Международные отношения в конце XIX – начале XX в. Участие России в Первой мировой войне.

Причины Первой мировой войны. Военные кампании на Восточном фронте (общая характеристика). Отношение к войне политических партий России. Влияние войны на экономическое и политическое положение в стране, углубление кризиса верхов. Отношение к войне Временного правительства. Декрет о мире, Брест-Литовские переговоры и выход России из войны.

На внешнеполитической арене Россия не могла конку­рировать на равных с запад­ными державами, уже преодо­левшими трудности капита­листической модернизации. Данное обстоятельство создало объективную основу для беспрецедентных мирных инициа­тив, выдвинутых Николаем II. 12 августа 1898 г. российский министр иностранных дел М.Н.Муравьев обратился к иностранным державам с предложением об изыскании «пу­тем международного обсуждения наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир и положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений». Благодаря настойчи­вым усилиям российской дипломатии в мае-июне 1899 г. в Гааге была созвана мирная конференция. Из-за позиции подавляющего большинства государств-участников дейст­венных мер по ограничению вооружений и сохранению мира, как этого добивалась Россия, принять не удалось. Но были приняты декларации о запрещении разрыв­ных пуль и употребления снарядов, распространяю­щих удушливые газы. Был учрежден Гаагский междуна­родный суд. Но главное, была заложена традиция между­народных соглашений по упрочению мира и ограничению вооружений. В 1907 г. состоялась вторая Гаагская конфе­ренция. Вашингтонская конференция по морским вооруже­ниям (1921) прямо указала на свою преемственность с мир­ными инициативами российского императора.

Результатом активной внешней политики на Дальнем Востоке стало заключение с Китаем договоров об оборони­тельном союзе против Японии и постройке Китайско-Восточной железной дороги (1896), об аренде Порт-Артура с правом создания военно-морской базы (1898).

Япония, соперничавшая с Россией в освоении Манчжурии и Кореи, заключила в 1902 г. союз с Англией. Опираясь на этот союз, а также на поддержку США, Япония в 1904 г, вступила в войну с Россией. Русско-японская война 1904—1905 гг. вылилась в серию поражений сухопутных и военно-морских сил России. Ка­питуляция Порт-Артура в декабре 1904 г. и разгром Ти­хоокеанской эскадры в Цусимском проливе в мае 1905 г., а также революционные события внутри страны сделали военное поражение России очевидным. Потери ее состави­ли около 400 тыс. человек, включая раненых и пленных. Россия осталась почти без военно-морских сил.

На переговорах в Портсмуте в сентябре 1905 г. С.Ю. Витте удалось добить­ся относительно благоприятных условий мирного догово­ра. Корея признавалась сферой влияния Японии. Войска обеих стран выводились с территории Манчжурии. В то же время Россия сохраняла свой флот, не теряла своей на­циональной территории, за исключением южной части острова Сахалин, и не платила контрибуции. Усилилось сближение России с Англией. В августе 1907 г. был заклю­чен англо-русский договор, разграничивавший сферы влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Этот договор с учетом соглашений России и Англии с Францией­(1892 год – российско-французский договор о военном союзе – начало складывания Антанты) факти­чески оформил Тройственное согласие (Антанту) и завер­шил раскол Европы на два военно-политических блока. Свидетельствами приближения мировой войны стали: колониальные кризисы, Боснийский кризис 1908—1909 гг. (России не удалось противодействовать присоединению Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины); балканские войны 1912—1913 гг.; коллективный демарш стран Тройственного согласия в конце 1913 г. в связи с миссией генерала Л. Сандерса — посылкой немецких офицеров и генералов на ко­мандные должности в турецкую армию. В результате Рос­сия была втянута в конфликт.

Николай II, памятуя о внутриполитических послед­ствиях русско-японской вой­ны, не хотел вступления Рос­сии в военный конфликт с Тройственным союзом. Когда 28 июня 1914 г. в г. Сараево сербскими националистами Г.Принципом и Н.Чабриновичем был убит наследник авст­ро-венгерского престола эрцгерцог Фердинанд, Россия рекомендовала сербско­му руководству проявить максимальную уступчивость. Но полностью принять, унизительный австро-венгерский уль­тиматум последнее не могло. 15 июля начались военные действия против Сербии. После долгих колебаний Нико­лай II 18 (31) июля решился на объявление общей мобили­зации, поскольку не смог бросить в беде традиционно дру­жественную страну без «потери лица» и без значительного ущерба внешнеполитичес­кому влиянию своей державы. После отказа прекратить мобилизацию Германия 19 июля (1 августа) объявила войну России. 6 августа к Германии присоединилась Австро-Венгрия. 3 и 4 августа в войну вступили соответственно Франция и Англия.

В борьбе с Германией Франция и Англия рассчитывали значительную военную мощь России, армия которой мялась самой многочисленной в мире и имела неплохую боевую выучку. Россия, в свою очередь, используя англий­ское и французское партнерство, стремилась не только ус­транить угрозу германской гегемонии в Европе (это было общей задачей Антанты), но и реализовать в войне соб­ственные цели: присоединить нижнее течение Немана и Восточную Галицию, выбить Австрию с Балкан и добиться преобладающего влияния в этом регионе, овладеть проли­вами Босфор и Дарданеллы, или, по меньшей мере, гаран­тировать свободный проход через них российских судов.

Основным фронтом войны стал Западный. Но русская армия неоднократно оттягивала на себя силы противника в критические для англо-французских войск моменты. В ав­густе-сентябре 1914 г. русское наступление в Восточной Пруссии 1 и 2 армий П.К.Ренненкампфа и А.В.Самсонова помогло спасти Париж и обеспечить успех французов и англичан на Марне, хотя обе армии были разбиты. Германский план (план Шлиффена) быстрого, последовательного разгрома сначала Франции, а затем России, оказался сорванным. Более того, вопреки всем расчетам, именно русская армия в 1914 г. оказалась главной ударной силой Антанты. Потери австро-герман­ских войск на Восточном фронте превысили их потери на Западе. Этому способствовало успешное наступление рус­ских войск на Юго-Западном направлении, в результате чего были заняты Галиция и часть Буковины.

В 1915г. Германия сосредоточила основной удар на рус­ском направлении. С конца марта 1915 г. на участке Горлице — Тарнов отборные немецкие части, переброшенные с Западного фронта, начали наступление. Русской армией была оставлена большая часть завоеванной территории, а также Польша, ряд областей Прибалтики, Белоруссии, Украины. К концу лета 1915 г. линия фронта стабилизирова­лась. В течение второй половины 1915—1916 г. русская про­мышленность, благодаря совместной активности прави­тельства и общественных организаций, смогла ликвидиро­вать дефицит в снабжении армии всем необходимым. Однако параллельно с этим шла быстрая деградация мирных отраслей экономики, нарастали проблемы со снабжением .населения предметами первой необходимости.

В конце мая — июне 1916 г. войска Юго-Западного фронта (командующий А.А.Брусилов) осуществили про­крыв на австрийском направлении, заняв практически всю Буковину. Итогом «Брусиловского прорыва» стало предот­вращение полного разгрома итальянской армии, а также улучшение положения союзников в районе Вердена. Однако развить наступление на Вену Юго-Западному фронту не удалось.

К началу 1917 г. Россия оказалась в наиболее уязвимом положении среди стран Антанты. В течение 2,5 лет войны общие потери России составили 6,5 млн. человек — боль­ше, чем потери Англии и Франции, вместе взятые, и в 1,5 раза больше, чем потери Германии.

Несмотря на ряд военных успехов, психологическое со­стояние солдат было тяжелым. Участились случаи невы­полнения приказов командиров и дезертирства, деморализующую роль на солдат и офицеров оказывала поступав­шая в большом количестве на фронт антиправительствен­ная литература и листовки. Таким образом, русская армия превращалась в очаг потенциальной политической неста­бильности.

Вступление России в, первую мировую войну первона­чально привело к моментальной стабилизации внутриполи­тического положения. На созванной по инициативе лидера националистов Балашова однодневной сессии Государственной думы 26 июля 1914 г. в едином патриотическом по­рыве объединились все — от радикалов до черносотенцев. Лишь социал-демократическая фракция голо­совала против военных кредитов.

Большевики стали «революционными пораженцами». Ленин уже в начале сентября 1914 г. выдвинул главный лозунг в Манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия»: «превращение совре­менной империалистической войны в гражданскую войну».

В остальных социалистических партиях оформились различные течения по вопросу об отношении к войне. Ак­тивных оборонцев, призывавших «всеми силами, всем сердцем и всем помышлением» стремиться к победе Рос­сии, возглавили меньшевик Плеханов и правые эсеры Б.Савинков и Авксентьев. Умеренными интернационалис­тами являлись Бунд, лидер эсеровского центра Чернов, меньшевики из «Нашей Зари», к осени 1915 г. принявшие идею «минимальной самозащиты». На позициях радикаль­ного интернационализма стояли Мартынов, Мартов, Троцкий, левое крыло эсеров во главе с М.Натан­соном.

С самого начала радикально настроенные либералы надеялись использовать открывающиеся в связи с войной возможности самоорганизации в целях укрепления своего политического влияния.

Городские низы откликнулись на известие о начале войны бурной патриотической активностью, сопровождав­шейся разгромом здания немецкого посольства в Петер­бурге. Крестьянство реагировало более сдержанно, однако мобилизация прошла, в целом, спокойно.

В мае 1915 г. на съезде представителей торговли и промышленности прозвучало требование скорейшего созыва длитель­ной думской сессии, к которому присоединились многие консерваторы. Городские низы откликнулись на происхо­дящее антинемецким погромом. Под давлением общественности царь в течение июня — июля отправил в отставку Маклакова, Сухомлинова, обер-прокурора св. Синода В.К.Саблера и министра юстиции И.Щегловитова, назна­чив на их места приемлемых для либералов сановников: кн. Н-Б.Щербатова, А.А.Поливанова, А.Д.Самарина и А.А.Хвостова. Николай II принял предложение российских промышленников ор­ганизовать Особое совещание по обороне. К участию в нем, наряду с правительственными чиновниками, были привлечены представители буржуазии и Думы (впоследст­вии к нему прибавились особые совещания по топливу, по перевозкам, по продовольствию и по беженцам). 25 июня в Москве торжественно открылся Военно-промышленный комитет, через месяц состоялся съезд ВПК. .

19 июля открылась сессия законодательных палат. Все думские фракции — от националистов до каде­тов — поддержали лозунг создания «правительства, пользующегося доверием страны», т.е. готового к сотрудни­честву с Думой. Прогрессисты выдвинули требование от­ветственности перед Думой министерств и с этого момента перешли на более радикальные, по сравнению с кадетами, позиции.

22 августа — шесть фракций Думы (кадеты, прогрессис­ты, левые октябристы, земцы-октябристы, «центр», отко­ловшиеся от фракции Балашова «прогрессивные национа­листы» во главе с гр. Бобринским и Шульгиным) создали «Прогрессивный блок», к которому примкнули левые и центральные группы Государственного Совета. Блок контролировал в Думе около 300 голосов. Он потребовал отставки Горемыкина и создания «министерства доверия», состоящего из либеральных бюрократов и общественных деятелей. Программа Блока включала требования полити­ческой и религиозной амнистии, смягчения национальных зако­нодательств, восстановления профсоюзов и рабочей печати, а также проведения в жизнь комплекса умеренно-либераль­ных реформ (крестьянское равноправие, волостное земство, реформа земских и городских самоуправлений, введение их на территории окраин, развитие кооперативов и т.д.).

Большинство царских министров выразило готовность сотрудничать с блокистами и заявило царю о своем коллективном несогласии с позицией председателя Совета Министров. Одновременно министры высказались против намерения Николая II встать во главе армии. «Забастовка министров» окончи­лась безрезультатно. 3 сентября 1915 г. думская сессия была прервана, а большинство постепенно отправлены в отставку.

Основное требование «Прогрессивного блока» — созда­ние «министерства доверия», назначаемого царем, но при этом обязанного согласовывать свою политику с думским большинством, — было поддержано общественными орга­низациями. Гучков, Ефремов, Коновалов и другие призывали Думу не под­чиняться распоряжению о роспуске, протестовали против переговоров с правительством. Гучков планировал воен­ный переворот с целью свержения Николая II.

Нарастанию политического кризиса способствовала и традиционная для Николая II политика полууступок-полу­репрессий: с одной стороны, отставка Горемыкина, наказ Штюрмеру не конфликтовать с Думой, личный визит в Думу 9 февраля 1916 г., отставка критиковавшегося Про­грессивным блоком Штюрмера, боязнь окончательного роспуска Думы и введения в стране режима военной дик­татуры; с другой — упорное нежелание согласовать с Ду­мой состав правительства, увольнение популярных ми­нистров, неожиданные перерывы и отсрочки думских сес­сий, запреты земских и городских съездов, отказ удалить Распутина и его ставленника — А.Д.Протопопова, возглавившего 18 сентября 1916 г. МВД.

На фоне непрекращающегося противостояния «в вер­хах» [между либеральным обществом и императорской властью) постепенно нарастало движение «внизу». В армии росла численность случаев дезертирства и невыполнения приказов. Число крестьянских волнений выросло за год бо­лее чем в 1,5 раза. С августа 1916 г. непрерывно нарастала активность социальных низов Петрограда, взволнованных возник­шими перебоями с продовольственным снабжением. 17—20 октября прошла 60-тысячная забастовка. Пролетари­ат Петрограда уже с осени 1915 г. во многом находился под влиянием большевистской пропаганды. Влияние социалистических групп, объявивших курс на немедленное заклю­чение мира, стремительно возрастало.

В ноябре — декабре 1916 г. «Прогрессивный блок» пред­принял решительный «штурм власти». Милюков выступил с требованием «министерства доверия» и «ответственного министерства», присоединились Земский и Городской союзы, Государственный Со­вет, дворянский съезд. Однако Николай II именно в этот момент всеобщего оз­лобления против власти решается перейти к более жест­кой политике. В отставку уходит желавший сотрудничать с Думой председа­тель Совета министров А.Ф.Трепов, на его место назначен неспособный к управлению страной, престарелый кн. Н.Д.Голицын. Государственный Совет попол­нился исключительно правыми. Его председателем был на­значен И.Г.Щегловитов.

Отношение к войне Временного правительства.

После Февральской Революции: разногласия между Ввременным Правительством и Советами. Советы при­няли манифест «К народам всего мира», в котором заяв­лялось об отказе от захватнических целей в войне, от ан­нексий и контрибуций и признавалась лишь революцион­ная война с Германией (14 марта). Эта позиция в целом отвечала настроениям масс, но не устраивала кадетов и буржуазию. Проблема отношения к войне, как бы сфокусировавшая в себе остальные вопросы ре­волюции, послужила катализатором нарастания недовольства солдат и рабочих Временным правительством и стала причиной первого политического кризиса, взорвавшего относительное единение, сплочен­ность послефевральского общества.

18 апреля министр иностранных дел Милюков направил союзникам правительственную ноту, в которой подтвер­дил обязательства России вести войну до победного конца. 20 апреля, когда информация о ноте попала в газеты, в Петрограде состоялась стихийная антивоенная демонстрация вооруженных солдат, завершившаяся митингом у Мариинского дворца — резиденции Временного правительст­ва. На следующий день на улицы Петрограда вышло до 100 тыс. рабочих, демонстранты требовали: «Да здравствует мир без аннексий и контрибу­ций». Произошли, первые столкновения со сторонниками Временного правительства.

Более всего дестабилизировала обстановку и подтачива­ла престиж Временного правительства продолжавшаяся война. Учитывая перенапряжение сил Германии и неудер­жимый рост революционных настроений в России, власти готовили наступление, которое призвано было нанести ре­шающий удар противнику и тем самым спасти страну от надвигающейся катастрофы или хотя бы вызвать патриоти­ческий подъем.

Военная организация ЦК большевиков решила провес­ти массовую солдатскую демонстрацию с требованием от­каза от наступления, прекращения войны и передачи влас­ти Советам. Однако I Всероссийский съезд Советов 9 июня запретил на три дня демонстрации в горо­де. Стремясь избежать политической изоляции, ЦК боль­шевиков после острых дискуссий решил отменить демон­страцию.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1471;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.