, но обычно льготных условиях, записанных в либеллуме — договоре. Это были временные, или наследственные, держатели — эмфитевты.

К концу XII в. сложилось относительно централизованное феодальное государство — Сицилийское королевство. Усиливавшаяся королевская власть опиралась здесь прежде всего на мелких и средних феодалов, рыцарей, которые составляли значительную часть господствующего класса. В большинстве своем они были связаны вассальными узами непосредственно с королем и были кровно заинтересованы в существовании сильной королевской власти, способной охранять их от произвола баронов — крупных феодалов, а главное, оказывать им помощь в установлении личной зависимости крестьян. Другой опорой централизации была церковь, которая в Сицилийском королевстве в большей степени зависела от государства, чем от папства.

Города Южной Италии и Сицилии, слабые в экономическом отношении, не сумели и в этот период добиться политической самостоятельности и оказались в полном подчинении у королевской власти. Короли беспрепятственно могли обирать города, что до поры до времени укрепляло финансовую базу государства. Материальные ресурсы центральной власти обеспечивал также обширный домен, созданный в период норманнского завоевания. Поэтому, хотя бароны в Сицилийском королевстве были достаточно могущественны, они не смогли сломить королевскую власть.

Централизация, достигнутая в конце XII в., еще более усиливается в XIII в. Норманнская династия, правившая Сицилийским королевством в конце XII в., породнилась с Гогенштауфенами и с 1212 по 1250 г. во главе королевства стоял внук Фридриха Барбароссы — Фридрих II Гогенштауфен, который с 1220 г. был одновременно и императором Священной Римской империи (см. гл.

11).

В период малолетства Фридриха II Сицилийское королевство оказалось фактически под властью папы Иннокентия III, нещадно эксплуатировавшего Южную Италию и стремившегося навсегда утвердить здесь свое господство. Однако после смерти Иннокентия III Фридрих II взял власть в свои руки и попытался превратить Сицилийское королевство в свою главную опору в длительной борьбе с папством за овладение Северной и Средней Италией.

Опираясь на мелких рыцарей, Фридрих II временно сломил сопротивление баронов. В 1231 г. он издал «Мельфийские конституции», согласно которым было приказано срыть до фундамента феодальные замки, выстроенные за последние 40 лет; это наносило существенный удар по баронской знати. Усиливался королевский суд и роль общегосударственных налогов. Фридрих II начал создавать также наемное войско из сарацин, что обеспечило ему независимость от крупных феодалов. В то же время он решительно пресекал все попытки городов добиться самостоятельности и держал их под постоянным контролем. При Фридрихе П Сицилийское королевство оказалось наиболее крупным и централизованным государством Италии, однако его усиление было недолговечным. Подчинив свою политику бесперспективной борьбе с папством, Фридрих разорял население Сицилийского королевства бесконечными поборами: ввел тяжелый поземельный налог, соляную монополию, усиливал эксплуатацию крестьян королевского домена. К концу своего правления он довел страну до полного истощения.

«Сицилийская вечерня».После смерти Фридриха II Сицилийское королевство с согласия папы в 1268 г. было захвачено графом Прованса Карлом Анжуйским, братом французского короля Людовика IX. Карл вел широкую завоевательную политику: подчинил себе многие города Италии, участвовал в крестовом походе в Тунис, пытался организовать поход на Константинополь. Для покрытия военных расходов он ввел новый поголовный налог. С целью привлечь феодальную знать на сторону новой династии Карл Анжуйский вынужден был дать ей большие привилегии, вновь усилившие политическое влияние баронов и способствовавшие ухудшению положения крестьян. В ответ на усиление гнета и грубое поведение чужеземных властителей в марте 1282 г. вспыхнуло народное восстание в Сицилии, известное под названием «Сицилийской вечерни». Это название связано с тем, что, согласно легенде, восстание якобы началось по условному сигналу — колокольному звону церквей к вечерне. Восставшие жители Палермо вырезали весь французский гарнизон города. Восстание распространилось на другие города Сицилии, отказавшиеся повиноваться королям Анжуйской династии. В результате этих событий Сицилийское королевство распалось. Южная Италия под названием Неаполитанского королевства осталась под властью Анжуйской династии, а Сицилия отошла к Арагонскому королевству — одному из государств Пиренейского полуострова (см. гл. 13), что было закреплено договором в 1302 г.

В XIV и XV вв. Южная Италия и Сицилия переживают экономический упадок. Местное ремесло и торговля все больше хиреют, падает значение городов. В них хозяйничают купцы и ростовщики из богатых городов Северной и Средней Италии, ссужавшие деньгами неаполитанских королей для ведения длительных и безуспешных войн за Сицилию с Арагонским домом. Представители венецианских, флорентийских и других торгово-банковских компаний чеканили здесь королевскую монету, собирали государственные налоги, получали льготные права на вывоз зерна, добычу руд, широко пользовались южноитальянскими портовыми центрами. Нередко североитальянские горожане из богатых семей становились на юге феодальными владетелями, не оставляя своих торговых дел. За новые ссуды они получали от короля земли и дворянские титулы. Состояние королевских финансов было настолько плачевно, что неаполитанская королева Джованна в 1348 г. вынуждена была продать наследственное владение Анжуйской династии — Авиньон — папе.

Не имевшая прочных экономических основ централизация государства в Южной Италии оказалась недолговечной. Экономический упадок Неаполитанского королевства привел к его политическому ослаблению. Анжуйские короли вынуждены были идти на уступки крупным феодалам. В стране начинается феодальная реакция, следствием которой было дальнейшее усиление эксплуатации и бесправия крестьянства.

В 1442 г. Южная Италия также попала под власть Арагонской династии, которая вновь объединила Сицилию с Неаполитанским королевством и закрепила в этих областях Италии на много столетий испанское владычество.

Италия в XV в.Таким образом, в XV в. в Папской области, Южной Италии и Сицилии продолжали господствовать феодальные отношения, в то время как в ряде городов-государств Северной и Средней Италии до самого конца этого и последующего столетия продолжали развиваться раннекапиталистические отношения: сохраняли свое значение мануфактуры, основанные на эксплуатации наемной рабочей силы и разделении труда. Наряду с сукноделием развивалось шелкоткацкое мануфактурное производство, которое к концу столетия постепенно вытеснило сукноделие.

Последние годы XIV в. и особенно первые десятилетия XV в. ознаменовались существенными изменениями в политическом строе городов Северной и Средней Италии. Во многих из них республиканская форма правления заменяется монархической, хотя иногда и в скрытой форме. Такой политический строй получает в Италии название синьории, или тирании. Объективными предпосылками изменения политического строя городов-республик были, с одной стороны, расширение региональных экономических связей, с другой — усложнение политической структуры, когда город, завоевав значительную территорию, уже не мог средствами коммунального управления обеспечить ее нормальное функционирование.

Установлению синьории в городах-государствах способствовало также стремление «жирных» пополанов преградить путь народным восстаниям, подобным тем, которые потрясли Италию в XIV в. Утверждение тирании облегчилось и тем, что в результате поражений этих восстаний были ослаблены средние пополанские слои и городские низы, т.е. часть городского населения, которая в XIII—XIV вв. особенно активно боролась за установление демократических порядков. Благоприятную почву для захвата власти в городах-государствах представители отдельных фамилий создавала непрекращавшаяся там политическая борьба, в ходе которой выдвигалась то одна, то другая из наиболее влиятельных и богатых семей, фактически обладавших монополией в городском производстве и торговле. Синьорию поддерживали владельцы сукно-дельческих и шелковых мануфактур, которые были особенно заинтересованы в беспрепятственной эксплуатации наемных рабочих и в расширении внешних рынков для своей продукции. И то и другое им могла обеспечить только сильная власть типа синьории. Позднее ее активно поддерживали также банковско-ростовщические элементы «жирных» пополанов.

К середине XV в. синьория прочно устанавливается во Флоренции, Милане, Болонье, Ферраре, Урбино и других городах и областях Италии, хотя в некоторых из них ее зачатки наблюдаются значительно раньше.

Синьория Медичи во Флоренции.В 1434 г.после длительной борьбы между несколькими соперничающими семьями Флоренции фактическим правителем этого города-государства стал Козимо Медичи (1434—1468). При нем еще сохранялась видимость республиканских форм правления, но все нити политического и налогового аппарата сосредоточились в его руках. Все важнейшие должности в государственных учреждениях также занимали верные ему люди. Козимо Медичи и его преемники Пьеро и Лоренцо Медичи, будучи ставленниками богатейших купцов и владельцев мануфактур, демагогически выдавали себя за покровителей бедных: разоряя своих соперников-богачей налогами, они за этот счет иногда снижали податное бремя широких слоев населения. Известную популярность Медичи приобрели тем, что вели в городе большое строительство.

Наибольшего могущества власть Медичи достигла при внуке Козимо Лоренцо Великолепном (1469—1492), который был главой богатейшего банкирского дома Флоренции, имевшего конторы во всех крупнейших городах Италии и Европы, и, будучи кредитором многих государств, влиял на политику ряда стран.

Роскошь дворца Лоренцо, его покровительство искусствам сочетались с умной, но утонченно-жестокой внутренней и внешней политикой. Старые пополанско-демократические порядки были, по сути дела, уничтожены. Хотя формально Флоренция оставалась республикой, все дела решались в Совете семидесяти, который полностью подчинялся Лоренцо. По его приказанию были безжалостно подавлены восстания в подчиненных Флоренции городах: в Прато в 1470 г., а также в Вольтерре в 1472 г., где народные массы под руководством бедняка Микеле Мео захватили власть.

После неудачного покушения на жизнь Лоренцо в 1478 г. власть его еще более укрепилась. Был принят закон, согласно которому покушение на жизнь и благополучие Лоренцо рассматривалось как «оскорбление величества» и каралось жесточайшим образом.

За внешним могуществом правления Медичи, роскошью их двора и щедрым меценатством скрывались глубокие внутренние противоречия, подтачивавшие экономику государства. Многие внешнеполитические успехи Флоренции были достигнуты в этот период небывалым напряжением всех сил и средств государства.

Савонарола.Политика Медичи, несмотря на их демагогические заигрывания с народом, приводила к массовому недовольству. Выразителем его стал настоятель доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, пламенный проповедник Джироламо Савонарола. Его программа была направлена на политическое и религиозное обновление Италии; он выступал против светской власти церкви, ее продажности, критиковал папство, предвосхищая отчасти будущие требования европейской реформации. Проповеди Савонаролы против богатства и ростовщичества, несмотря на то что сам он был противником восстаний, способствовали решительному выступлению народных масс. В 1494 г., во время вторжения французских войск в Италию, когда они подошли к Флоренции, сын Лоренцо — Пьеро Медичи был изгнан из Флоренции в результате восстания и там восстановилась республика во главе с Савонаролой.

Савонарола провел ряд реформ, которые носили двойственный характер: отмена принудительных займов, запрещение ростовщичества, организация ломбарда, введение десятины — прогрессивного налога на недвижимое имущество — выглядели как мероприятия, проводимые в интересах народа; в то же время во главе республики был поставлен Большой совет, состоящий из наиболее зажиточных граждан. Эти компромиссные реформы не могли удовлетворить богачей и не улучшили положение народа. Кроме того, фанатичный аскетизм Савонаролы, который под лозунгом «сожжения суеты» призывал уничтожать картины, музыкальные инструменты, книги, запрещал всякие развлечения, стал вызывать недовольство флорентийцев, привыкших ценить искусство и веселые зрелища. Авторитет Савонаролы в простом народе стал падать. Этим воспользовалась папская курия и ее сторонники во Флоренции. В 1498 г. Савонарола был схвачен, осужден и сожжен как еретик.

В XV в. еще больше укрепляется синьориальный режим в другом крупнейшем промышленом центре Северной Италии — Милане, где он установился в конце XIII в. В начале XV в. в Милане властвовали тираны из дома Висконти, а затем, с 1450 г., власть в городе была захвачена представителями дома Сфорца.

Возникновение и укрепление синьориальных режимов во Флоренции, Милане и других городах-государствах Италии способствовало их внутренней консолидации, но не решало проблемы объединения всей страны. Богатая, но распадавшаяся на отдельные, враждующие между собой политические образования, Италия к концу XV в. оказалась гораздо слабее соседних Франции и Испании, где к этому времени сложились относительно сильные централизованные государства. Это с очевидностью обнаружилось, когда в 1494 г. пятидесятитысячное французское войско во главе с королем Карлом VIII вторглось в Италию и, ведя истребительную войну, дошло до границ Неаполитанского королевства. Поход Карла VIII явился лишь началом длительных итальянских войн (см. гл. 30).

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.