Исихазм и ересь Варлаама и Акиндина.
Замечания. В первой половине ХIV в. в Византии появилось исихастское религиозно-мистическое движение.
Спор вокруг исихазма возник, когда государство было в сложной ситуации. С одной стороны, нападения внешних врагов, турок и позднее сербов, а с другой стороны, внутренние смуты. Лишь немного времени прошло со времени прекращения арсенитского раскола. Главным центром исихазма были афонские монастыри.
Исихастами (ησυχασται) или молчальниками, безмолвниками, назывались люди, желавшие достигнуть нераздельное и полное единение с Богом и для этого, совершенно удалившиеся от мира. Выбравшие исихию (ησυχια), или безмолвие, молчание.
Виновником споров был прибывший в 40-х годах XIV в. из Калабрии (Южная Италия) греческий монах Варлаам, исказивший и осмеявший исихастские воззрения, переданные ему одним необразованным византийским монахом в ненадлежащем освещении. Исихастов Варлаам называл мессалианами, исихастами, квиетистами и омфалопсихами.
Суть исихии: направив все свое стремление к познанию Бога, его созерцанию и единению с ним и сосредоточивая для этого все свои силы, исихасты должны были удалиться «от всей целокупности мира и всего, что напоминает о мире» и уединиться от него «посредством сосредоточения и собирания ума в самом себе». «Для достижения такого сосредоточения исихаст должен отвлечься от всякого представления, от всякого понятия и помысла, освободить ум свой от всякого познания, дабы он мог свободно, посредством безусловно независимого полета, легко погрузиться в истинно-мистическую тьму неведения... Самая высшая, проникновенная и совершенная молитва совершенных исихастов является непосредственным общением с Богом, во время которого между Богом и молящимся не существуют какие-либо мысли, воззрения, образы настоящего или обдумывания прошедшего. Это есть высочайшее созерцание, - созерцание одного только Бога, совершенное восхищение ума и отрешение от всего чувственного, чистая молитва, в которой нет никакой посторонней мысли или беспокойного на чем-нибудь сосредоточения. Дальше такой молитвы не мыслится ничего более совершенного или высшего; это есть состояние мистического единения с Богом, обожествление (η φεωσις). В этом состоянии ум всецело выходит за пределы окружающего чувственного мира, отлагается от всякой мысли, приобретает совершенную нечувствительность к тому, что в мире, и к внешним впечатлениям, становится глухим и немым. Он не только совершенно отрешается от внешних впечатлений, но и выходит за пределы своей индивидуальности, теряет сознание о себе, как всецело погрузившийся в созерцание Бога. Поэтому достигший экстаза не живет личной и индивидуальной жизнью; жизнь его духовная и телесная останавливается, ум пребывает неподвижным и прикован к объекту созерцания... Таким образом, основанием и центром исихии служит любовь к Богу от всей души, сердца и помышления и стремление к божественному созерцанию посредством отречения от всего, что в самой малой и отдаленной степени напоминает о мире и что в нем».
Это была «смерть для мира». Желанная цель исихастов достигалась посредством совершенного уединения и молчания, посредством охранения сердца и трезвления ума, посредством непрерывного покаяния, непрестанных слез, памятования о Боге и смерти и постоянного повторения молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, Сыне Божий, помоги мне». Следствием такого молитвенного расположения является смирение.
История. Выдающимся представителем исихастов и наилучшим теоретиком-систематизатором был солунский архиепископ, Григорий Палама, получивший широкое, разностороннее образование в Константинополе под покровительством Андроника II. Противник Варлаама и глава называемой по его имени партии паламитов. С юных лет Григорий тяготел к исследованию вопросов монашеской жизни. В 20 лет он поселился роду на Афоне, где и был пострижен в монашество. Жил он на Афоне, в Фессалониках и в некоторых уединенных местах Македонии. В это время Григорий пишет труды, посвященные исихазму и «созерцанию» (φεωρια). Одновременно с Паламой раскрывали и объясняли в своих сочинениях учение об исихии многие другие исихасты, особенно византийский мистик Николай Кавасила.
В это время Варлаам вошел в доверие византийского общества и был назначен игуменом константинопольского монастыря. Но, потерпев поражение на диспуте от Никифора Григоры, Варлаам бежал в Фессалоники, откуда, попал на Афон. Там он познакомился с учением исихии и выступил с обвинением, что афонские монахи разрушают догматы церкви, если утверждают, что телесными очами видят божественный свет высшей степени совершенства. Признавая этим божественную благодать сотворенной и существо Божие постижимым, что является уже двубожием.
Возникший по этому вопросу спор между Паламой и Варлаамом, не привел к окончательному результату. Дело было перенесено в Константинополь, где решено было созвать собор. Собор должен был заняться вопросом о природе Фаворского света, который видели ученики Спасителя во время Преображения. Был ли это свет созданный или несозданный? По учению Паламы, свет или сияние, которого удостаиваются совершенные, исихасты, есть именно свет, тождественный с Фаворским светом. Божественное сияние не сотворено, не сотворен и Фаворский свет.
На соборе, созванном в храме Св. Софии в 1341 г., учение Паламы одержало победу над Варлаамом, который вынужден был публично принести раскаяние в своем заблуждении. Но Палама приговором собора остался недоволен. Позднее Варлаам уехал в Калабрию и принял латинство.
Церковная смута продолжалась. У Варлаама были ученики (например, Георгий Акиндин, Никифор Григора), которые продолжали нападать на Паламу. Спорные вопросы обсуждались на ряде других соборов.
В 1341 г. император Андроник умирает. Вместо него империей управляют Анна - мать императора и опекун Иоанн Кантакузен.
В 1345 г. сторонники Варлаама осуждают Паламу, на некоторое время заключают в темницу за непримиримость религиозных воззрений. После воцарения, Иоанн Кантакузен в 1347 году созывает собор и низлагает патриархов, сторонников Варлаама.
В 1351 г. на соборе, упорного противника своим взглядам Палама находит в Никифоре Григоре, который раньше выступал против Варлаама, а затем перешел на сторону партии сближения с Римом
В конце концов, учение Паламы восторжествовало, и его учение было признано на соборе истинным учением православной церкви. Соборное определение, излагающее «богохульства Варлаама, отсекает его от общения с христианами, как за другие вины, так и за то, что он свет Преображения Господа, явившийся взошедшим с ними (на гору) блаженным ученикам и апостолам, стал называть созданным и описуемым и ничем не отличающимся от воспринимаемого чувством света». Мертвое тело Никифора Григоры таскали по улицам города и надсмехались над ним.
Однако борьба подорвала силы Паламы, который после тяжелой болезни скончался в 1360 г.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 618;