Роль искусства в формировании нравственного облика личности.
Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.
Во-вторых, поскольку красота — это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины — обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.
25. Мораль и религия.Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов: 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 2963;