Социально-историческое время.
В сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» есть такой эпизод. Алиса и королева долго и быстро бегут, но оказываются всё под тем же деревом. Это удивляет Алису. Она говорит королеве, что в своей стране она – Алиса – давно бы прибежала в какое-то другое место. «Что за медленная у вас страна, - отвечает королева. – У нас надо бежать что есть мочи, чтобы только удержаться на месте. А чтобы попасть в другое место, надо бежать по крайней мере вдвое быстрее, чем бежим мы».
Наш современный мир все больше напоминает подобное королевство. События меняются с возрастающей быстротой, да и сам мир становится сложнее и сложнее. Кроме того, вокруг нас плещется расширяющийся океан информации.По мотивам: Дьюрелл. Азбука теории от-ти, с.47 .
Совсем иным представлялось некогда царившее в духовной культуре мифологическое время. По словам Лосева, с исторической точки зрения «мифологическое время, можно сказать, совершенно неподвижно и потому, вероятно, исключает решительно всякий историзм ………»[14]
По мотивам: Дьюрелл. Азбука теории от-ти, с.47Обычный календарь не выражает специфики социально-исторического времени. Календарь фиксирует прежде всего количественное течение физического времени, а социально-историческое время - это качественное течение социальных событий.
Физическое время гораздо однороднее, чем социально-историческое.
Социальное убыстряется (на фоне физического) за счет возрастания плотности событий. Для физического времени равные временные куски, взятые в эпоху пещерного человека и в эпоху Интернета, - эквивалентны. Иное дело, социально-исторические процессы. Это заметно даже в масштабах одной человеческой жизни. Пять календарных лет молодости заметно качественно отличаются от пяти календарных лет старости. А в историческом развитии годы общественных перемен качественно иные, чем предшествующие им годы социального застоя.
Тоффлер отмечал, что средняя по продолжительности жизнь человека включает столько событий, сколько было до его рождения в истории человечества.
Более ярко выраженная неоднородность социально-исторического времени связана с его более ярко выраженной неаддитивностью. Это еще одно его отличие от времени физического[15].
Крупный интервал физического Т – это зачастую сумма мелких его интервалов (например: 1 час равен сумме 3 600 сек). Но более крупный интервал социально-исторического Т не сводится к сумме более мелких его интервалов[16]. Объясняется это тем, что социальные процессы системно взаимосвязаны и организованны в определенные целостности. Но, как известно, система определяется, прежде всего, не просто «набором» входящих в нее элементов, а способом структурной организации ее целостности.
Социально-историческое время многослойно, оно протекает не на одном, а на многих уровнях.
Это определяется разной масштабностью событий. Существуют дела и события дня, дела и события недели, дела и события тысячелетия.
К.Ясперс выделил 4 гетерогенных периодов.
1. «Прометеевская» эпоха (ранее 5-го тысячелетия до н.э.): создаются простейшие орудия труда, ударное и метательное оружие; осваивается использование огня; возникает и начинает развиваться речь; формируются первые табу и мифы.
2. Эпоха «великих культур древности»:
а) шумеро-вавилонская, египетская и эгейская (с 4-го тысячелетия до н.э.);
б) доарийская культура долины Инда (3-е тысячелетие до н.э.);
в) архаический мир Китая (2-е тысячелетие до н.э.).
3. Эпоха «духовной основы человеческого бытия», «осевое время» (800-200 г.г. до н.э.) В эту эпоху творили: в Китае - Конфуций, Лао-цзы; в Индии - Будда; в Персии (совр. Иране) - Заратустра; в древней Палестине - Илия, Исайя, Иеремия; в древней Греции - Гомер, Парменид, Гераклит, Сократ, Платон.
4. Эпоха развития техники (новая «прометеевская эпоха») - провозвестница будущих великих культур и второго «осевого времени».
Как это не парадоксально, в процессе развития связь настоящего с прошлым и будущим возрастает. Так, например, связь с прошлым возрастает в трех отношениях:
1) Лучше узнавая и понимая прошлое, мы можем извлекать всё большие уроки и обогащаться прошлым опытом (это как бы внешний опыт).
2) Мы начинаем, благодаря прошлому, лучше понимать настоящее (метод герменевтического круга: опыт прошлого и опыт настоящего уточняют друг друга).
3) Мы всё глубже моделируем упущенные в прошлом плодотворные возможности.
По шкале Большого Космического Времени человеческий род – только младенец. Вся его былая история – это краткий миг в жизни Вселенной. Великая панорама космической жизни, не имеющая ни начала, ни конца, продолжает разворачиваться. Мы стоим перед Будущим, в миллионы раз большим, чем всё наше прошлое. Шагнём ли мы к нему или затянем петлю кризисов на шее нашей цивилизации?
«Стрела времени»:выражение, предложенное английским астрономом А.С. Эддингтоном для того, чтобы охарактеризовать необратимость времени. Чаще всего обсуждают четыре "стрелы времени". Первая (космологическая) характеризует непрерывное расширение Вселенной после Большого взрыва. Вторая (термодинамическая) связана с преобладающим возрастанием энтропии в замкнутых системах. Третья согласуется с биологической, а четвертая - с исторической эволюцией.
Добавки
Кажется, Альтуссер предлагал ввести: экономическое Т, политическое Т, идеологическое Т.
Каждому из нас природой и культурой дано две жизни - Большая и маленькая. Многие люди довольствуются только маленькой жизнью, совсем не думая, а порою даже не догадываясь о жизни Большой, дремлющей в них. Маленькая жизнь – это жизнь тела и простейших душевных процессов. …(более подробно см. историч. к-ра в Культуре человека)
Топологический аспект.
[1] Далее используются такие обозначения: пространство - Р; время - Т; масса - М; энергия - Е; скорость - V; скорость света - С.
[2] В эпоху Ньютона понятие "масса" характеризовала только вещество, а вещество, как правило, отождествлялось с материей (материальными процессами).
[3] К тому же, оказалось, что свет - это разновидность электромагнитных колебаний, которые человек непосредственно воспринимает в видимом диапазоне.
[4] В то же время теория относительности далеко не все объявляет относительным. Она опирается на постоянство скорости света, которая независима от перемещения систем.
[5] С этим связан известный «парадокс близнецов».
[6] Другими словами: если в данной области Вселенной массы распределены равномерно, то локальное пространство евклидово.
[7] Биоциклы заложены в «биологической памяти», генетически фиксирующей закодированную циклически повторяющуюся программу жизнедеятельности.
[8] У микробов за один час сменяется 5 поколений, у кукурузы и многих других растений – одно в год, у слонов – в среднем одно в 60 лет и т.п.
[9] Вообще говоря, многое из того, что сейчас является внутренним, когда-то на протяжении очень долгого времени могло быть внешним.
[10] Данная концепция хотя и получила широкое распространение и популярность, пока еще разработана недостаточно и нуждается либо в более глубоком научном обосновании, либо в достаточно убедительном опровержении.
[11] Критическими днями считаются дни перехода верхней части кривой в нижнюю (или обратно).
[12] Дискурсивный (фр. discursif) – построенный на логических умозаключениях; довольно часто противопоставляется интуитивному.
[13] Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) – это стремление объединять между собой те или иные процессы (свойства, явления), исходя не из сущностной, а из какой-то более поверхностной и несущественной связи. В частности, характерна для восприятия и рассуждений ребенка раннего и дошкольного возраста.
[14] Лосев. Античная философия истории. С.35
[15] Мы не говорим в данном случае о сложно организованных физических системах, обладающих так называемым собственным временем (см. Тема 15).
[16] Скажем, эпоха Возрождения полностью не разлагается на всю массу событий в личной жизни людей того времени.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1221;