Исторические этапы развития средневековой философии.
Апологетика – от греч. Защищать, оправдывать.
Один из основных представителей апологетики – Тертуллиан (160-220).
Тертуллиан утверждал несовместимость веры и разума. Бросая вызов неверующим, он писал: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому, что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому, что это невозможно» (распинали преступников). Тертуллиан говорил: «Верую, потому, что абсурдно!». То, что понимаю разумом, не нуждается в вере. То, что понятно, сказал не Бог! Это иррационализм («ир»-не, «рацио»-разум).
Патристика (II-VIIIвв.).Название происходит от греч. Слова «отец». Т.е. это учения отцов церкви, епископов, которые формировали теологические доктрины в борьбе с ересями (ересь – отступление от учения). Крупный представитель Августин Блаженный (354-430 гг.).
С его точки зрения, Бог создал мир и человека по своей воле. Судьба – это не игра случая, как было у греков, она определяется божьим промыслом, провидением.
Богу характерна вечность и неизменность. Материальный мир изменчив, временен. Время создано Богом. Время он связывал не с движением небесных светил, как греки, а с человеческой душой. Ей присущи ожидание будущего, внимание к настоящему и память о прошлом. В итоге, и прошлого нет, и будущего нет, а настоящее – исчезающее малый миг… т.е. мир иллюзорен. Так надо ли привязываться к этому миру или надо стремиться в жизни вечной, к Богу?..
Средневековая схоластика. От слова «схола» или «школа». Монастыри были центрами культуры. Там толковались произведения отцов церкви и библейские тексты, велись диспуты. Одной из центральных проблем была проблема соотношения единичного и общего, за которой скрывалась проблема соотношения материального и идеального. Выделились 2 основных течения:
Реализм. Представители реализма считали, что реально существуют общие понятия (они – последователи Платона, неоплатоники), а единичные вещи – вторичны. Это объективный идеализм.
Номинализм. Его представители считали, что реально существуют единичные вещи, а понятия – это только имена, даваемые нами вещам («номине» - имя). Это (пусть и нечетко выраженная) линия материализма.
Представителем поздней схоластики являетсяФома Аквинский(1225-1274). Его учение – учение о двойственности истины. Бог есть истина в полном объеме. Как можно придти к Богу (уверовать в Бога)? Двумя путями: 1. Через божественное откровение, через веру нам вдруг открывается, что Бог есть; 2. Через науку - изучая сотворенную Богом природу, мы постигаем мудрость творца, признаем, что без него мир был бы невозможен. И хотя сам Фома был против науки, но объективно его учение узаконивало возможность научных исследований.
Подавление человеческой чувственности, потребностей тела за счет веры и схоластических рассуждений не могло быть вечным. Вызревало стремление к целостному человеку. Уже не Бог, а человек становится смыслом и целью в философии эпохи Возрождения.
Вопрос № 9
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 677;