Неоэволюционизм Л. Уайта
Лесли Уайт (1900–1975) – известный американский антрополог, один из основателей культурологии как самостоятельной науки. Определяющей чертой культурологической концепции Уайта является применение принципа эволюционизма в исследовании культуры. Основные идеи изложены в работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973).
Он предлагает различать три вида процессов в культуре и соответственно три способа их интерпретации и изучения:
Ø временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий (их изучением занимается история);
Ø вневременные, структурные и функциональные аспекты культурного процесса исследуется в рамках функционального анализа;
Ø формально-временные процессы, в которых культурные процессы предстают как временная последовательность форм, рассматриваются в эволюционном подходе.
Эволюция – это процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. По мнению Уайта, если проследить развитие письменности, законодательств, орудий производства, то мы увидим последовательную смену их форм существования. В теоретическом аспекте он определяет культурологию как отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам.
Увлекшись критикой субъективизма и психологизма в понимании культуры, Уайт отводит «человеку – творцу истории» второстепенную роль в динамическом потоке культуры. Он рассматривает человека как существенный фактор эволюции лишь в момент возникновения культуры. Когда же культура возникла, ее последующие видоизменения следует объяснять без обращения к человеку. Люди, по мнению Уайта, необходимы для существования явлений культуры, но они не необходимы при объяснении их эволюции.
Исходный элемент культуры, определяющий признак человечества, – способность к символизации. Основным содержанием культурной динамики является степень энергооснащенности человечества. Цель культурного потока – аккумулировать и упорядочивать, оформлять энергию, рассеянную в окружающей природе. Закон развития культуры Уайт формулирует как движение культуры вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 753;