Собственные понятия педагогики
К ним относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.
Руководствуясь определением образования, приведенным выше и фиксированным в Законе РФ об образовании, уточним представление о воспитании и обучении — двух главных составляющих образовательного процесса. Будем исходить из определения объекта педагогики как целостности, объединяющей воспитание и обучение. Общая цель того и другого — приобщение человеческих существ к жизни общества, то есть, как было показано выше, целенаправленная социализация человека. Представим себе, что весь этот процесс состоит из двух составляющих частей, или этапов. Первая часть - обучение как деятельность по подготовке школьников (или любых обучающихся) к жизни путем передачи им социального опыта, а вторая — воспитание как непосредственное включение тех, кого мы обучаем и воспитываем, в жизнь. В реальности, в образовательном процессе, оба эти вида деятельности объединяются, сливаются, однако не так и не настолько, чтобы отпал вопрос о необходимости специальной работы по обеспечению их единства. Этим обусловлено различение, с одной стороны, методов обучения, готовящих ученика к жизни, а с другой стороны - методов воспитания, непосредственно вводящих их в жизнь.
Перед педагогической наукой воспитание и обучение выступают как два аспекта единой учебно-воспитательной деятельности. Однако единство реализуется через различия. Обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь. При этом оно развертывается на том участке учебно-воспитательного процесса, где доминирует подготовка к жизни. В свою очередь воспитание - такое включение в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки к ней, но в этом случае главной целью будет именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании.
Так обстоит дело в действительности. Однако то, что в реальности едино, может в целях научного анализа расчленяться на относительно самостоятельные части, аспекты. Обучение как специальный объект изучения выделяет дидактика, которая в процессе познания сущности данного явления должна учитывать его происхождение и развитие, а также разные аспекты его рассмотрения с позиций других учебных дисциплин.
Более ясно различие в подходах выступает, если учесть практическую направленность педагогической теории и необходимость проектирования педагогической деятельности. В связи с этим полезно обратиться к характеристике объекта теории воспитания, которую в свое время предложили в своей книге, посвященной общим основам педагогики, В.Е. Гмурман и Ф.Ф. Королев.
Эти ученые отмечают, что главное в воспитании - приобретение воспитанниками положительного личного опыта. Его нельзя свести к усвоению тех или иных нравственных правил и выработке соответствующих привычек, оно включает формирование потребностей, интересов, мотивов, чувств. Можно, скажем, объяснить ученику то или иное правило арифметики или грамматики, предложить ему соответствующие примеры и задачи; в результате он овладеет этим правилом. Но нельзя провести, допустим, беседу о доброте и отзывчивости, дать соответствующие задания и надеяться таким путем воспитать доброго и отзывчивого человека. При подобной методике легче всего вырастить ханжу и лицемера. Материал учебной программы можно расчленить на темы, уроки, занятия. Но программа нравственного воспитания по такой структуре (в сентябре воспитывать честность, в октябре — гуманизм) строиться не может. Уроки честности не похожи на уроки физики. Первые, как говорят, дает сама жизнь, они не могут иметь твердых организационных рамок.
Как было сказано выше, предметом педагогики является система отношений, возникающих в ее объекте. Это относится и к педагогическим дисциплинам, составляющим систему педагогических наук. Основное для одной из них — дидактики это то, что отношение между преподаванием и учением опосредовано через множество заранее предусмотренных, специально создаваемых учебных ситуаций. Оно реализуется в условиях, которые создаются в известной мере искусственно. Воспитательное же отношение, рассматриваемое теорией воспитания, непосредственно связано с жизнью, а само воспитание представляет собой незамкнутую систему, открытую для прямого и повседневного внешнего воздействия.
Содержание, передаваемое с помощью методов воспитания, - особое. Можно так определить его: это образ жизни как совокупность форм деятельности, которой занят человек, находящихся в единстве с условиями, в которых эта деятельность им реально осуществляется. Иными словами, это процесс самореализации личности, отражающий динамику повседневной жизни. Говоря о реальных условиях и динамике повседневной жизни, мы имеем в виду протекающую в самой действительности жизнедеятельность конкретных людей, в том числе учеников и воспитанников. Когда же речь шла о содержательной стороне обучения, рассматривалась действительность уже осмысленная, отложенная, «выкристаллизованная» в форме социального опыта. Такую действительность в отличие от той, которая протекает здесь и сегодня и составляет содержание воспитания, можно определить как формализованную, или, выражаясь современным языком, «виртуальную». Усвоение социального опыта выступает как предпосылка включения в жизнь и его непременное условие. Можно сказать и так: условие воспитания — обучение.
Понимание упомянутых различий необходимо как для правильного понимания этих категорий педагогики, так и для эффективного использования знаний, которые дает теория воспитания, в практике обучения и в дидактических исследованиях.
Существуют еще такие очень важные для педагогики понятия, как «самообразование» и «самовоспитание». И то, и другое выступают как особые виды деятельности, которым надо научить учащихся и воспитанников, когда они еще находятся под руководством педагогов в системе образования и воспитания. Однако по-современному построенный педагогический процесс стремится к тому, чтобы необходимость в руководстве, а тем самым в нем самом отпала и выпускник школы в дальнейшем сам распоряжался собой, сам учился и совершенствовал себя. В этом состоит настоятельное требование времени и на это ориентирована система непрерывного образования. Еще в начале 1980-х годов замечательный отечественный педагог М.Н. Скаткин предложил в добавление к уже имеющимся дидактический принцип перехода обучения в самообразование.
В определенном смысле образование вообще можно считать подготовкой к самообразованию, а воспитание — подготовкой к самовоспитанию.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 888;