Эллинистическая философия
- Эллинистическая философия как возврат к субъективной форме греческой философии.
- Основные школы эллинистической философии: стоицизм, Эпикур и эпикурейство, скептицизм, неоплатонизм.
Вопрос 1.
Эпоха распространения греческой культуры в прилегающих к Греции областях охватывала 3-ий - 1-ый век до нашей эры. Она начинается с похода Александра Великого на Восток. Александр Македонский ставит задачу объединения разных народов на основе греческой культуры. Он отказывается от разделения на эллинов и варваров, т.к. считал, что и варвар может подняться в культурном отношении до эллинов. Завоевания Александра Македонского сопровождаются распадом греческого полиса и смешением населения не только различных греческих областей, но и других крупных государств. Широкое чувство космополитизма возобладало над традиционным греческим патриотизмом в общественном сознании. Эти общественные потрясения не могли не отразиться на характере греческой философии. Она в эпоху эллинизма возвращается к субъективной форме философии, которая была присуща сократическим школам. Великие системы Платона и Аристотеля распались, но основные принципы их учения получили дальнейшее развитие в школах эллинистической философии. Следовательно, эпоху эллинизма нельзя считать периодом упадка и вырождения греческой философии.
Вопрос 2.
Стоицизм.
Стоик - это сооружение, крытый портик с колоннами, под которым прогуливались так называемые стоики. Стоицизм стал мировоззрением интеллектуальной элиты, эта школа просуществовала с конца 4-го века до н.э. до конца 3-го века н.э. Основателем данного направления стал Зенон, который жил на острове Кипр. Он стал философом, после разорения отца. Его учителями были академики Платоновской академии, перипатетики и Сократ. Зенон считал этически допустимым самоубийство, Клеанф и Хрисипп стали жертвами суицида. Зенон предопределил принятие христианством идеи мученичества, аскезы и самоотрешения, как условия благочестивой жизни. Стоицизм считают источником христианства.
Философия, по мнению стоиков, состоит из 3-х частей: физики, этики и логики. Для Зенона логика в философии самое важное, как скорлупа для яйца, физика - как белок, этика - как желток. Всё вместе и образует философию. Стоики, после Аристотеля первыми подчеркнули значение логики для философии и стали её активно разрабатывать. Логика это исследование внутренней и внешней речи, причём внутренняя речь производна от внешней.
Стоики выступили против платоновского учения об идеях, они утверждали, что реально существуют только реальные вещи, а не какие-то идеальные сущности. Платоновские роды и виды они считали только субъективными понятиями или общими именами для обозначения тел. Основной и единственный источник познания они искали в ощущениях и восприятии. В основном физика стоиков заимствована у Гераклита, основная мысль состоит в следующем: господствующей субстанцией и деятельностью является разум или логос, он всё порождает и во всём присутствует, это начало они называли богом и разумной мировой душой. Это учение можно считать пантеизмом. Стоики считали важным изучение природы, благодаря которому познается всеобщий закон природы, т.е. всеобщий разум. Из этого закона мы можем понять наши обязанности и жить согласно этому закону. Кроме деятельного логоса есть еще материя, пассивная субстанция. У Гераклита они позаимствовали и вторую ипостась логоса - огонь. Огонь переходит в другие элементы. Огонь стоики понимали как всеобщий и вечный процесс, т.е. для них всё существующее есть только становление, развитие и возникновение. Начало, которое вносит в мир порядок, стоики называли также судьбой или необходимостью. "Судьба желающего ведёт, а не желающего тащит". Детерминизм - это учение о причинной связи философии. Бог есть прежде всего проведение, которое обладает планом устройства космоса, конечная цель всяких действий заранее предугадана.
Логика стоиков имела несколько отличий от логики Аристотеля, стоики рассматривают понятие только как формы мышления, а не сущности вещей. Логика распадается на риторику (рассуждения в форме непрерывной речи), диалектику (рассуждения в форме вопросов и ответов), грамматику (как учение о знаках). Знаменитыми стоиков сделала мораль. Главный принцип стоической морали жить в согласии с природой, т.е. жить разумно. Разум становится у стоиков художником влечения. Счастлив тот, кто приводит в согласие происходящее событие с собственным гением и порядком целого. Стоики считали, что благо или добро либо само по себе непосредственно полезно, либо не далеко отстоит от полезности. Они различали благо души и внешнее благо. Благо души это добродетели и происходящие от них действия. Внешнее благо - это, напр., принадлежность к благородному отечеству или дружба с благородным другом. По этому поводу Гегель делает такое замечание: мораль не должна чопорно отрекаться от пользы, т.к. всякий хороший поступок действительно полезен (во-первых, он необходим, во-вторых, порождает нечто хорошее). Стоики поставили вопрос о том, как соотносятся с друг другом добродетель и счастье. Единство добродетели и счастья они искали между самосознанием человека с одной стороны, и внешними обстоятельствами его жизни. Значит, счастье и добродетель не зависят ни от самосознания и внешних обстоятельств. Счастье есть исполнение человеком своей цели, или согласие своего гения со своим бытием. Дурной поступок разрушает человека, противоречит самосохранению как высшей цели (здесь мы находим у стоиков зачатки естественного права). Добродетель это благо само по себе, а удовольствие и радость это нечто добавочное, чего может и не быть. Значит, согласное лишь с разумом поведение означает такое углубление человека в себя, при котором он отказывается от всего внешнего (ощущение влечения). Таким образом, человек достигает внутренней силы и независимости, а также свободы и счастья. Счастье, таким образом, понимается как атараксия, т.е. невозмутимость сознания. Идеал стоического мудреца такой: мудрец свободен даже в цепях, т.к. он действует из самого себя, не подкупаемый страхом или вожделением.
Эпикур и эпикурейство.
Философия Эпикура это прямая противоположность стоицизма. Он поднял принцип на высоту религии, согласно которому целью человека является наслаждение. Эпикур ставит вопрос, каким путём образы вещей входят в человека извне. И даёт такой ответ: говорит, что с поверхности предметов исходит непрерывный поток, который незаметен для ощущения, он очень тонкий, т.к. вещь не убывает, не истончается. Эти истечения он называет эйдосами. Они входят в человека, благодаря чему он познает образы вещей. Субстанцией для Эпикура являются атомы и пустота. Атомы обладают свойствами фигуры, тяжести и величины. Все отдельные предметы, их свойства и даже душа суть известные (определенные) расположения атомов. Атомы Эпикура, в отличие от атомов Демокрита, не только движутся по прямой под действием своей тяжести, но могут и отклоняться в сторону от своей траектории. Принцип отклонения атомов от прямолинейного движения, это ничто иное, как принцип свободы, а атомы Эпикура скорее не физические тела, а единичные самосознания индивидов. Эпикур говорит: "Все возникает случайно, необходимости нет". Возражая стоикам, он говорит, что во Вселенной нет конечной цели. Эпикур отрицал сверхчувственное, и как считает Гегель, Эпикур открыл эмпирическое естествознание, т.к. пытался открывать всеобщие законы природы, исходя из опыта. Физика эпикуров принесла просвещение относительно физических явлений. До 19-го века сомнительной славой пользовалась эпикурейская мораль. Как и у стоиков, целью практической философии является достижение атараксии. Долгое время в истории философии господствовало вульгарное истолкование эпикурейской морали, при котором как будто бы критерием жизненных целей эпикурейцев было ощущение приятного и неприятного. Если это так, то всякая мораль вообще упраздняется и открывается дверь для всякого произвола в поступках. Однако у Эпикура, на самом то деле, наслаждение или удовольствие является наслаждение. Иначе говоря, Эпикур требовал от людей высокоразвитого сознания и зрелого размышления. Эпикур говорил, что счастью мудрец обязан малым. Счастье надо искать в свободе от всяческих особенных уз (связей, которые привязывают человека к тем или иным сторонам жизни), а также в атараксии. Надо избавиться от 3 вещей:
- Страха перед богами. Это можно сделать, так как боги являются блаженными существами, они сами не подвержены тяготам как блаженные существа и не доставляют тяготы другим. Они живут в промежутках между мирами, поэтому боги не могут на нас оказать ни какого влияния (ни дурного, не хорошего). Их надо почитать не за страх, надежду или выгоду, а за превосходство их природы.
- Страха перед небесными телами. От него избавляются путем изучения физики.
- Страха перед смертью. Смерть не касается нас, так как пока мы существуем - смерти нет, а когда существует смерть - нас уже нет. Будущее вообще не является не нашим и не ненашим. Цель жизни - удовольствие, не нужно страдать от телесных тягот и не нужно испытывать душевного неспокойства. Такую жизнь нам доставляет один только разум. "Мы должны предпочитать быть несчастными с разумом, чем быть счастливыми с неразумием", - говорил Эпикур. Нельзя жить счастливо, не рассуждая.
Мудрец должен избегать общественно-политической деятельности. Общество это - договор заключенный людьми, чтобы они не вредили друг другу. Девиз Эпикура такой - "Проживи незаметно".
Скептицизм.
Также был реакцией мыслящего разума и здравого рассудка на общественную ситуацию, которая появилась с разложением греческого мира. Воздержание от суждения, которое требовали скептики - это результат полной неспособности познать истину. Агностицизм это учение, согласно которому познание невозможно. Атараксия скептиков была результатом отказа от знаний, но со своей стороны мы заметим, что отказ от знаний - это отказ от философии. Таким образом, можем сказать, что на философии скептицизма замыкается круг развития греческой философии. Скептиками были (Пиррон, Секст-Эмпирик и др.). Скепсис (греч. слово) - означает сомнение. Через скепсис мы должны понимать достаточно развитое сознание, которое считает не истинным не только чувственное бытие (как стоики), но также и мыслимое нами бытие. Идеалом скептиков была атараксия и апатия (отсутствие страстей). Скептики полагали, что ни одно из высказываний о сущности мира не может быть истинным, поэтому не нужно вообще высказываться. Основание такого взгляда: до сих пор в греческой философии существовало множество часто противоположных суждений о сущности мира, отсюда они выводили свой главный принцип, а именно - всякому основанию противостоит одинаково сильное противоположное основание. Способы противопоставления двух оснований они называли трофами. Гегель высказался о трофах: они направлены против обыденного сознания или против обыденной веры в непосредственную истинность вещей. Трофы выдают философов с неразвитой мыслью.
- Особенности и основные этапы развития средневековой философии.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 667;