Коллажный принцип построения художественного высказывания в творчестве Курта Швиттерса

Этот раздел представляет собой анализ отобранных источников, проведенный с учетом теории из предыдущей части. Швиттерс применял коллажный принцип во всех сферах искусства, которыми занимался: литература, живопись и т.д. В фокусе нашего исследования находится непосредственно коллаж и переход его из плоскости в объемную форму и в пространство (коллаж, рельеф, мерц-постройка Мерцбау). Именно такой подход помогает максимально точно отразить коллажное мышление Швиттерса. Его эксперименты в других областях искусства очень близки к дадаистским, которые мы рассматривали в первой главе, поэтому интереснее было бы остановиться на том, что представляет индивидуальность художника.

Первая работа – «Картина со светлым центром» (Picture with Light Center, 1919) (см. Приложение 1). Это коллаж, в котором Швиттерс использовал вырезки, цветную бумагу, акварель, масло и карандаш. Это один из ранних коллажей,[26] пока еще более похожий на абстрактную живопись – использование «жизненных» материалов (марка, обертка от табака, реклама, вырезки из газет и пр.) незначительно, и они сильно перекрыты красочным слоем, те, что хорошо видимы, расположены небольшими вкраплениями и строго в рамках заданной композиции. Однако уже здесь происходит нарушение границ: Швиттерс одновременно использует язык искусства и язык повседневности. Детали коллажа вырезаны из бытового материала, однако они скорее не самостоятельны, их форма подчиняется заданным геометрическим формам. Скомпоновано все в соответствии с тем, чтобы произвести эстетическое, эмоциональное впечатление, воздействовать на зрителя цветом и ритмом.

Следующий коллаж – «Мерц Рисунок 83. Рисунок Ф» (Merz Drawing 83. Drawing F,1920) (см. Приложение 2). В отличие от предыдущего, он создан исключительно из вырезок и других бумажных материалов из повседневной жизни. Здесь они используются совершенно самостоятельно. Художник скомпоновал поток будничного хаоса в гармоничную форму. Идентифицировать элементы коллажа практически невозможно, они деформализованы, лишены изначального значения, это не «говорящие» элементы или буквальные ссылки. Цель такой работы – увидеть красоту в обыденном, привычном, искусство в жизни и перенести эту жизнь в искусство. Собрать по кусочкам то, что кажется людям ненужным, в единое целое и придать этому смысл. Дистанцировать таким образом зрителя от его будней и заставить увидеть их в новом свете, контексте, образе и т.д.

Важной работой в нашем контексте является коллаж «Мерц Картина 32 А. Картина Вишни» (Merz Picture 32 A. The Cherry Picture, 1921) (см. Приложение 3). В нем Швиттерс использует всевозможные вырезки, бумагу, ткань, дерево, металл, пробку, масло, карандаш и чернила. Складывается впечатление, что это наслоение из разного мусора, склеенного, прибитого гвоздями, разбросанного по поверхности. Мы видим обрывки жизни. В центре – карточка для изучения языка с изображением вишен и подписью «вишни» на немецком и французском: «Kirschen» выполнено готическим шрифтом, а «Cerises» - обычным, современным. Такая карточка – отличная находка для Швиттерса. В ней сочетаются разные культурные коды, разные исторические мотивы. Швиттерс активно занимался графическим дизайном, издавал собственный журнал, поэтому был чувствителен к шрифтам и другим приемам в этой сфере, и понимал, что это влияет на зрителя, обогащает и развивает визуальную культуру. Также эта карточка, рисунок вишен и выведенные карандашом не твердой рукой какие-то слова, буквы напоминает что-то детское. И этот мотив подкрепляет очень маленькое изображение с нарисованными кошками в нижнем правом углу, помещенное в сочетании с кусочком ткани в горошек. Швиттерс заигрывает со зрителем, предлагает ему рассматривать и изучать изображение, достраивать связи, включать ассоциативное мышление. Хотя композиция внимательно выстраивалась художником, создается ощущение небрежности, чего достичь очень трудно. В ходе работы над композицией нелегко освободиться и не воспроизводить автоматические приемы упорядочивания, стандартные художественные приемы и пр. Это требует совершить усилие, изменить собственные принципы мышления. Швиттерс играет с формами, фактурами, цветами, плотностью наслоения для достижения нужного эффекта. В целом это похоже на случайный фрагмент городской стены, которая многократно заклеивалась афишами, объявлениями и пр. или на разбросанный на улице мусор. Так или иначе, здесь присутствует мотив города. Город предоставляет материалы художнику, является прообразом, служит контекстом для коллажа…. Город для Швиттерса – источник модели работы и самой эстетики наложения.[27] Швиттерс проблематизирует логику потребительского мира: купил, использовал, выбросил. Художник подбирает эти отбросы и создает из них «знак» эпохи, памятник эпохе.[28] Уже здесь, в коллаже, Швиттерс выходит из плоскости картины: прибивает кусок дерева, использует объемные предметы. Для выражения мировоззрения художнику не хватает пространственного измерения. Призывая познавать весь мир всеми чувствами, включая в коллаж столь разнообразные материалы, Швиттерс через визуальное восприятие, обращается и к телесному, тактильному, повседневному и др. опыту зрителя.

Поэтому следующим шагом в этом направлении для Швиттерса было создание рельефов. Мы рассматриваем один из самых первых рельефов - «Вращающийся» (Revolving, 1919) (см. Приложение 4). Швиттерс использовал для него дерево, металл, шнур, картон, шерсть, проволоку, кожу, расположив их на холсте и придав всему цвет масляными красками. Как и коллаж «Картина со светлым центром», данный рельеф, построенный по коллажному принципу, представляет собой абстракцию, в которой материалы подчиняются диктатуре формы, композиции и цвета. За счет последних Швиттерс добивается сбалансирования элементов, эстетического впечатления, развивает у зрителя абстрактное мышление. В «классический мерц-период» он создает рельефы и скульптуры из бытового материала. Позднее, постепенно, под влиянием идей конструктивистов, участников Де Стайл и Баухауса, в 1923 художник начал делать свою первую[29], самую большую и главную Мерцбау (мерц-постройка, уничтожена в 1943г.),[30] фантастическую скульптуру-конструкцию, которую строил в течение ряда лет. Мерцбау начиналась как небольшая скульптура, мерц-колонна, которая постепенно росла и стала занимать большую часть дома художника в Ганновере. Пришлось даже пробить потолок, и вывести сооружение на следующий этаж, так как места уже не хватало, а остановится невозможно, так как Мерцбау мыслилась как конструкция в процессе становления. «В зависимости от движения души Швиттерса… колонна росла»[31], отмечал в своих воспоминаниях о Мерцбау дадаист Ханс Рихтер. Швиттерс так описывал свою мерц-постройку и работу над ней: «Мерцбау растет примерно так же, как большой город. Когда строится новое здание, жилищное управление следит за тем, чтобы оно не испортило облик города. Так и я, находя что-то более или менее подходящее,… подбираю это, приношу домой, прикрепляю там (Мерцбау) и раскрашиваю, стараясь всегда держать в уме общий ритм сооружения. А потом приходит день, когда я понимаю, что у меня на руках труп – останки художественного движения, которое уже в прошлом. И я предаю эти останки покою, частично или полностью закрываю их чем-то другим и тем самым перевожу в низшую категорию. По мере роста сооружения в нем появляются долины, впадины, пещеры, живущие своей жизнью внутри общей структуры. Сталкивающиеся поверхности порождают формы, которые нарастают во всех направлениях».[32] Таким образом, Швиттерс создавал свой собственный, вполне реальный мир, материалом для создания которого служит его жизнь, духовная и бытовая, предметная. Он ничего не выбрасывал, не изымал из постройки, а «захоранивал» и продолжал дальше – все как в жизни, ведь из нее нельзя выбросить что-то, что уже произошло: воспоминания о людях, событиях и пр. В Мерцбау снова появляется мотив города, городского пространства, идея гармоничного соотношения части и целого. Он собирал Мерцбау по коллажному принципу: в постройке были ниши, в которые он собирал и помещал предметы, относящиеся к человеку или явлению, которому эта ниша посвящена. Так, были ниши, посвященные Арпу, Рихтеру, Лисицкому, ван Дусбургу, Мондриану, Малевичу, Габо, Мис ван дер Роэ, жене, сыну и др. В качестве предметов могло выступать все, что угодно: прядь волос этого человека, его карандаш, кусок галстука и т.д. Из таких предметов-символов он создавал своеобразный коллаж, воплощающий мышление Швиттерса, монументализацию его восприятия жизни, людей. Мерцбау – это квинтэссенция коллажного мышления Швиттерса. Даже находясь в лагере для интернированных в Великобритании, он под столом начал создавать подобное пространство. Сопряжение искусства и жизни у Швиттерса выражалось в том, что он просто жил.[33] Его коллажное мышление так воспринимало мир, он собирал то, что попадало во внимание и представляло интерес, и компоновал в некоторое целое, которое зависело от каждой своей части.

 

Таким образом, мы рассмотрели, как мыслил Курт Швиттерс с помощью коллажного приема построения художественного высказывания – от коллажа и до его абсолютного выражения в Мерцбау.


[1] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 183.

[2] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 333.

[3] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[4] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 202.

[5] Кругликов В. Курт Швиттерс. Дадаист недоделанный. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2013. URL: http://adindex.ru/publication/gallery/2013/04/29/98705.phtml (дата обращения 10.05.2016)

[6] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[7] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 198.

[8] Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[9] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 345.

[10] Самое слово «мерц» (такое же бессмысленное, как и дада) появилось в 1919г. Во время работы над коллажем Швиттерсу бросился в глаза фрагмент слова - KomMERZbank, и он решил применить его ко всему своему творчеству. / Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 444.

[11] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 365.

[12] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 187.

[13] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 343-344.

[14] Абстрактное, или беспредметное, искусство, порвав с традиционной миметической живописью, развивалось по двум основным направлениям: 1) гармонизации «бесформенных» аморфных цветовых сочетаний; 2) создания геометрических абстракций. В первом случае цвет мыслился как обладающий абсолютно самостоятельной выразительностью, во втором - аналогично рассматривались геометрические формы, плоскости, линии и т.д. / Бычков В. Эстетика. М., 2004. С. 378.

[15] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 344.

[16] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 347.

[17] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 466-468.

[18] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[19] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 445.

[20] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[21] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 61.

[22] Де Стайл и неопластицизм / Артузел [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://artuzel.com/content/%D0%B4%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BB-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-de-stijl-and-neoplasticism (дата обращения 10.05.2016)

[23] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[24] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[25] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[26] Бытовые предметы и их фрагменты впервые появляются в работах Швиттерса в 1918-1919гг. / Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[27] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 58.

[28] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 447.

[29] Первая Мерцбау создавалась в Германии в период 1923-1943гг., вторая - в Норвегии 1937-1940гг., третья - в Англии – с 1947г. до смерти Швиттерса в 1948г. / Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[30] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[31] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[32] Цит. по: О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[33] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 60.








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1376;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.