Гражданская война в России

Причины и основные этапы Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». Программы Белого движения. Интервенция и ее влияние на ход Гражданской войны. Итоги Гражданской войны. Дискуссионные проблемы истории Гражданской войны.

Весной 1918 г. воспроизвелись многие характерные черты предоктябрьской эпохи: нарас­тающий экономический, социальный и политический кри­зис, недовольство масс правительством, относительная слабость власти, противоречия внутри нее (как в больше­вистской партии — «левые коммунисты», так и в развали­вавшейся правящей коалиции), а также отсутствие у влас­тей реалистической программы выхода из кризиса. Уже с марта 1918 года получают распространение чрезвычайные методы управления.Нараставшая централизация и применение репрессий стали для большевиков и методом решения хозяйственных проблем, и единственным средст­вом компенсировать сужение социальной базы с тем, что­бы удержаться у власти.

Все это совсем не походило на самоуправляющее (мас­сами) «государство-коммуну». Провал попыток «всеобщего вооружения народа» заставил большевиков уже 15 января издать декрет о введении постоянной Красной Армии, а с 29 мая она перешла от добровольного к принудительному принципу комплектования. С 29 апреля вводится повышен­ная оплата труда для специалистов, управленцев. Ни о какой выборности управлен­цев и подконтрольности их трудящимся речи быть не мог­ло. Единственное, что оставалось еще от «государства-ком­муны», — очень удобное для большевиков слияние законо­дательных, исполнительных и судебных функций.

Боль­шевики использовали выступление части левых эсеров и убийство нем. посла Мирбаха для разгрома их партии и оформления однопартийного ре­жима. Сразу же из Советов было исключено большинство ле­вых эсеров, часть из них арестованы. Был ужесточен контроль над прессой, т.е. над всеми небольшевистскими изданиями.

В Советах кроме большевиков не было уже ни одной крупной социалистической партии. 14 июня 1918 г. из Советов были исключены меньшевики и эсеры. В январе 1919 г. были арестованы руководители левых эсеров. Отчасти формированию однопартийного большевистского режима способствовала и ожес­точенная гражданская война.

Начало гражданской войне в России положил Ок­тябрьский, переворот, о чем говорил Ленин на III съезде Советов: «Да, мы на­чали и ведем войну против эксплуататоров». Но до весны 1918 г. военные действия на территории собственно России (без национальных райо­нов) носили в основном локальный характер: под Петрогра­дом (генерал Н.Г. Краснов), на Южном Урале (генерал А.И. Аутов), на Дону (генерал А.М. Каледин). Свергну­тому ВП не сочувствовали пона­чалу не только рабочие, но и крестьяне, солдаты, казаки и даже офицерство не проявляло большой активности.

Тем не менее, из пробиравшихся на Дон немногочис­ленных антибольшевистски настроенных офицеров гене­рал М.В. Алексеев начал формировать в Новочеркасске До­бровольческую армию. 25 декабря во главе нее стал фак­тически генерал Корнилов. Положение армии было отча­янным. В Донской области побеждали Советы. 29 января 1918 г. застрелился Войсковой атаман Каледин, не вынес­ший равнодушия населения и развала казачьих частей. 9 февраля 1918 г. под натиском превосходя­щих сил красных Добровольческая армия (3,7 тыс. чело­век) вынуждена была через степи отходить на Кубань (так называемый «ледяной поход»). После гибели Корнилова в бою под Екатеринодаром 31 марта 1918 г. белую армию возглавил А.И. Деникин.

Ситуация на Юге меняется. В апреле в ре­зультате восстания донских казаков в районе Новочеркасска начинает формироваться Донская армия, которую воз­главил Краснов. Донская армия осадила Цари­цын, но взять его не удалось. В июне Добровольческая ар­мия начала второй кубанский поход и 2 августа овладела Екатеринодаром. Деникин объединил ан­тибольшевистские силы Юга России.

Еще более радикальные изменения произошли на Вос­токе. 25 мая восстал, чехословацкий корпус, растянувший­ся в эшелонах от Пензы до Владивостока и насчитывав­ший 45 тыс. человек. Его поддержали эсеровские и офи­церские отряды, и уже летом 1918 г. советская власть от Волги до Тихого океана была свергнута. Большевики конт­ролировали территорию лишь центральных губерний Рос­сии.

Формирование вооруженных антибольшевистских сил сдерживала относительная слабость их политической под­держки. Правые монархические организации так и не суме­ли оправиться после Февраля и не имели широкой массовой базы. Кадеты были более мощной силой и внесли немалый вклад в «политическое обеспечение» белого движения. Однако и кадеты были далеко, не самой попу­лярной партией в массах. К тому же отъезд лидеров каде­тов в различные районы страны и противоречия в руководстве пар­тии (Милюков придерживался прогерманской ориентации, а другие — проантантовской), трения с белым офи­церством — резко снижали влияние кадетов. После разгона Учредительного собрания и заключения Брестского мира на роль ведущей, консолидирующей анти­большевистской политической силы выдвинулись эсеры. В марте 1918 г. в Москве был создан «Союз возрождения Рос­сии», куда кроме эсеров вошли энесы, кадеты, меньшевики. Но основной базой деятельности эсеров стали Поволжье, Урал и Сибирь. С мая 1918 г. на этих территориях создают­ся эсеровские правительства, действо­вавшие под лозунгом «Вся власть — Учредительному собра­нию». Власть их была в целом неустойчива. В конце сентября в Уфе была создана эсеровско-кадетская Директория, объявившая себя всероссий­ской властью. В октябре под натиском Красной Армии Ди­ректория переехала в Омск.

По мере того как всю Россию охватывала ожесточенная гражданская война, происходила поляризация политичес­ких сил. В этих условиях социалисты, выступавшие защитниками интересов «трудящихся», все более не устраивали не только большевиков, но и белое офицерство, кадетов. 18 ноября 1918 г. в Омске группа офицеров совершила пере­ворот. Директория была свергнута. Верховным правителем стал адмирал А.В. Колчак. Против эсеров, меньшевиков и других умеренных социалис­тов начались репрессии. В Сибири, а затем и на Юге России, где 8 января 1919 г. главнокомандующим был провозглашен Деникин, были установлены военные диктатуры. В апреле 1920 г. при генерале П.Н. Врангеле было создано правительство Юга России.

Важнейшим лозунгом этих правительств стала борьба против большевиков за спасение единой и неделимой Рос­сии. Не выступая в целом за реставрацию царских поряд­ков (хотя на местах среди офицерства эти настроения были сильны), лидеры белого движения признали Февральскую революцию и выдвинули лозунг «не предрешения» будуще­го общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного, рабочего, национального вопросов, белые правитель­ства пытались разрабатывать компромиссные законопроек­ты. Однако в целом они так и не смогли выработать четкой позиции по этим и другим острейшим проблемам. «Приказ о земле» главнокомандующего вооруженными силами на Юге России барона Врангеля, предусматривавший передачу всех казенных и частновладельческих земель в частную собственность трудящимся на ней хозяевам за определен­ную плату, был издан лишь 25 мая 1920 г. и реального влияния на ситуацию в стране не оказал. Белым генералам не удалось создать не только единой государ­ственности, но даже сколько-нибудь эффективных государ­ственных структур. Исход великого противостояния решался на полях сражений, где относительно немногочис­ленные белые части наголову превосходили сырую, необу­ченную Красную Армию в умении и желании сражаться.

Летом-осенью 1918 г. судьба советской республики ре­шалась на Восточном фронте. В критической обстановке конца августа 1918 г. Троцкий издает приказ: «Если какая-нибудь часть отступит само­вольно, первым будет расстрелян комиссар части, вто­рым — командир». Так, под руководством Троцкого в Красной Армии началось наведение дисципли­ны. Начинается формирование первых поле­вых армий. Троцкий в массовом по­рядке привлекает в Красную Армию «военспецов» — быв­ших царских офицеров Принятые Троцким меры, переброска сил, да и общепар­тийная мобилизация коммунистов на Восточный фронт быстро дали первые результаты. В сентябре 1918 г. Восточ­ный фронт красных перешел в наступление и занял поволжские и приуральские города. Контрнаступление белых в ноябре-декабре 1918 г было остановле­но. Краснову не удалось взять Царицын. В январе войска Южного фронта перешли в наступление и нанесли поражение Донской армии. К марту 1919 г. они заняли часть Донской области, Донбасса, а созданный в ян­варе 1919 г. Украинский фронт под командованием разгромил войска Директории и занял Левобережную Украину. Ан­танта в январе 1919 г. предложила провести мирную кон­ференцию на Принцевых островах в Мраморном море. Лидеры белых отказались в ней участвовать, и конферен­ция не состоялась.

4—6 марта 1919-г. войска Колчака перешли в наступле­ние и приближались к Волге. 25 апреля 1919 г. красные войска перешли в наступление и уже к августу отбросили колчаковцев за Урал, а в январе 1920 г. окончательно разгромили их. На Юге России 11 марта 1919 г. началось восстание казаков на Дону. На Украине - крестьянская война против большевиков. Подавление этого вос­стания отвлекло значительные силы красных. 4—19 мая 1919 г. войска Деникина начали успешное на­ступление. 3 июля Деникин отдал приказ о наступлении на Москву.

Красные начали гото­вить контрнаступление. Оно началось 14 августа, но белые сумели использовать свое превос­ходство. Во второй половине августа белые добились крупных ус­пехов и на Украине. Таким образом, фронт растянулся от Волги до Днепра. Деникин 12 сен­тября 1919 г. подписал новую директиву о наступлении на Москву. В сентябре — первой половине октября были захвачены Курск, Воронеж, Орел, под угрозой находилась Тула. Ситуацию для красных осложняла и критическая обста­новка под Петроградом. В октябре войска Юденича подошли к городу. Положение Петрограда многим казалось безнадежным. Руководство большевиков готовилось к уходу в под­полье.

Не имея прочно организованного тыла, налаженного обес­печения армии (помощи Антанты явно не хватало), белые не могли успешно воевать и тем более побеждать красных без овладения обширными районами, которые позволяли пополнять людские, материальные ресурсы и создавать и поддерживать морально-полити­ческий перевес. Вместе с тем, по мере овладения все новы­ми территориями у белых возникали новые проблемы. В их числе — ухудшение качественного состава войск в ре­зультате мобилизации, что приводило к посте­пенной утрате важнейшего преимущества белых.

В середине октября Красная Армия нане­сла поражение деникинцам, а за­тем начала общее наступление. В марте 1920 г. войска Де­никина были окончательно разгромлены, а остатки армии эвакуировались из Но­вороссийска.

22 марта 1920 г. Главнокомандующим Вооруженными силами на Юге России стал генерал Врангель. На тесном крымском «пятачке», в условиях острого дефицита ресур­сов он сумел из осколков различных частей, тыловых учреждений сформировать бое­способную Русскую армию и, воспользовавшись начавшей­ся советско-польской войной, вырваться из Крыма и за­нять некоторые районы на юге Украины.

Начавшие наступление 25 апреля польские войска быст­ро продвигались вперед и 6 мая заняли Киев. Однако в результате контрнаступления они были отброшены, а в июле Красная Армия вышла к границам Польши. 12 июля 1920 г. министр иностранных дел Великобритании Дж. Керзон потребовал остановить войска возле этнической грани­цы Польши. Но большевики решили наступать. В результате военно-стра­тегических и политических просчетов их войска были разбиты. В октябре 1920 г. военные дейст­вия были прекращены. Начались мирные переговоры.

Окончание советско-польской войны предопределило печальную участь Врангеля. Красные в конце октября 1920 г. перешли в наступле­ние и прорвали укрепления на Перекопе и Чонгарё, а в середине ноября 1920 г. пол­ностью заняли Крым. Таков был финал открытой гражданской войны в Европейской России.

Наступление красных продолжалось в других регионах. В Закавказье красная армия в апреле 1920 г. вступила в Баку, в декабре — Эривань, а в феврале 1921 г. — Тифлис. Осенью 1920 г. Красная Армия заняла Среднюю Азию, а осенью 1922 г. — Дальний Восток. В 1922 г. стала затихать и «внутренняя» граждан­ская война в Советской России, проходившая в виде много­численных крестьянских, казачьих восстаний, массовом бандитизме.

Важную роль в разгроме белого движения сыграл недостаток его политического обеспечения. Гражданская война в России продемонстрировала огромное значение политических лозунгов, идеологии в сплочении и мобилизации масс. «Военизированные» белые в отличие от «политизированных» красных не смогли ис­пользовать эту козырную карту. Причиной послужила от­носительная слабость, нединамичность правых и либераль­ных политических сил, не сумевших адаптироваться к рез­ко изменившейся в 1917 г. обстановке в стране, а также традиционная аполитичность российских офицеров. Белое движение оставалось разнородным, объединенным, преж­де всего негативной целью — борьбой с большевиками. Все это не только не позволило выработать четких и популяр­ных лозунгов, но и способствовало определенному мораль­ному перерождению белого движения.

Хотя белые правительства признали формально верхо­венство Колчака, между их лидерами сохранялись несогла­сованность и внутренние антагонизмы Решающую роль в поражении белых сыграли их противоречия с националь­ным движением, а также запоздалые и несогласованные действия Антанты, которые ни в малейшей степени не напо­минали те «комбинированные походы», о которых с упое­нием писала советская историография.

На стороне большевиков было важное преимущество — центральное положение в России. Это позволяло им не только располагать мощным экономическим потенциалом, но и быстро маневрировать силами, оперативно перебрасы­вая их на наиболее опасные участки. Истоки победыкрасных коренились вих успехах в организации тыла и госу­дарственномстроительстве. В результате повальных мобилизации и облав на де­зертиров Красная Армия росла невиданными темпами. Она намного превосходили белые ар­мии.

Политическое размежевание происходило не только по социальным признакам, Состав красных и белых армий не так уж отличался друг от друга. Костяк командного соста­ва РККА составляло прежнее офицерство, а подавляющая часть белых армий состояла из крестьян, казаков, рабочих. Личная позиция далеко не всегда совпадала с социальным происхождением. Безвозвратные потери в гражданской войне составили 15 млн. человек, а еще 2 млн. — эмигрировали из России. Таким образом, практически каждый десятый-одиннадца­тый россиянин погиб. Она окончательно способствовала кристаллизации ультрарадикальных традиций большевизма.

«Военный коммунизм»

Гражданская война режим большевиков на волосок от гибе­ли. Она потребовала создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресур­сов, а отсюда — еще большей централизации власти и под­чинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности об­щества. Все это привело к формированию феномена «военного коммунизма». Это социокультурное явление включало в себя не только особую экономическую политику, но и политический ре­жим, идеологию и тип общественного сознания.

«Военный коммунизм», сложившийся к началу. 1919 г., представлял собой попытку сверхбыстрого перехода к коммунизму с помощью чрезвычайных средств. Его необходимы­ми предпосылками стали создание «чисто» большевистско­го правительства и мощного госаппарата, провал попытки осуществления «госкапитализма» и опыт жесткого военно-политического нажима на деревню весной-летом 1918 г.

В период «военного коммунизма» была национализиро­вана крупная, средняя и затем даже часть мелкой про­мышленности. Развитие продовольственной диктатуры привело к введению в начале 1919 г. продраз­верстки. Крестьяне фактически не могли распо­ряжаться не только плодами своего труда, но и в значи­тельной степени — своим недвижимым имуществом. Уже с 1918 г. была предпринята попытка принудительного обоб­ществления крестьянских дворов.

Огромная инфляция (следствие безудержной денежной эмиссии) и курс на ликвидацию товарно-денежных отноше­ний привели к господству уравнительного государственного распределения и натурализации заработной платы. К числу других социальных новаций «военного коммуниз­ма» относятся принудительная кооперация населения, от­мена платы за коммунальные и некоторые другие услуги, введение всеобщей трудовой повинности, милитаризация труда рабочих и создание трудовых армий. В апреле 1919 г. создаются лагеря принудительных работ, запрещается самовольный переход совслужащих из одного учреждения в другое, в июне в обеих столицах вводятся трудовые книжки взамен паспортов, а в ноябре 1919 г. СНК принял положение о рабочих дисциплинарных товарищес­ких судах, имевших право применять санкции вплоть «до увольнения из предприятия с передачей в концентрацион­ный лагерь». Все эти меры проводились на фоне стреми­тельного падения и до того низкого уровня жизни город­ского и сельского населения.

Своеобразной расплатой за сверхцентрализацию управ­ления, огосударствление и регламентацию всех сфер общественной жизни явилась стремительная невиданная еще в России бюрократизация. Партия большевиков практически сли­лась с государственным аппаратом. Ставка . на государственное принуждение, всемерное культивирование «классовой» ненависти неизбежно по­рождали господство «чрезвычайщины» и массовые репрес­сии. Первоначально свертывание «демократии для трудящихся» и переход к террористическим методам управле­ния был вызван отчаянной обстановкой весны-лета 1918 г. В этих условиях развертывание террора было для большевиков единственным средством удержаться у влас­ти. Ленин в июне 1918 г. требует «поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров». Смертная казнь вводится в февра­ле 1918 г., а примерно с июня начинаются массовые рас­стрелы. Уже с 1918 г. начинают создаваться и конц­лагеря. Поводом для наращивания репрессий послужили убийство руководителя Петроградской ЧК М.С.Урицкого и покушение на Ленина 30 августа 1918 г. В ответ 5 сентября декретом СНК в стране была введена политика красного террора, предусматривавшая взятие заложников и рас­стрел всех лиц, «прикосновенных к белогвардейским орга­низациям, заговорам и мятежам». Степень этой «прикосновенности» определяли ЧК или «революционное чутье» местных функционеров. По существу, речь шла о введении невиданного еще классового террора, когда жизнь человека зачастую зависела от его социального происхождения. В начале ноября на VI съезде Советов были приняты решения о необходимости соблюдения «революционной законности», была даже объявлена амнистия. На деле мало что изменилось. Почти бесконтрольная деятельность ЧК по-прежнему характеризовалась произволом, злоупотреб­лениями. Террор стал важнейшим направлением государственной политики боль­шевиков.

Гражданская война и «военный коммунизм» наложили сильный отпечаток на общественное сознание, придав ему еще большую жесткость, бескомпромиссность, веру во все­могущество насилия и военных методов управления.

В результате отчуждения народа от власти не решения Советов или иных органов, а глубокий внутренний кризис, многочисленные мятежи и забастовки заставили большевиков отказаться от «военного коммунизма», пе­рейти к нэпу. Однако речь шла лишь о частичной смене политики. Военно-коммунистические идеология и психоло­гия, стали неотъемле­мой частью его последующей истории. Таким образом, глубокий социально-политический кри­зис в России способствовал победе большевиков.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 839;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.