Государственный строй
Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Совет царских сановников - паришад - приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад как политический орган состоял из знати - военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.
Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши)" округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.
- Общественный строй Древней Индии.
С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. С течением времени сословия - варны становились все более замкнутыми (касты). Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам.
Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации. Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн.
Брахманы- члены жреческих родов (неприкосновенные), кшатрии - военная аристократия, вайшьи - рядовые общинники, шудры - неравноправные члены общества. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей - не членов общин - шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; не проходили обряда посвящения - "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными" (двиджати).
Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело - кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Запрещался переход из одной варны в другую.
Сельская община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату
Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
- Образование Афинского государства.
Этапы формирования государства в Древних Афинах:
1) Реформы Тесея – VIII век до н.э. – объединение четырех племен в одно с центром в Афинах. Свободное население было разделено на три группы:
– эвпатриды – благородные;
– геоморы – земледельцы;
– демиурги – ремесленники.
2) Реформы Солона – 594 г. до н.э. – была проведена сисахфию – отменено долговое рабство, ликвидированы все поземельные долги; цензовая реформа уничтожила наследственные привилегии знати, заменив их привилегиями богатства – граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку; создана Гэлиэя – судебный орган и совет 400;
3) Реформы Клисфена – 509 г. до н.э. – завершено образование Афинского государства, население разделено по территориальному признаку – на 10 территориальных фил, которые делились на демы; был упразднен совет 400, создан совет 500 из представителей 10 фил по 50 человек от каждой из них, была создана коллегия 10 стратегов.
Градация населения в Древних Афинах: 1) свободные граждане: а) полноправные – рабовладельцы, свободная беднота, люмпены; б) ограниченные в правах – метеки; 2) рабы: а) государственные; б) частные.
Государственные органы Афинского государства: Совет пятисот; Народное собрание; Гелиэя.
Судебные органы: ареопаг; суд эфетов; коллегия одиннадцати; суд диэтетов; коллегии сорока; суды демов (народ).
- Общественный строй Древних Афин.
Верхушку афинского общества в 5-4 вв. до н.э. составляли граждане (не более 30-35 тыс.) гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки допускались, но дети от этих браков за редким исключением, гражданских прав не получали. Афинское гражданство давало человеку широкие права:
а) право избирать и быть избранным
б) только граждане могли быть земельными собственниками;
в) право на помощь со стороны государства в случае нужды: неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от уплаты государственных налогов и военной службы, им предоставлялась возможность получения бесплатного питания и билетов на разного рода увеселительные мероприятия.
Обязанности граждан были следующие:
а) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, или в пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);
б) уважение законов и правителей;
в) уплата налогов
г) вступление в брак, воспитание детей (только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты).
Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки– иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин.
Метэки были существенно ограничены в правах:
а) им было запрещено приобретать в собственность землю;
б) каждый иностранец должен был иметь покровителя – простата из числа граждан, покровитель представлял интересы метека в суде;
в) уплата особого налога – метекиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство с семьей, а имущество его конфисковалось);
г) обязанность служить в армии;
д) полное отсутствие политических прав.
Самой многочисленной категорией населения были рабы (до 100 тыс).
Источниками рабства были:
1. военный плен;
2. покупка рабов на международных рынках;
3. естественное воспроизводство;
4. обращение в рабство за не уплату метекиона.
- Государственный строй Древних Афин.
В V-IV вв. до н.э. государственный строй составляли:
- Народное собрание,
- Совет пятисот,
- Гелиэя,
- Должностные лица.
Народное собрание:
В его компетенцию входило принятие законов. Выделяются также финансовые полномочия народного собрания. Здесь принимались финансовые законы, осуществлялся финансовый контроль. В народном собрании решались вопросы войны и мира, проводились выборы должностных лиц, решался вопрос об остракизме.
Совет пятисот:
Следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал деятельность должностных лиц, наблюдал за всеми общественными зданиями. Его важная функция - организация строительства флота. Вместе с тем совет подготавливал и обсуждал все дела, выносимые на решение народного собрания, подготавливал проекты законов, обладал судебными полномочиями.
Совет пятисот составлялся по жребию (по 50 человек от каждой из 10 фил). Участвовать в жеребьевке и последующей работе совета мог каждый полноправный гражданин, достигший 30-летнего возраста. Совет был постоянно действующим органом, избираемым на один год.
Гелиэя:
Высшая судебная инстанция. Здесь вершился суд по политическим делам. В порядке апелляции гелиэя имела право пересматривать судебные решения других органов. Но не менее важным полномочием гелиэи было право окончательного решения по законопроектам, принятым народным собранием. Гелиэя становилась как бы «господином над законами».
Вопрос о принятии нового закона решался в порядке судебного производства. Автор законопроекта выступал в качестве обвинителя старых законов, а в их защиту назначались пять защитников. Только после одобрения гелиэей законопроект считался окончательно принятым и вступал в силу.
Гелиэя состояла из 6000 человек, избираемых по жребию (600 человек от каждой филы) на один год. Как и в Совете пятисот, в гелиэе работа ее членов оплачивалась.
Должностные лица:
Выборность: голосование или по жребию сроком на 1 год, коллегиальностью, возмездностью (кроме стратегов), отсутствием иерархической подчиненности (кроме военных должностей), подотчетностью. Должностные лица, наряду с Советом пятисот, осуществляли исполнительную власть (в отдельных сферах государственной деятельности).
Коллегия архонтов ко времени расцвета афинской демократии сохранила в основном полномочия в области религиозных семейных дел. Коллегия десяти стратегов формировалась путем открытого голосования (поднятием рук). К компетенции стратегов относились верховное руководство и командование вооруженными силами. Все десять стратегов пользовались равными правами, однако на практике сложилось так, что один из стратегов выделялся, занимал первое место.
Внутренние противоречия, поражение в войне со Спартой (Пелопоннесская война - 431-404 гг. до н.э.) привели к чередованию в стране олигархических режимов. В 338 г. до н.э. македонская армия завоевывает территорию Греции, и она включается в состав империи Александра Македонского. Во II в. до н.э. Греция подчиняется владычеству Римской империи.
- Афинское право. Общая характеристика.
Законы Драконта (ок. 621 г. до н.э.), представлявшие собой запись норм обычного права. Содержание законов до нас не дошло. Известно лишь, что они отличались особой жестокостью, «написаны кровью» и будто бы почти за все преступления назначали смертную казнь. «Когда Драконта спросили, - пишет Плутарх, - почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего».
Позже важнейшим источником права в Афинах стали законы народного собрания.
В правовом положении населения Афин выделяется равенство прав граждан (при ограниченности прав женщин), а также сословное деление общества с выделением античного рабовладения.
Гражданами (около 2/5 населения Афин) признавались лица, рожденные от брака афинских граждан и достигшие 18-летнего возраста. С 18 до 20 лет юноши проходили военную службу, с 20 лет - разрешалось участвовать в народном собрании. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина.
Особым было положение женщины. Отношения в семье имели патриархальный характер. Жена, дети, рабы - все в одинаковой степени находились под властью мужа и отца, который был главой дома, опекуном, заступником, а также жрецом домашнего бога. Источники свидетельствуют, что женщина в Афинах пользовалась большим уважением, но вместе с тем ее согласия на брак не требовалось - брачный договор был делом отца; право наследования принадлежало одним сыновьям.
Закон требовал от жены целомудрия (муж, однако, мог иметь, и ему даже полагалось иметь, наложницу, но вне семейного дома).
Метеки - выходцы из других полисов (около 1 /5 населения Афин) были лишены политических прав, но они могли заниматься ремеслами, торговлей, иметь семью, собственность (кроме недвижимости), облагались особым налогом.
Рабство в Афинах имело первоначально патриархальный, позже _ античный характер. К IV в. до н.э. рабы составляли около 2/5 всего населения Афин. Кроме рабов полиса, многие рабы принадлежали семьям афинян - по 3-4 раба в семье. Труд рабов широко использовался в домашнем хозяйстве, в общественных, ремесленных работах; рабы осуществляли полицейские функции. Также в Афинах античное рабовладение означало лишение рабов гражданских и многих человеческих прав. Раба можно было наказать, но запрещалось злоупотреблять этим правом. Хозяин не мог распоряжаться жизнью и смертью раба. Многое было сходным с положением рабов в Риме.
- Образование государства Древнего Рима. Реформа Сервия Туллия.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр.
Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.
Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Полномочия: военные, жреческие и судебные. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом.
В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.
Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную общину. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Плебеи разрушили «замкнутую систему римской общины, тем самым создавая государство». Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 705;