Общая характеристика русских монет
Читатель возможно думает, что найдя старую монету, специалисты сразу или после некоторого размышления могут сказать – где, кем и примерно когда она была сделана.
К сожалению, это далеко не так.
Известный русский историк и нумизмат XIX века А. Д. Чертков писал:
Наружность древних Русских монет (говоря вообще) не может открыть нумизмату ни время их сделания, ни ценности, ни часто названий: они малы, и столь дурного штемпеля, что, имея десятки экземпляров одной и той же, иногда едва возможно прочитать надпись, собирая по двеи по три уцелевшие буквы. Тщетно станем искать пояснений в Летописях, Грамотах, даже в Истории Карамзина: все безмолвствует…
Несколько строк у Герберштейна – доселе Ариаднина нить в лабиринтах нашей нумизматики, – относятся к деньгам только его времени (в начале XVI века). Любитель Русских монет, с усилием… прочитав в надписи одно княжеское имя, без малейшего указания на время, место и ценность, должен дополнять все прочее собственными выводами. [54], с.V-VI.
И далее:
Предположим полную надпись, например, «Князь великий Василий» (более не открывает наружность монеты): кто ж сей Вел. Кн. Василий, как его отчество, где и когда он господствовал?… Те же следствия, если (на других монетах): Михаил, Ондрей, Дмитрей. История представляет десятки князей соименных. Но когда в надписях просто: печать Великого Князя, печать княжа, пул (такой-то), какое терпение не охладеет? [54], с.VII-VIII.
«Князь Щербатов в 1780 году делил Русские монеты:
А) На незнаемые без надписи,
B) На незнаемые с Татарскою надписью,
C) На незнаемые с Татарскою и Русскою надписями,
D) На незнаемые с одною Русскою,
E) На знаемые» [54], с.VIII.
Надо ли говорить, что «знаемые монеты» начинаются, как это хорошо видно из описания Черткова, только с конца XVI века н.э.
Мы вновь и вновь наталкиваемся на важную границу – начало XVII века, отделяющую более или менее известную нам историю XVII-XIX веков от искаженной Романовыми истории Руси-Орды XIV-XVI веков.
На Руси были распространены в обращении не только русские монеты, но и монеты Золотой Орды. Очень часто встречаются монеты, одна сторона которых якобы копирует сторону ордынской монеты.
«К сожалению, весьма мало настоящих арабских надписей: большая часть их не иное что, как подражание татарским монетам … При всем старании ориенталиста прочесть их невозможно » [54], с.6.
На самом деле картина следующая.
Арабских надписей на русских монетах очень много , но историки предпочитают считать, что большинство из них являются всего лишь «бездумными подражаниями арабским». Хотя сами нумизматы признают, что на русских монетах имеются и «настоящие арабские» надписи, см. ниже.
рис.1.3.1
На рис.1.3.1 показана «арабская монета», ходившая на Руси. Сегодня нас уверяют, что русские в то время пользовались в основном иностранными арабскими монетами. Своих якобы не было. рис.1.3.2 показан типичный пример «арабских дирхемов», часто находимых в русских монетных кладах [578], кн.1, с.86.
рис.1.3.2
При этом выясняется, что практически вся Русь и Восточная Европа покрыты кладами «арабских монет».
рис.1.3.3
На рис.1.3.3 приведена карта, составленная нумизматами, на которой черными точками отмечены «клады куфических монет» [233], с.89. Между прочим, куфический , возможно, происходит от русского слова купить, купеческий , поскольку П и Ф часто переходили друг в друга. Монета служит для купли и продажи. Отсюда – слово купец и его вариант куфическ ий.
Далее, очень интересна, например, надпись на монетах Дмитрия Донского . Из нее следует, что Дмитрия Донского – и даже его сына Василия Дмитриевича – по-арабски называли Султан Токтамыш Хан !
А. Д. Чертков пишет по этому поводу: «На монетах Вел. Кн. Василия Димитриевича и отца его (Димитрия Донского ) Г.Френом прочтено: «Султан Токтамыш Хан , да продлится его жизнь» [957], с.6. Читатель, уже знакомый с ХРОН4, гл.6, может оценить – насколько точно это соответствует нашей реконструкции русской истории.
А. Д. Чертков обращает внимание, что на русских монетах часто встречается известная «татарская печать». На рис.1.3.4, 1.3.5, 1.3.6, 1.3.7 показаны старинные русские монеты с «арабско-татарской» тамгой и «арабскими» надписями. А. Д. Чертков пишет, что этот знак, «самый обыкновенный на монетах ханов Золотой Орды, встречается весьма часто на русских деньгах XIV века, особенно Вел. Кн. Василия Дмитриевича и его братьев» [957], с.4-5.
рис.1.3.4
рис.1.3.5
рис.1.3.6
рис.1.3.7
Нам могут сказать – ничего удивительного. Завоеватели-татары требовали ставить свой знак – печать на деньгах своих подданных. Возможно. Однако как тогда понять следующие факты?
Едигей (то есть якобы татарский хан – Авт.) писал к Витовту (якобы к литовскому князю, а согласно нашей реконструкции, см. ХРОН4, он же великий князь Василий Дмитриевич – Авт.): «Плати дань и изобрази на деньгах литовских печать мою».
Сам Витовт требовал того же от хана Тимур Кутлука [957], с.5.
Что же получается? В одно и то же время и ханы требуют от князей ставить ханские печати на княжеских деньгах, и князья требуют от ханов ставить княжеские печати на ханских деньгах.
По-видимому, тамга считается татарской печатью на основании того, что она изображалась на монетах Золотой Орды. В книге Х. М. Френа [921] приведены изображения этих монет. Аналогичная печать на русских монетах, согласно романовско-миллеровской теории завоевания Руси «монголами», должна означать зависимость от якобы чужеземных ханов Орды. Но как же это совместить с тем, что практически ту же тамгу мы видим… на колоннах Успенского Собора в Московском Кремле, рис.1.3.8, 1.3.9, 1.3.10, где она включена даже в декоративные украшения, а также в галереях Благовещенского Собора в Кремле?
рис.1.3.8
рис.1.3.9
рис.1.3.10
Так кто чей подданный? Да и вообще – чья это печать? Ханская или княжеская? или одновременно ханско-княжеская ?
Эта странность сразу получает простое и естественное объяснение в рамках нашей реконструкции, см. ХРОН4, согласно которой ханы и великие князья – это одно и то же . И печать, следовательно, ханско-княжеская. Одна и та же. А ставить ее требуют от подчиненных князей-ханов.
1. 2. Когда началась чеканка монеты на Руси?
Традиционная история Руси считает, что чеканка монет на Руси началась в X веке н.э. Но длилась она якобы недолго – всего лишь в X веке, частично в XI веке и прекратилась в начале XII века.
Как пишет В. М. Потин в книге по истории русской нумизматики:
Время с середины XII до второй половины XIV века обычно называют безмонетным периодом. [18], с.186.
Русская чеканка возобновляется во второй половине XIV века. [18], с.186.
Таким образом, примерно двести лет Русь якобы вообще не чеканила собственную монету. А известный историк нумизматики И. Г. Спасский даже говорит о перерыве в три с половиной столетия в чеканке русской монеты [17], с.93.
Эта удивительная картина изображена на рис.1.3.11.
рис.1.3.11
Более того, как пишет В. М. Потин, «В. Л. Янин датирует „отказ“ русского денежного обращения от монеты на юге России началом XI века » [18], с.182. Таким образом, эпоха первой русской чеканки монет сужается практически до одного века, а именно – X века. Затем на Руси наступает мертвая «монетная тишина», длящаяся, как видим даже не двести, а триста лет.
На этот счет сегодня, конечно, «есть теория».
Русь, как пишут сегодня, якобы «отказалась » от монет. Другими словами, нам предлагают поверить, что после краткого эксперимента, русским людям монеты почему-то не понравились . Куда проще, – решили они, – натуральный обмен: гвозди на картошку, а картошку на рыбу.
Однако, мы все-таки не будем поддакивать этой нелепости.
Загадочный провал, – трехсотлетний перерыв, – в монетной истории Руси неоднократно обсуждался в литературе.
«Дискуссия о методах датировки клада у нас острее, чем в других европейских странах, ибо нигде не было столь длительного «безмонетного» периода (времени, когда в обращении чеканенная монета, можно сказать, полностью отсутствовала), чем на территории Древней Руси . Этот период начался на севере Руси практически с 30-40-х годов XII века, а южнорусских областях – значительно раньше . Заканчивается «безмонетный» период с возобновлением собственной русской чеканки – во второй половине XIV века» [18], с.182.
Робкие попытки объяснить мистический «безмонетный период» в истории Руси ссылками на татаро-монгольское нашествие, несостоятельны уже по той простой причине, что даже в рамках миллеровско-романовской хронологии это «нашествие» началось лишь в XIII веке, примерно с 1223 года. Ведь это ближе к концу «безмонетного периода», чем к его началу.
Поэтому известный историк И. Г. Спасский в своей книге «Русская монетная система» вынужден признать:
«Этот период представляет очень странное, необычное явление в истории русского денежного обращения » [17], с.62.
Ощущение странности усиливается при более близком знакомстве с монетным периодом X-XI веков. Именно ему посвящена, например, интересная монография М. П. Сотниковой «Древнейшие русские монеты X-XI веков» [16].
Оказывается, сегодня известно около 340 экземпляров русских монет X-XI веков, «из которых 75 не разысканы» [16], с.5. Считается, что чеканка велась в Киеве, в эпоху Киевской Руси. В основном это монеты князей
Владимира Святославича,
Святополка Ярополковича,
Ярослава Владимировича.
Весьма любопытно следующее.
Чеканенные 1000 лет назад, они всего только 200 лет известны науке; прошло всего только 100 лет, как было доказано, что они являются русскими ; всего только 30 лет, как окончательно стало ясно, что первоначальному русскому чекану именно 1000, а не 900…800 лет. Причина – в сравнительной малочисленности и плохой сохранности этих монет, в редкости их находок. [16], с.5.
Таким образом, реальная история древнейших монет Руси, а именно, Киевской Руси, прослеживается от нашего времени вниз только до восемнадцатого столетия ! Какова судьба этих монет ранее XVIII века – неизвестно . Лишь сравнительно недавно историческая наука «неопровержимо датировала их десятым-одиннадцатым веками н.э.» См. рис. 3.
Опираясь на уже известные нам факты, позволительно вслух и громко спросить: а точно ли эти монеты относятся к X-XI векам ? Ведь их датировка была выполнена в рамках уже сложившейся скалигеровской хронологии, которая, как мы уже знаем, по-видимому ошибочна. Поэтому датировка всех этих монет нуждается в ревизии.
И что означает эта загадочная фраза: «прошло всего только 100 лет, как было доказано, что они являются русскими» ? Были другие мнения? Интересно какие.
Дальнейшее знакомство с книгой-каталогом М. П. Сотниковой усиливает подозрения в правильности датировки этих русских монет.
Ведь если историки правы, и русская чеканка, не успев начаться, практически тут же прекратилась, то естественно ожидать, что и чеканка эта была примитивной, грубой, неопытной. Потому и захирела, что у Киевской Руси не хватило сил и средств обслуживать свое население монетами.
С интересом открываем каталог монет, приведенный в книге Сотниковой. Перед нами – фотографии древнейших русских монет X-XI веков. И что же мы видим? Великолепные золотые и серебряные монеты Владимира . Прекрасная прорисовка деталей, правильная форма, хорошая сохранность многих монет. Несколько хуже сохранились монеты Святополка, однако и здесь качество чеканки выше всяких похвал. Далее идут великолепные монеты с надписью «Ярославле сребро». И. Г. Спасский не удержался от эмоционального замечания: «В монетном производстве всей Европы XI века сребреники Ярослава представляют своего рода феномен по мастерству исполнения монетного штемпеля » [17], с.53.
И возникает это искусство, – в скалигеровской хронологии, – как вспышка, сразу, без подготовки и на самом высоком уровне . А где же предшествующие монеты, то есть первые пробы, грубые, примитивные, с которых и должно было начинаться реальное монетное дело? Их почему-то нет.
Это – не начало чеканки в стране, только-только приобщившейся к благам цивилизации. Перед нами – уже развитая, богатая и опытная монетная система, опирающееся на золото и серебро .
А потом, после краткого блестящего взлета на небывалую высоту, вдруг – полная катастрофа .
Чеканка внезапно прекращается . Монеты исчезают. Как нам объясняют, население Руси скатывается к первобытной жизни, возвращается в натуральному обмену. Денег не знают. Шкурки меняют на железо, железо – на мед, мед – на шкурки. Наступает «безмонетный период», длящийся якобы около двухсот или даже трехсот лет. Историки придумывают теории, убедительно разъясняя друг другу, а заодно и нам, причины странного многовекового монетного мрака на Руси.
Поверим на мгновение историкам и двинемся вверх по оси времени по направлению к XIV веку, когда русская чеканка вдруг «возобновилась ».
Спасский сообщает: «Во второй половине XIV века… в ряде русских княжеств снова началась чеканка собственной монеты – различного рода серебряных денег» [17], с.78. Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х годах великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359 – 1389). Более широкий масштаб чеканка приобрела при его сыне Василии Дмитриевиче (1389 – 1425).
Открываем каталог Спасского [17]. Перед нами – монеты Дмитрия Донского XIV века и последующих князей. И что же мы видим?
Грубые, примитивные монетки, так называемые клепанки. Неправильной мелкой формы, изготовленные из грубых обрубков серебра, перекошенные штампы, безобразная чеканка – когда штамп ударяет по краю слитка и на нем отпечатывается лишь несколько букв . И так далее и тому подобное. Это действительно начало реальной чеканки .
Эти действительно первые монеты, естественно, очень грубы и неуклюжи. И лишь постепенно искусство чеканки совершенствуется. Совершенствуется оно очень долго. Листаем каталог Спасского далее, двигаясь по векам вверх. Доходим до Романовых – до царя Алексея Михайловича. Это уже семнадцатый век . Среди монет Алексея Михайловича уже появились очень неплохие экземпляры, вполне удовлетворительные по проработке деталей на штампах. Но и здесь мы видим очень много клепанок . По качеству они мало чем отличаются от клепанок Дмитрия Донского. Та же неуклюжесть штамповки, неправильность формы, мелкие размеры.
Вывод.
Реальное начало русской чеканки датируется XIV веком н.э. Ранее этого времени Русь если и чеканила, то очень грубую и примитивную монету. В этом отношении Русь не выделялась на фоне других государств. В Европе чеканка монет тоже началась не ранее X-XI веков. См. обзор в книге А. Т. Фоменко [1].
Дошедшие до нас русские монеты XIV-XVIII веков демонстрируют естественный процесс движения от первичной грубой примитивной чеканки до прекрасных монет эпохи Петра I и его преемников.
Странный всплеск роскошной золото-серебряной русской чеканки X-XI веков получает простое объяснение в рамках нашей новой концепции русской истории [5].
Мы считаем, что эти монеты были изготовлены где-то в интервале от XIV века до XVII века.
Ясно, что изготовлены они уже в эпоху достаточно развитого русского чекана: золото, прекрасные штампы с тонкой гравировкой и т.п.
В эпоху же X-XI веков их отбросила неправильная хронология русской истории, придуманная придворными историками времен Романовых. Другими словами, монеты попали в X-XI века лишь в воображении позднейших историков, в результате хронологического сдвига на 300 или 400 лет, сделанного в русской истории. См. [5].
Но может быть и правда, как нас уверяют, Русь того периода – особо варварское государство, только только выползшее из каменного века? А потому в нем случались нелепые вещи, невозможные в подлинно цивилизованных странах Западной Европы. Но нет. Оказывается, в истории чеканки золотой монеты в средневековой Европе в это время происходит абсолютно то же самое .
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 806;