Философия средневековья VI-XIV в.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья
Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры.
Общая характеристика философии Средневековья
В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею «человека как центра всего»;
2) Идею линейности истории;
3) Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:
теоцентризм – центром мира является Бог
монотеизм– единобожие
теодицея– оправдание бога-творца в наличие зла на земле.
супранатурализм – все в мире имеет сверхъестественную природу
сотериологизм– ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души
ревеляционизм –принцип богооткровенности
креационизм– сотворение мира Богом из ничего
антропоцентризм– человек есть центр Вселенной, венец творения Бога
провиденциализм– божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека
эсхатология– учение о конце мира.
символизм– нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства
экзегез– толкование религиозных текстов
герменевтика– толкование любых текстов.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1179;