ТЕМА 7. Аудиоредактор WaveLab
WaveLab поддерживает три типа драйверов (ASIO, WDM, MME) с оптимизацией под процессор Pentium. Список поддерживаемых форматов файлов значительно широк, в частности, поддерживаются 24-битные файлы формата Ensoniq Paris. Есть возможность работать с файлами частотой дискретизации 192 кГц. Есть также свой собственный формат сжатия аудиоданных — OSQ (Original Sound Quality). Запись файлов происходит теперь в фоновом режиме (записываемые файлы блокируются от изменений), а с остальными файлами можно в это время работать как обычно. Большое количество выполняемых задач — главное достоинство программы.
WaveLab позволяет создавать не только аудио-CD, но и диски с данными, а также диски смешанных форматов (Mixed Mode CD и CD-Extra). При наличии двух устройств (одно для чтения, другое для записи) возможно прямое копирование дисков. Если есть только записывающее устройство, то можно копирование проводить в два этапа: сначала создать файл-отображение CD (ISO image), а затем воспользоваться командой Burn data-CD from an ISO image. Есть также неплохой редактор обложек компакт-дисков.
Модули анализа
В WaveLab можно измерять параметры сигнала с помощью шести анализаторов, которые выбираются из меню Analysis или с пнели Meters.
Измеритель Level/Pan Meter может использоваться во всех частях программы, где есть звуковые данные: в окне с файлом, в окне Audio Montage, в списке треков при подготовке аудио-CD, в диалоге открытия файла при прослушивании «на лету». В этом режиме мониторная точка находится непосредственно перед буфером, из которого звуковые данные передаются «железу», то есть после мастер-фейдеров и блока дизеринга.
Режим Monitor audio input имеет смысл только при записи. Мониторная точка расположена сразу за входным буфером программы. В этом режиме мастер-секция во внимание не принимается. Команда Freeze all meters в момент вызова «замораживает» показания всех анализаторов. В обычных окнах редактирования доступны еще два режима: Monitor edit-cursor position и Analyse selection, в них также не принимается во внимание звуковой тракт мастер-секции. Оба режима работают при остановленном воспроизведении. Первый предназначен для измерения параметров в точке расположения курсора, второй — для анализа выделенного фрагмента. При выделении нового фрагмента нужно не забывать о принудительном обновлении показаний анализаторов (команда Refresh selection analysis).
Битскоп. Прибор может работать в одном из двух режимов: Intuitive или True. В первом режиме индикаторы активности разрядов работают от абсолютных значений отсчетов. Это проще для восприятия, поскольку показания битскопа становятся похожи на показания индикатора уровня, хотя и реагируют на изменения уровня несколько по-другому. В режиме True показания битскопа не зависят от уровня сигнала. Это связано с особенностями кодирования целых отрицательных чисел: в отрицательном числе старший разряд всегда равен единице, а младшие не соответствуют абсолютному значению. Крохотное отрицательное значение отсчета, попавшее на разрядную сетку битскопа, обычно приводит к заполнению большинства индикаторов активности. Поскольку в звуковом сигнале чередуются положительные и отрицательные полупериоды, то сразу после включения битскопа в режиме True разрядная сетка заполняется целиком до самого младшего активного бита (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Битскоп
Внутренние индикаторы прибора (те, что ближе к номерам разрядов) отображают мгновенную активность, внешние — с удержанием; время удержания можно задать в окне настроек прибора. Индикатор Over загорается в случае переполнения разрядной сетки (при перегрузке). Разряды пронумерованы сверху вниз, от старшего бита к младшему. Индикатор Inter загорается при появлении отсчетов в формате 32 бита с плавающей запятой, индикатор Below говорит о том, что в отсчетах высокой разрядности за пределами старших 24 бит появились младшие ненулевые биты.
Векторный осциллограф работает совместно с коррелометром (измерителем корреляции), как это обычно и бывает в аппаратных устройствах. Коррелометр отображает информацию о фазовом соотношении правого и левого компонентов стереосигнала (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Векторный осциллограф
Быстрые беспорядочные движения зеленой (центральной) риски коррелометра вокруг нулевого значения характерны для идеального с точки зрения соотношения фаз сигнала. Отклонение в сторону «-1» свидетельствует о наличии в стереосигнале противоположных по фазе компонентов (мононесовместимость), положение «+1» соответствует монофоническому сигналу. Колебания между «0» и «+1» характерны для хорошо сбалансированного стереосигнала, который пригоден для преобразования в моно. Справа и слева от зеленой риски находятся красные, помогающие оценить максимальные отклонения основной риски за время удержания. Время это можно задать в окне настроек прибора.
Pan Meter — сдвоенный индикатору уровня с оригинальным индикатором панорамы (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Pan Meter
Он отображает разницу в уровнях между левым и правым каналами, верхняя часть индикатора — мгновенную, нижняя — усредненную. Указатель отклоняется в сторону того канала, какой «перетягивает».
Wave Scope (осциллоскоп) — показывает то же самое, что и окно с волновой формой при масштабе 1:1 (рис. 7.4)
Рис.7.4. Wave Scope
При нажатии кнопки "+/-" (на стереосигнале) в верхнем канале будет отображаться сумма левого и правого каналов, в нижнем — разность. При подозрении на монофоничность стереофайла Wave Scope оказывается первым и самым простым средством проверки, как, впрочем, и при подозрении на противофазу. Прибор имеет функцию автонормализации: сигнал любого уровня отображается с максимально возможным разрешением по вертикальной оси.
Двухмерный FFT-анализатор спектра работает в реальном времени (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Двухмерный FFT-анализатор спектра
Кроме самой спектральной кривой, на графике в виде черточек отображаются максимальные значения амплитуды за время удержания. При нажатии кнопки с фотоаппаратом текущая кривая сохраняется на экране до следующего нажатия. Это удобно использовать при анализе выделенного фрагмента, например, до и после эквализации. Можно также сохранять текущую кривую в текстовом файле для последующего импорта в программу типа Excel или Statistica. Модуль содержит много настроек, влияющих на представление спектра.
60-полосный анализатор спектра WaveLab позволяет точно оценить частотный спектр аудиосигнала в реальном времени.
К достоинствам всех приборов можно отнести возможность растягивать их окна до любого удобного размера и настраивать цветовую гамму по своему желанию. Все шесть анализаторов работают в реальном времени без специализированных DSP и при этом незначительно нагружают процессор.
Мастер-секция
Панель эффектов содержит восемь слотов для эффектов (рис. 7.7)
Рис.7.7. Мастер-секция
Порядок обработки эффектами изменяется простым перетаскиванием поля с названием эффекта из одного слота в другой. Видимость панелей управления модулями регулируется командами Show и Hide контекстного меню. Кнопка Bypass отключает все эффекты, а кнопка Presets запускает новый менеджер пресетов мастер-секции (рис. 7.7). В пресете хранится конфигурация панелей мастер-секции и каждый параметр модулей обработки. Пресеты можно сохранять по группам и назначать им клавиатурные сокращения, что очень удобно при работе над несколькими проектами.
Панель дизеринга состоит из слота, в который можно вставить один из трех модулей: Inter, UV 22 и UV22 HR. При выборе первого становятся доступны кнопки самой панели, с помощью которых можно настроить свой алгоритм. При выборе алгоритмов от Apogee появляются отдельные панели для их настройки. Кнопки Normal и Low служат для управления уровнем шума, подмешиваемого при дизеринге, кнопка Autoblack выключает шум на низкоуровневом сигнале. Алгоритм UV-22HR отличается от UV22 тем, что подмешиваемый им шум сосредоточен в очень узкой спектральной полосе около частоты Найквиста (половины частоты дискретизации), что делает его практически незаметным на слух. Кроме того, UV22HR позволяет выбирать между несколькими разрядностями выходного сигнала (от 8 до 24 бит).
Дизеринг (Dithering) — технология для избавления от последствий перевода в формат с меньшей глубиной оцифровки (16 бит, 8 бит) из более высокой (24 бита, 32 бита). Это происходит с помощью так скажем наложения шума (еще называют «белым» шумом) что приводит к уменьшению влияния ошибок квантования. Функция Render пересчитывает файл или создает новый с учетом эффектов и настроек мастер-секции.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 746;