Хозяйство и общество эллинистического Египта.
Одним из первых эллинистических государств, обособившихся из владений Александра Македонского, был Египет. С 323 г. до н.э. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра, энергичный и талантливый Птолемей, сын Лага, который в 305 г. провозгласил себя царем. Владения Птолемея 1 не ограничивались Египтом: он присоединил Киренаику на западе и начал борьбу с другими полководцами Александра за Южную Сирию. Его сын Птолемей II присоединил часть областей Малой Азии — Ликию, ряд городов Карий, захватил Милет. В правление первых царей из династии Птолемеев сложилась система хозяйства н управления, характерная в целом для всего эллинистического Египта.
Новые правители использовали как греческие институты, так и ряд местных традиций для укрепления своей власти. Птолемей I украсил и расширил Александрию, одни из немногих полисов в Египте, стремясь превратить ее в крупнейший порт Средиземноморья. Он основал полис Птолемаиду — примерно на 200 км ниже Фив по течению Нила. Большое количество греко-македонских колонистов-клерухов получили земельные участки от царя на условиях несения военной службы. Птолемеи сохранили традиционное деление на номы, но во главе номов поставили стратегов. Греки — знатоки права и финансов занимали высшие государственные посты. Одновременно тот же Птолемей 1 стремился показать себя наследником фараонов, привлечь к себе знатных египтян (один из военачальников в его войске был правнук фараона Нектанеба, успешно отстаивавшего независимость Египта от персов) и опереться на местное жречество. В одной из надписей говорится, что Птолемей, будучи сатрапом, возвратил египетскому храму земли, отнятые персами. При Птолемеях в Египте продолжало существовать большое количество привилегированных храмов.
Птолемеи как завоеватели, с одной стороны, и наследники фараонов — с другой, считали себя вправе распоряжаться всей землей Египта. Часть земель была отдана немногим полисам (как это делалось и в других эллинистических государствах); на этих землях находились владения граждан. Вес остальные земли в Египте делились на собственно царские и уступленные. К последним относились храмовые земли, участки воинов-клерухов, дарственные земли, которыми царь вознаграждал высших чиновников, и так называемые частные земли, находившиеся в наследственном владении у отдельных лиц. Несмотря на известную дробность категорий землевладения, в птолемеевском Египте наблюдается очень большая централизация в организации сельского хозяйства. Все земли, за исключением дарственных, облагались налогами; цари вмешивались в обработку земли, в чьем бы владении она ни находилась, предписывая каждому ному определенные планы посева. Даже первый министр Птолемея II — диойкет Аполлоний, ведавший всеми хозяйственными делами в стране, владевший колоссальными дарственными землями, получал предписания от своего повелителя, что именно он должен сеять.
Вмешательство центральной власти в хозяйстве иную жизнь и тщательный контроль за ней нарушали традиционные нормы эксплуатации непосредственных производителей, Крестьяне, обрабатывающие царскую землю, назывались «царскими земледельцами». Юридически они выступали как арендаторы царской земли и заключали специальные договоры с представителями царской администрации. В этих договорах детальнейшим образом оговаривались обязательства крестьян по обработке данного участка. Земля по урожайности делилась на разряды, и с каждого разряда следовало платить определенное количество сельскохозяйственных продуктов. При такой системе взимания податей (не доли урожая, как в доэллинистическом Египте, а твердой платы натурой) все убытки в случае неурожаев падали только на земледельца. Крестьяне но имели права оставлять хлеб себе, прежде чем расплатятся с казной; не могли они оставлять и семенной фонд. Семена сдавались в государственные хранилища, а затем те семена, которые должны были высеваться согласно посевному расписанию, выдавались качестве ссуды. В ряде случаев крестьяне получали скот для обработки земли, за пользование которым они должны были платить. «Царские земледельцы» жили в деревнях; деревня сама в делом отвечала за выплату податей земледельцев. Основную массу царских земледельцев составляли египтяне, однако ими могли стать и переселенцы из других стран (в том числе даже греки), если им не удавалось найти какого-либо другого занятия. Царские земледельцы обладали некоторой правоспособностью, могли совершать сделки друг с другом, могли сдавать свои участки в аренду или арендовать землю у частных лиц. Среди них существовало имущественное неравенство.
Но по отношению к царской власти они выступали как зависимое население. За неуплату податей их могли продать в рабство; они были обязаны обработать свой участок. Земледельцы не были юридически прикреплены к земле: при условии выплаты податей они могли менять место жительства; но их уход из деревни без такой выплаты расценивался как бегство (анахоресис). У нас нет сведений, что бежавших земледельцев специально разыскивали; но деревня, если местопребывание бежавшего становилось известным, могла обратиться к царским чиновникам с просьбой о возвращении налогоплательщика.
Должностные лица в деревнях — старосты (комархи), писцы — назначались царской администрацией. Контроль над выполнением обязательств, взятых царскими земледельцами, осуществлялся специальными должностными лицами — инспекторами урожая в каждом селении и экономами — в масштабах нома. До нас дошла «Инструкция эконому», относящаяся, по всей вероятности, ко II в. до н.э., где подробно перечисляются все вопросы, связанные с контролем над производством. Эконому предписывалось следить за всеми сельскохозяйственными работами: «Когда сов закончен, неплохо было бы, если бы ты внимательно его обследовал; таким образом ты ясно удостоверишься в том, что выросло, узнаешь точно, что плохо посеяно и что вовсе но засеяно, Отсюда ты узнаешь, кто небрежно относился к делу, и тебе будет известно, не употребил ли кто семена для других целей, не по назначению. Особенное внимание обратите на то, чтобы ном засевался согласно посевному расписанию».
Но имея хозяйственной инициативы, будучи обременены многочисленными обязанностями, «арендаторы» царской земли — крестьяне должны были также принимать участие в государственных работах, и прежде всего в строительстве ирригационных сооружений. Работы «на дом царя» были широко распространены в древневосточных государствах — Птолемеи усовершенствовали систему организации этих работ и контроля над ними, который осуществлялся целой иерархией должностных лиц — начиная от комарха и кончая специальными архитекторами. Царские земледельцы, как и остальные египтяне, платили и подушный налог и денежной форме, и большое количество всяческих пошлин — 5% с аренды дома, 10% с продажной цепы товара и т.п.
Греческая организация косвенных поборов, выработанная в условиях классического полиса, не знавшего регулярных прямых налогов на имущество граждан, и система податей и повинностей, существовавшая в древнем Египте, слились в грандиозную систему ограбления народных масс, при которой ни одна сторона деятельности трудового населения Египта не могла бы ускользнуть от финансового контроля государства. Методы внеэкономического принуждения применялись в эллинистическом Египте и к работникам царских мастерских. Ряд отраслей производства, в частности маслоделие, были монополией царя. Птолемей конфисковали все маслодельные прессы. Организацию производства в царских мастерских ярко воспроизводит та же инструкция эконому, Оборудование мастерских — ткацкие станки, прессы для производства масла — было на учете у государства. Ремесленники получали сырье из казны и в казну же сдавали готовую продукцию, качество и количество которой определялось указаниями сверху.
«Посещай и ткацкие мастерские... — говорится в инструкции, — и приложи все старания, чтобы по возможности большее количество станков работало и чтобы ткачи изготовляли падающий на пол ассортимент полностью. Если кто не выполнит предписанное количество штук, пусть с него будет взыскана цена, определенная для каждого сорта (царским) постановлением. Особое внимание обрати на то, чтобы полотно было хорошего качества и предписанной плотности...» Аналогичные указания приводятся и в отношении маслодельных мастерских. Сырье должно было выдаваться строго по норме, и хранилось оно, так же как и готовая продукция, в специальных складах, опечатанных экономом данного нома. Произведенная продукция продавалась по установленным сверху ценам мелкими розничными торговцами, которые фактически были государственными агентами. Царские ремесленники не имели права покидать мастерские в период работ; так же как и царские земледельцы, они были в полной зависимости от государства.
Папирусы упоминают довольно значительное количество собственно рабов в частных — даже средних по размерам — хозяйствах (например, в хозяйствах воинов встречается свыше десяти рабов). Рабы использовались главным образом в качестве обслуживающего персонала: слуг, агентов; существенной роли в производстве рабы не играли, если не считать рабынь-ткачих и т.п. Рабами становились люди, захваченные на войне, проданные за долги царской казне. Не все военнопленные обязательно становились рабами, некоторые из них получали наделы земли, которые и должны были возделывать в качестве царских земледельцев. В данном случае Птолемеи продолжали практику, существовавшую в Египте в предшествующие периоды.
Особенно тяжелым было положение работников рудников. Подробное описание золотых рудников в Нубии сохранилось у более позднего греческого историка Диодора Сицилийского, заимствовавшего эти сведения у одного из писателей II в. до н.э. Людям, работавшим в рудниках, нечем было прикрыть наготу; днем и ночью они не знали отдыха.
В рудниках применяли и детский труд. Кормили работников настолько плохо, что они долго не выдерживали и погибали. Сильная охрана не давала возможности бежать. Пополнялись ряды работающих частично за счет военнопленных; осужденных за преступление; заключенных под стражу (без суда) «из-за несправедливых обвинений или личной вражды». Иногда к рудники отправлялись не только осужденные или обвинённые, но и их семьи. Таким образом, работа в рудниках была тяжелым наказанием, причем не только для уголовных преступников, но и для всех людей, проявлявших в той или иной форме ослушание государственной власти, или просто личных недругов власть имущих. Применяя труд осужденных в рудниках, Птолемеи преследовали и политические и экономические цели: они стремились подавить всякую возможность выступлений против правительства и используя жесточайшие методы внеэкономического принуждения, получать наибольшие доходы.
Основной опорой власти Птолемеев в Египте была целая армия чиновников: диойкет, экономы, писцы, инспектора, сборщики, полицейские и т.п. Высшие чиновники получали от царя «дарственные» земли. У-диойкета Аполлония были обширные владения в разных местах Египта, а также в Палестине. Эти земли частично были освобождены от податей; управляющий Аполлония сам ведал полицией и, следовательно, был в какой-то мере независим от царских чиновников. Однако цари могли отбирать «дарственные» земли: после смерти Птолемея II Аполлоний был лишен должности и его земли перешли в ведение царской казны.
Менее важным должностным лицам царь раздавал земельные участки (большей частью пустующие) в вечное пользование: с таких земель уплачивались налоги. Кроме того, чиновники получали денежное вознаграждение: в податном уставе Птолемея II указывается, что сборщикам налогов необходимо уплачивать 30 драхм в месяц каждому, их помощникам — 20 драхм и т.д. Помимо людей, непосредственно находившихся на службе царя, с государственным аппаратом была связана довольно большая группа людей — откупщиков, торговцев, получавших товары из царских мастерских. Птолемеи сбор ряда податей сдавали на откуп отдельным лицам, но деятельность последних находилась иод строжайшим контролем правительственной администрации. Откупщики должны были гарантировать государству определенную сумму сбора и все недоимки покрывали из собственных средств. Они не имели права собирать больше положенного, а в качестве вознаграждения, согласно данным III в. до н.э., получали 5% собранной суммы. Таким образом, эти люди тоже выступали своего рода агентами центральной власти, весь аппарат которой — чиновники и полицейские — способствовал получению царем дохода от сбора податей.
Государство стремилось в эту разветвленную бюрократическую систему включить также и должностных лиц деревни — старейшин, писцов и т.д. сделав их представителями государственной власти на местах. Эти должностные лица руководили сбором подати в своей деревни. В одном из папирусов из Тебтюниса комархи и старейшины земледельцев (последние выбирались деревней) сообщают о том, что они, «работая днем и ночью», собрали арендную плату со своих односельчан. Комарх и старейшины были также низшей судебной инстанцией.
Положение должностных лиц, за спиной которых стояло государство, давало им возможность обогащаться за счет общинников. В папирусах встречаются указания на конфликты между должностными лицами в деревне и крестьянами — в том же документе из Тебтюниса комарх и старейшины жалуются на крестьян-односельчан, силой разогнавших сборщиков налогов. Сельская община в птолемеевском Египте была не организацией свободного населения для защиты его интересов, по организацией зависимых земледельцев в интересах государства. Опорой Птолемеев в Египте были также воины-клерухи (держатели участков царской земли) и египетское жречество. Среди клерухов преобладали греки и македоняне, но встречались также сирийцы, фракийцы и даже кельты (Кельты, или галлы — племена, обитавшие в I тысячелетии до н.э. в Центральной и частично Западной Европе. Кельты говорили на языках одной из ветвей индоевропейской языковой семьи. В III в. до н.э. ряд кельтских племен вторгся в Малую Азию (там их называли галатами). Из этих областей кельты и попадали в Египет.). Египтяне служили только во вспомогательных войсках и в полицейских отрядах. Им выдавались значительно меньшие участки земли, чем другим воинам. Клерухи получали помещение для жилья — обычно часть дома местных жителей. В одном папирусе рассказывается, как некоторые жители Крокодилополиса в 242 г. до н.э., чтобы избавиться от постоев клерухов, разобрали крыши домов и поставили перед дверьми в качестве защиты алтари богам. Клерухи иногда привлекались к пополнению должности инспекторов урожая. Все это вызывало острую вражду рядовых египтян к клерухам.
Египетское жречество в целом оказало поддержку власти Птолемеев: опо получало от центральной власти привилегии, которые компенсировали им неудобства, связанные с вмешательством царской администрации. Храмам передавались участки запущенной земли, в пользу храмов шли некоторые подати.
Птолемеи использовали не только местные культы. Важным шагом в религиозной политике Птолемеев было учреждение царских культов. В 269 г. до н.э. Птолемей II учредил культ своей умершей сестры-жены Арсинои Филадельфы[78], а затем культ своих родителей, Птолемея I и Береники, под именем богов-сотеров (спасителей). Сбор податей в пользу храмов был после создания новых культов централизован: царские чиновники собирали 1/6 часть урожая с садов и виноградников, которая раньше шла непосредственно храмам. Затем эта подать распределялась царской казной но тем храмам, которые ввели у себя царский культ. В знаменитой Розеттской надписи (той самой, изучение которой помогло Шампольону дешифровать египетские иероглифы) жрецы восхваляют Птолемея V за то, что тот сумел подавить народные движения, освободил храмы от недоимок по поставкам продовольствия, денег и льняных тканей казне и оказал им почести (196 г. до н.э.): «Так как он привилегии храмов и Египта сохранил без изменений и в целости, в соответствии с законами, и украсил Апиейон (место пребывания священного быка Аписа.— И.С.) великолепными сооружениями... нуждающиеся же в восстановлении храмы он поправил, имея ко всему, что касается божества, усердие благодетельствующего бога: разузнав о наиболее уважаемых храмах, он восстановил их, как приличествует его царствованию», то жрецы всех храмов страны постановляют «как можно более умножить почести, оказываемые в настоящее время вечно живому царю Птолемею, возлюбленному Пта, богу Эпифан у Эвхаристу».
На землях египетских храмов могли работать царские земледельцы. Но существовала также особая группа людей, связанных с храмом, — иеродулы («священные рабы»), Иеродулы — не рабы в обычном, юридическом смысле слова. Они исполняли некоторые работы для храма, могли арендовать храмовую землю. Иеродулы могли иметь и собственное имущество, семью, обладали правоспособностью. Они считались как бы состоящими под покровительством храма. Зависимость иеродулов была наследственной; свободные люди могли добровольно посвятить себя божеству и стать таким образом иеродулами: в одном папирусе, например, женщина посвящает себя Сокнебтюпису, богу-крокодилу; она обещает платить определенные денежные взносы ежегодно, не покидать храмовой округи и просит бога защитить ее от всяких духов, от пьяного, от мертвеца, от безумного и т.п. Посвящали себя божеству, по-видимому, люди из низших слоев общества; стремление получить покровительство храма тесно переплеталось с суевериями, но и то и другое выражало в данном случае ощущение неустойчивости, незащищенности, свойственное людям эллинистической эпохи.
Особое место в общественной структуре эллинистического Египта занимали полисы: основанные после греко-македонского завоевания Александрия и Птолемаида и старый греческий полис Навкратис. Египетские полисы, по-видимому, напоминали всо остальные самоуправляющиеся гражданские коллективы эллинистического мира: они имели определенную территорию, их граждане пользовались самоуправлением (в Птолемаиде известно народное собрание и совет; в Александрии — во всяком случае, народное собрание), имели свои правовые установления. Наиболее сложным было устройство Александрии: там существовало несколько групп населения: полноправные граждане; люди, называвшиеся просто «александрийцы» (вероятно, пользовавшиеся ограниченными правами); самоуправляющиеся коллективы переселенцев из других областей Средиземноморья — такие коллективы назывались политевмами (так, в Александрии существовала политевма иудеев) и бесправные египтяне (подданные, лади — «люди»). Наряду с выборными должностными лицами в полисах были и царские чиновники, наблюдавшие за внутренней жизнью города. Основную массу населения Александрии (и, вероятно, других полисов) составляли торгово-ремесленные слои.
Сбор налогов с ряда областей, например Сирии и Финикии, сдавался на откуп.
Египетские вельможи и наместники получали от царя землю во владениях Птолемеев вне самого Египта. Уже упоминались земельные владения диойкета Аполлония в Палестине; известны земли наместника Линии Птолемея, сына Лисимаха — в районе ликийского города Тельмесса, стратега Птолемея — в Сирии. На этих землях находились деревни; жители этих деревень (лаой) подчинялись крупным владельцам земли.
В ряде покоренных областей происходило в широких масштабах превращение местного населения в прямых рабов: Птолемей II издал специальный указ, запрещающий обращать свободных подданных в рабство. В течение III в. до н.э. Птолемеи вели активную внешнюю политику. Они стремились расширить свои владения в Малой Азии, вмешиваться в дела Балканской Греции, поставить под свой контроль острова Эгейского моря. Особенно ожесточенной была борьба Птолемеев с Селевкидами за обладание Южной Сирией, через которую проходили важные торговые и стратегические пути (всего было пять так называемых Сирийских войн). Наибольших военных успехов добился Птолемей III в период III Сирийской войны; он захватил всю Сирию и Финикию; египетские войска даже вошли в столицу Селевкидов — Антиохию на Оропте. Хотя какие-то внутренние события в Египте заставили Птолемея III отступить, тем не менее значительная часть завоеванных территория осталась у Египта. Вплоть до начала II в. до н.э. под контролем Египта находился важный торговый путь из Индии, проходивший через Раббат-Аммон (или Филадельфию — ныне Амман в Иордании) к Акре (Птолемаиде) и финикийскому побережью.
Контролируя важные морские и сухопутные дороги, Египет ввозил все необходимое: дерево, металлы (центром добычи меди был Кипр, принадлежавший Птолемеям), лошадей, лучшие сорта вин, мрамор, пряности, рабов. Египетские купцы, выступавшие в качестве агентов центральной власти, вывозили зерно, масло, ткани, благовония, слоновую кость из Африки. Монополия внешней торговли приносила царской казне огромные доходы.
В III в. до н.э. улучшение ирригационной системы по всей стране, контроль над доходностью земель, эксплуатация внешних владений вызвали на некоторое время подъем производительных сил Египта. Благодаря посевным расписаниям в сельское хозяйство внедрялись новые сорта пшеницы и винограда. Из Малой Азии ввозились вместе с пастухами милетские овцы, дававшие высококачественную шерсть.
Особое внимание уделялось разведению масличных культур, а также винограда и льна, поощряемому государством в ряде районов; все это усиливало товарность сельского хозяйства. Сосредоточение огромных средств в руках главы государства давало ему возможность вкладывать эти средства в те отрасли производства, в развитии которых была заинтересована центральная власть. Для периода эллинизма характерен резкий скачок в развитии техники, в строительстве и военном деле. При строительстве ирригационных сооружений применялось специальное водоотливное приспособление, изобретение которого приписывалось Архимеду (так называемый Архимедов винт). Одно из «семи чудес света» — Фаросский маяк (Это и был «Александрийский столп» (т. е. башня); к Александровской колонне в Петербурге ото название применяется в переносном смысле.), величайшее достижение инженерного искусства древности, высотой около 120 и — был воздвигнут у входа в гавань столицы Египта — Александрии.
Были достигнуты успехи и в области кораблестроения: появились пятнадцатирядные и шестнадцатирядные военные корабли. По приказу Птолемея IV был построен сорокарядный корабль (Устройство многорядных кораблей не совсем ясно; существует гипотеза английского ученого В. Тарна о том, что в многорядных кораблях гребцы группировались в звенья, сидевшие не на разных, а на одном уровне; каждым веслом управляло несколько человек. Увеличение «рядов» шло за счет увеличения гребцов на одном весле и увеличения звеньев.), имевший длину 125 м, высоту до верхней части форштевня — около 20 м., его обслуживали 4 тыс. гребцов и 400 матросов. Правда, этот корабль практического применения не имел, он представлял собой плавучий дворец и должен был демонстрировать мощь и величие Птолемеев. Историк Плутарх пишет о нем: «Однако корабль этот являл только зрелище, явно но отличаясь от неподвижных построек — он был создан напоказ, а не для дела — он двигался неверно и с трудом».
При некоторых успехах птолемеевское государство не отличалось внутренним благополучием; содержание огромного бюрократического аппарата требовало слишком больших налогов; постепенно нарушалось равновесие между ростом производства я ростом налогов. Переломным моментом в истории эллинистического Египта стала последняя четверть III в. до н.э.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 562;