Бытовое музицирование в России 60-70-х годов 19 века.
Основной период становления домашнего музицирования приходится на XVIII–XIX века, а уже в начале XX века этот процесс окончательно завершил своё становление и развитие, выходя за пределы семьи: создаются клубы, ансамбли, оркестры из музыкантов-любителей: врачей, учителей, которые не мыслили своей жизни без игры на том или ином музыкальном инструменте. Музицирование делается массовым культурным образом жизни, любимым времяпрепровождением, неотъемлемым атрибутом бытия не только в высшем аристократическом обществе, но и в семьях образованных купцов, в семьях среднего класса. Так музыка стала естественной и своеобразной средой обитания, а музыкальное образование – обязательным для девочек, потому что именно женщине отводилась в то время роль хранительницы музыкальных традиций в семьях и желательным для мальчиков.
В XIX веке домашнее музицирование становится еще более популярным и охватывает самые широкие слои высшего и среднего класса Российского общества. Результатом такого широкомасштабного явления стало появление в русской культуре блестящей плеяды ярчайших композиторов, составивших впоследствии славу русской музыкальной культуры. В то время не было музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, все они получили первоначальное музыкальное образование в своих семьях, и даже выбрали впоследствии профессию далекую от музыкальной деятельности, что, тем не менее, в дальнейшем не помешало им войти в историю как великие русские композиторы: это инженер Цезарь Антонович Кюи, гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков, профессор химии Александр Порфирьевич Бородин, титулярный советник Министерства юстиции – Петр Ильич Чайковский…
Музыкальное образование, получаемое детьми в семьях, традиции домашнего музицирования были поставлены на такой высокий уровень, что помимо непосредственно инструментального исполнительства многие в то время сами писали музыку. Так широкой известностью пользуются дошедшие до нас «Вальсы» А.С. Грибоедова, есть известный пример «Вальса» Л.Н. Толстого. Сам Лев Николаевич получил прекрасное домашнее музыкальное образование и одно время даже мечтал о карьере профессионального пианиста. Лев Николаевич очень любил музицировать сам, играть в четыре руки со своей дочерью, слушать, как играют другие, сидя в глубоком вольтеровском кресле в своем имении в Ясной поляне. Огромное значение инструментальному музицированию придавалось в императорском доме Романовых. Великих князей и княгинь с детства обучали музыке. Иногда для этого специально приглашались лучшие педагоги, но очень часто музыкальное воспитание и образование дети царской династии получали именно в своей собственной семье. Следует отметить, что все они имели прекрасное домашнее музыкальное образование и очень разносторонние музыкальные интересы.
Музыкальные увлечения членов царской семьи были необычайно разнообразны: Император Александр I играл на скрипке (и по свидетельству современников очень хорошо) и кларнете. Николай I играл на различных духовых инструментах (флейте, валторне, корнете), которые он называл без различия нюансов одним общим словом «труба». Современники отмечали его хорошую игру, умение сочинять и импровизировать. Предпочтение он отдавал такому жанру как военный марш. Свои музыкальные навыки Николай Павлович реализовывал, как это и было принято в дворянской среде России того времени, в семье, на домашних концертах, куда приглашались только «свои». О музыкальных пристрастиях Александра II известно мало: только то, что он играл на фортепиано. Прекрасно владела этим инструментом императрица Мария Александровна, отлично играли на виолончели великие князья Константин Константинович и Константин Николаевич.
О том, насколько хорошо владели музыкальными инструментами и были музыкально образованными члены царской семьи, говорит тот факт, что на семейных концертах исполнялись фортепианные концерты В.А. Моцарта, звучал его «Реквием». Будущий император Александр III очень рано начал играть на любимых им духовых инструментах: в три года по его настоятельной просьбе воспитатель купил ему настоящую трубу «чтобы играла» и с тех 20 пор он практически с ней не расставался, что вызывало немалое раздражение бабушки-меломанки императрицы Марии Федоровны. Но как бы то ни было, Александр III вырос человеком, прекрасно разбирающимся в музыке и владеющим несколькими духовыми инструментам. По воспоминаниям современников, будущий император Николай II неплохо играл на фортепиано, но сам музицировал редко. Основное предпочтение отдавал церковной музыке и оперному искусству. Зато будущая императрица Александра Федоровна прекрасно играла на фортепиано, не оставила любимое занятие по приезду в Россию и приобщила к фортепианному музицированию своих дочерей. Когда Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия подросли Александра Федоровна стала брать еженедельные уроки вокала, чтобы петь вместе с дочерьми дуэты. Примечательно, что наряду с классической музыкой, в семье Николая II принимались и вполне «народные» музыкальные пристрастия. Так императрица Александра Федоровна любила простую русскую трехструнную балалайку.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4833;