Зодчество и живопись
Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось прежде всего в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.
Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.
Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" .Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К.Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.
Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи, развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.
Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И.Репнина, Г.П.Годунова, Л.К.Нарышкина).
Просвещение
Развитие городской жизни, ремесла торговли, мануфактур, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В.Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день.
В 40—е гг. Ф.М.Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.
В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 956;