Межнациональное общение как проблема в молодежной среде

Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частно­сти, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образова­тельных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое вос­приятие и поведение граждан.

Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о нацио­нальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что осо­бенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В Рос­сии, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропа­ганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этниче­ским сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психоло­гией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпи­мость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое от­дельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, осо­бенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогиче­ская работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопси­хология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межна­циональное общение, национальная и культурная толерантность.

Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глоба­лизации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились национа­листические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господ­ствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возраст­ными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по соци­альному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенно­сти обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкива­ют молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из Рос­сии. Содержание национального сознания характеризуется также этатиче-ской, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой держа­вой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духов­но-нравственные начала, культуру, искусство, писателей1.

Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и ис­кусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятель­ство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по фор­мированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оце­ночное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положитель­ного (в отличие от негативного, шовинистического) национального само­сознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно при­держиваться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы вос­питания, в том числе формирования культуры межнационального обще­ния, известны, они описаны в предыдущих главах, есть в специальной ли­тературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международ­ных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по фор­мированию культуры межнациональных отношений.

В нашей стране имеется Концепция государственной национальной по­литики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в совре­менных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интерна­ционализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных от­ношений народов усиливают связи людей разных национальностей и кон­фессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной ра­боты по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры меж­национального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систе­му дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприя­тий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий — внесение в со­держание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специ­альных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», Нацио­нальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об об­разовании» выделяет федеральные и национально-региональные образова­тельные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и на­целенного на совершенствование этого общества.

В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание обра­зования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст. 14)

Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Моло­дежь России», «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конк­ретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнацио­нального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культу­ра межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

• формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отече­ство, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, граждан­ская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

■ приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих об­щечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности про­должать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содер­жание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспита­ния в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международ­ного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) при­нята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как гло­бальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, уко­ренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, уме­ние слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспи­тательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением опреде­ленных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманисти­ческую среду, которая будет способствовать формированию навыков бес­конфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопережи­вания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это помо­жет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни граждан­ского общества, правовом, демократическом государстве.

ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства чело­вечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры вой­ны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утвер­ждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. По­этому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую про­грамму «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она рассчитана на 2001—2005 гг.

Как задачи формирования культуры межнационального общения мож­но привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

• уважение к человеческому достоинству;

• проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжела­тельность, терпимость, великодушие;

• чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

• уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

• потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

• умение управлять своим поведением, своими потребностями, соче­тая их с интересами окружающих;

• стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поли­культурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к раз­личным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориента­цию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, пони­мал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры дру­гих народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к понима­нию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.

3. Детские общественные объединения

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существу­ет ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполага­ет их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение — объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается по­требность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослы­ми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласив­шая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).

ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в по­следние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообраз­нее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской орга­низации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами органи­зации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы инте­ресно проводить свободное время; более 30% — чтобы лучше подготовить­ся к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские органи­зации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных стра­нах, они — реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлет­ворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятель­ности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Учас­тие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, спо­собствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подрост­ковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединени­ях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определили что Формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское обществен­ное учреждение1.

Наиболее распространенной формой сегодня является детская обще­ственная организация самодеятельное, самоуправляемое объединение, созда­ваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирую­щие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. В России более 200 молодежных общественных организаций и объеди­нений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них назы­ваются ассоциациями, лигами, союзами2. Современный этап развития дет­ского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) обществен­ных формирований, отличающихся динамичностью, определенной неза­висимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлени­ем социальным, детское движение выступает как фактор развития личнос­ти, как педагогическое средство.

В детском движении сложились на основе опыта некоторые принци­пы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских форми­рований — создание и становление их по инициативе «снизу», их дея­тельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят по­исковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, спо­собствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:

• широкое разностороннее включение личности в систему обществен­ных отношений, в социальную жизнь;

• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возраст­ным особенностям;

• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и пове­дение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, по­требностей).

Особые социально-педагогические возможности детского общественно­го объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких соци­альных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможно­стью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитатель­ного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, техни­ческой поддержкой различных государственных учреждений.

В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких ра­мок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрос­лые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.

Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные кол­лективы, источники финансирования — все то, что определяется законом об общественных организациях.

Сравнительно новым явлением в современном детском движении явля­ется членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрос­лого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функ­цию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощни­ком и другом.

В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и свободная дея­тельность являются мощным социально-педагогическим средством воспи­тания и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с дру­зьями организовал детскую колонию, такое полуформальное объединение старших и младших для образования, развития последних. В то же время в Англии возникает скаутское движение, распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после 1917 г. прекратило свое существо­вание, вместо него возникло пионерское движение.

Вот что пишут об этом специалисты. В 1906 г. полковник Р. Баден Па­уль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный развед­чик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.

До появления этой книги подобные детские объединения были и в на­шей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинов, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глу­хие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. «Мы и раньше, — пишет Вязьмитинов, — правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».

В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движе­ния: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее — «Будь готов».

Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоно­сец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; что­бы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.

Руководителем отряда — «скаутмастером» — мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, расте­ния или птиц, или человека, нуждающегося в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.

Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму за­щитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руковод­ства в отрядах были «приказы». Например, «Приказ № 150. Беседа о Суво­рове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались вожатыми.

С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроград- ской дружине скаутов в 1915 г. вспоминал старший скаутмастер К. А. Пер-цов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16—18 лет и де­лился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.

Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды (в 1917 г. «летний лагерь») скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроград­ские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.

В Москве скаутские отряды возникли в 1911—1912 гг. В 1915 г. они на­ходились под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И. И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Об­щество содействия Организации юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, гро­мили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров1.

Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве, Анапе, Астра­хани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кис­ловодске и др.

Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела перед собой прецедент, эталон — скаутское движение, воспитательное значение кото­рого оценивала очень высоко.

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направ­ленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительно­сти существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие про­фильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских орга­низаций — Федерация детских организаций (СПО — ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав ко­торого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО — ФДО входят региональные, территориальные органи­зации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объедине­ния по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Фе­дерация детских организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения — детская органи­зация Москвы «Радуга», Воронежская областная организация, детско-юно­шеская организация «Искра» и др.; организации республик России — детс кая общественная организация «Пионеры Башкирии», детская обществен­ная организация Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации раз­личного уровня — Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др.1

Цели СПО — ФДО имеют вполне педагогический характер:

• помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

• оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям — чле­нам Федерации, развивать детское движение гуманистической направлен­ности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и между­народные связи.

Основными принципами СПО — ФДО являются:

• приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

• уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

• сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность наоснове собственных позиций;

• открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО — ФДО является Ассамблея. СПО — ФДО — прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно созда­ется взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО — ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: «Дет­ский орден милосердия», «Золотая игла», «Хочу сделать свое дело» (начина­ющий менеджер), «Древо жизни», «Свой голос», «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здорово­му образу жизни», «Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы», «Экология и дети», «Лидер» и др. Всего более 20 программ2. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть пос­тоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: со­здаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ре­бенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереоти­пы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до ак­тивного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс об­щения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обста­новке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологи­ческой реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действо­вать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодей­ствия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя общие интересы и возможности их удовлетворения. Вари­ант второй предполагает, что детская организация является частью воспи­тательной системы школы, имея определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методиче­ские рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и уч­реждений дополнительного образования о необходимости широкого взаи­модействия с ними (детскими молодежными объединениями)1. Рекоменду­ется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родитель­скую общественность. В штате образовательного учреждения или учрежде­ния дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.); выде­лить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; созда­вать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, пере­ходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему обра­зовательных программах, проектах, что способствует конкурентности про­грамм детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности обще­ственных объединений на педагогических советах школы с участием заин­тересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объ­единениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 671;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.