ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Специфические черты и периодизация философии

Эпохи Возрождения

К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая – эпоха глубоких социальных конфликтов: движение Реформации и католическая реакция на него, крестьянская война в Германии, нидерландская буржуазная революция. Радикально менялись экономиче­ские, социальные и политические условия жизни людей. Эпоха Возрождения – эпоха развития естествознания, великих географических открытий.

Необходимо было создать другое мировоззрение, которое более удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи, в которой человек был бы более сво­бодным и значительным существом. Однако такое мировоззрение суще­ствовало в античности, и вместо того, чтобы формировать но­вые идеи, возможно было вспомнить или возродить в духов­ном смысле греко-римскую древность. Этим и занялась фи­лософия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.

Философии эпохи Возрождения свойственны следующие особенности.

1. Возрождение – наследие античной философии (или Ренессанс – от фр. Возрождение). Представители этой эпохи впервые предложили деление истории на древнюю, средневековую и новую. Десяток столетий, прошедших с падения античности, гуманисты презрительно назва­ли средними веками, то есть ни на что не годным, недостойным и бессмысленным временем. С легкой руки гуманистов мы до сих пор делим историю на древнюю, средневековую и но­вую, хотя в понятие «средние века» давно уже не вкладываем тот наполненный духом пренебрежения и отрицания смысл, который видели в нём представители культур­ной жизни Возрождения.

2. Антропоцентризм. Человек в короткий срок, совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. А потому старая христианская док­трина, по которой он вместе со всем миром — всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, почти не принадлежа себе, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Человек становится не создани­ем потустороннего Творца, а частицей несотворенной, а потому вечной природы. Постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на телесное, разумное, деятельное существо, как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека и постижении его природы – главная особенность рассматриваемой эпохи.

3. Гуманизм или «человечность». Если в средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом (от «Бог в центре») – представлением о Боге как о высшей, предельно со­вершенной и единственно достойной внимания реальности, то в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, ис­поведовавших идеи антропоцентризма, стали называть гумани­стами (от латинского слова «гуманус» – человеческий). Стремление к изучению человека и созданию достой­ных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности находятся в центре внимания гуманистов.

4. Антиклерикализм. Выражается как направленность философских сочинений против офици­альной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи «первоначального» христианства.

5. Секуляризация. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделе­ние их (в идейном смысле) друг от друга, которое называется секуляризацией (от латинского слова «секулярис»– отдель­ный). Причем происходило не только отделение человече­ского от божественного, светского (нерелигиозного) от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а зна­чит, вытеснение последнего. Вспомним, что средневековое представление о Боге как потусторонней и вечной реальности и о мире как творении называется теизмом. Поэтому, чтобы секуляризовать (т.е. потеснить) Бога, надо было каким-то образом видоизменить теистическую доктрину (теорию).

6. Пантеизм. Первым способом секуляризации становится пантеизм— представление о тождественности природы и Бога. Весь окружаю­щий мир и есть безличное, т.е. везде и во всем находящееся бо­жество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключа­ется акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит, он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней. Напротив, Бог и природа в пантеизме равны друг другу, совечны, а значит, природа, буду­чи несотворенной и не подлежащей уничтожению, наделяется свойством бесконечности. В пантеизме умаляется роль Бога, но возрастает роль природы и человека как ее частицы.

7. Деизм. Вторым способом секуляризации был деизм — представле­ние, по которому Бог создал мир, наделил его законами и само­устранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным за­конам без всякого божественного вмешательства. В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человече­скую жизнь.

8. Атеизм. Треть­им способом секуляризации является атеизм – утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть – нигде, никак и ни­когда. Пантеизм был еще в древности, деизм появился прибли­зительно в XVI веке, а атеизм – в XVII-XVIIIвв. Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более, что античность, которой всячески подражали в данную эпоху, всецело была пантеистической. Поэтому деизм и атеизм – это идейные явления более позднего времени, в период Возрожде­ния их, скорее всего, еще не было, однако секуляризация, на­чавшись в XIV-XV вв., продолжалась очень долго, идеи антро­поцентризма не были исчерпаны за два-три столетия Возрож­дения. Правильнее было бы говорить, что в это время они только зародились.

Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV в. по первую половину XVII в. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:

гуманистический или антропологический (XIV – середина XV вв.) – интерес к человеку в его отношениях с миром. Основные представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;

неоплатонический (середина XV – первая треть XVI вв.) – постановка широких онтологических проблем. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;

натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII вв.) – поднимались проблемы бесконечности Мироздания, Космоса, Вселенной, вопросы природы и божественного начала. Представители: Б. Телезио, Ф. Патрици, Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей.

 








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1087;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.