Современные учения о сущности и назначении государства
Вопрос о сущности государства– это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. На этот счет существует несколько теорий.
Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите, до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
Технократическая теория настаивает на том, что властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Указанные теории не лишены определенных достоинств, но обе страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что полит.власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Попытки определить социальное назначение государства предпринимались с древнейших времен. Платон и Аристотель считали, что назначением каждого государства является утверждение нравственности. Представители договорной теории происхождения государства в его сущности видели общее благо, общую безопасность, общую свободу. Марксистское учение основным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. Любое государство является средством объединения общества.
Являясь по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство законов, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1503;